Иностранный язык

М.Н. Петрова, Н.К. Молош
Самостоятельная учебная деятельность студентов как важный фактор повышения качества овладения иностранным языком // Современное языковое образование в контексте международных интеграционных процессов: состояние и перспективы: материалы Междунар. науч.-пра
Постоянно увеличивающийся и уплотняющийся объем
информации влияет на все сферы жизнедеятельности человека, в том
числе и на образование, заставляет искать формы, методы и
технологии, адекватно отвечающие современным требованиям подготовки
специалистов с широкой профессиональной ориентацией и
компетентностью, что обусловливает принципиальное изменение
организации образовательного процесса: центр тяжести в обучении
перемещается с преподавания на учение как самостоятельную
деятельность студентов по овладению иностранным
языком.
М.Н. Петрова
Интеграция процессов обучения иностранному языку и воспитания в контексте личностно ориентированной парадигмы образования // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам в неязыковом (военном) вузе: матер. Межд. науч.-практ. конф., Минск, 2016, 155
Воспитание предполагает планомерное и целенаправленное
воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования
определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций,
обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной
жизни и труду.
М.Н. Петрова
Развитие учебной автономии обучающегося как важное условие повышения эффективности овладения иностранным языком // Профессионально ориентированный иностранный язык: от обучения к эффективной коммуникации: матер. 3-го городского научно-практ. семинара, Мин
В современном быстроменяющемся мире при постоянно
возрастающем потоке информации неизбежна потребность в получении
новых знаний и развитии новых умений для успешного осуществления
профессиональной деятельности и решения конкретных практических
задач.
Г.И. Саянова
Потребности и мотивы учения и способы их формирования как одно из условий профессионально ориентированного обучения иностранному языку. Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: матер. IX межд. науч.-практ. конф., Мин
В условиях возрастающей интеграции мирового сообщества,
изменений на рынке труда в соответствии с требованиями
компетентностного подхода, развития многосторонних международных
связей иностранный язык для выпускников вузов становится средством
общения в их будущей профессиональной деятельности, средством
профессиональной межкультурной коммуникации.
Г.И. Саянова
Воспитание личности в контексте подготовки конкурентноспособного специалиста в области иностранных языков в неязыковом вузе // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам в неязыковом (военном) вузе: матер. межд. науч.-практ. конф., Минск, 2016, с
На современной этапе, когда многое достигнуто в сфере
международного сотрудничества, расширения партнерских, научных,
деловых связей, повышение квалификации, развитие творческой
активности, формирование личной заинтересованности в достижении
общих целей нашей страны на международной арене, уверенное владение
иностранным языком в профессиональной сфере рассматривается
наиболее востребованной компетенцией.
Г.И. Саянова
Личностно ориентированный процесс воспитания как способ развития личностных и социально-профессиональных компетенций будущего специалиста. Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: традиции и модернизация современного высшего
Воспитание – это формирование всесторонне развитой,
нравственно зрелой, творческой личности обучающегося на основе
общечеловеческих, гуманистических ценностей культуры и знаний,
социального опыта стандартов поведения, необходимых для подготовки
к активной трудовой, общественной и культурной деятельности.
Воспитание отражает интересы личности, общества и
государства.
М.Ю. Ширяева
Формирование духовно-нравственных ценностей в процессе изучения иностранных языков в БГМУ. Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: традиции и модернизация современного высшего образования: Матер. респуб. науч.-метод. конф.,
Сегодня главной целью образования становится
формирование профессионально и социально компетентной личности,
способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося
мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к
созиданию.
М.Ю. Ширяева, Г.И. Саянова
Студенческое самоуправление как основа воспитания социально- профессиональной компетентности выпускника вуза в современном обществе // Инновационный опыт идеологической, воспитательной и информационной работы в вузе: мат VI Респ. науч.-практ. конф., Гомел
Учеба в вузе - это этап формирования личности будущего
специалиста, отвечающего требованиям современного общества с учетом
социально-экономических изменений, компетентного подхода к решению
разнообразных социально-профессиональных и личностных
задач.
М.Ю. Ширяева, О.В. Золотова
Обучение употреблению синонимов в аспекте развития коммуникативной компетенции в медицинском вузе // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: мат. IX межд. науч.-практ. конф., Минск, 12-14 мая 2016, Межд. ун-т «МИТСО
Обучение употреблению соответствующих синонимов в
зависимости от конкретного речевого контента, а также расширение
лингвистических знаний и обогащение речи студента является одной из
главнейших задач процесса обучения иностранному языку.
Г.И. Шаранда
Роль произвольно-сознательного отношения к усвоению иноязычной лексики как составная часть процесса иноязычной подготовки специалиста // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам в неязыковом (военном) вузе: мат. Межд. науч.-практ. конф., Минск:
Известно, что усвоение языкового материала в процессе
вузовского обучения иностранному языку происходит в специфических
условиях, которые характеризуются двумя видами деятельности:
учебной и коммуникативной.
Н.К. Молош
Дифференцированный подход при обучении профессионально ориентированному иноязычному общению // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: мат. IX межд. науч.-практ. конф., Минск, 12-14 мая 2016, Межд. ун-т «МИТСО», стр
Концепция индивидуализации в образовании в настоящее
время становится все более актуальной. Суть данной концепции
заключается в развитии личности обучающихся за счет предоставления
каждому студенту условий для максимального развития его
способностей, формирования у него учебных языковых компетенций, а
также удовлетворения его познавательных интересов и
потребностей.
М.Н. Петрова
Интеграция процессов обучения иностранному языку и воспитания в контексте личностно ориентированной парадигмы образования // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам в неязыковом (военном) вузе: матер. Межд. науч.-практ. конф., Минск, 2016, 155
Воспитание предполагает планомерное и целенаправленное
воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования
определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций,
обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной
жизни и труду.
М.Н. Петрова
Развитие учебной автономии обучающегося как важное условие повышения эффективности овладения иностранным языком // Профессионально ориентированный иностранный язык: от обучения к эффективной коммуникации: матер. 3-го городского научно-практ. семинара, Мин
В современном быстроменяющемся мире при постоянно
возрастающем потоке информации неизбежна потребность в получении
новых знаний и развитии новых умений для успешного осуществления
профессиональной деятельности и решения конкретных практических
задач.
Г.В. Митерева, И.Ю Абедковская
Значение учебной мотивации в активизации учебно-воспитательного процесса студентов // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам в неязыковом (военном) вузе: мат. Межд. науч.-практ. конф., Минск, 2016, с.146-150
В научной литературе, посвященной данному вопросу,
внимание уделяется, прежде всего, изучению мотивов учения
школьников и мотивов труда специалистов в конкретных
областях.
Г.И. Саянова
Формирование межкультурной коммуникативной компетенции как один из способов расширения интеллектуальных возможностей будущего специалиста // Профессиональное иноязычное обр
Расширение международного сотрудничества, развитие
информационно-коммуникативных средств общения, углубление деловых
контактов, культурных и научных связей с зарубежными странами,
усиление конкуренции ведет к изменению характера самого образования
и предполагает профессиональную подготовку конкурентоспособного
специалиста с прочными фундаментальными знаниями, на основе которых
он смог бы обучаться самостоятельно и интегрироваться в мировую
науку.
Г.И. Саянова
Потребности и мотивы учения и способы их формирования как одно из условий профессионально ориентированного обучения иностранному языку. Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: матер. IX межд. науч.-практ. конф., Мин
В условиях возрастающей интеграции мирового сообщества,
изменений на рынке труда в соответствии с требованиями
компетентностного подхода, развития многосторонних международных
связей иностранный язык для выпускников вузов становится средством
общения в их будущей профессиональной деятельности, средством
профессиональной межкультурной коммуникации.
Г.И. Саянова
Воспитание личности в контексте подготовки конкурентноспособного специалиста в области иностранных языков в неязыковом вузе // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам в неязыковом (военном) вузе: матер. межд. науч.-практ. конф., Минск, 2016, с
На современной этапе, когда многое достигнуто в сфере
международного сотрудничества, расширения партнерских, научных,
деловых связей, повышение квалификации, развитие творческой
активности, формирование личной заинтересованности в достижении
общих целей нашей страны на международной арене, уверенное владение
иностранным языком в профессиональной сфере рассматривается
наиболее востребованной компетенцией.
Г.И. Саянова
Текст как основа перехода от обучения к эффективной коммуникации // Профессионально ориентированный иностранный язык: от обучения к эффективной коммуникации: мат. 3-го городского науч.-практ. семинара, Минск, 19 мая 2016, с.128-130
Перед преподавателем стоит задача подготовить студентов
к культурному, профессиональному и личному общению с людьми иной
языковой культуры, при этом на первый план выдвигается углубление
роли социокультурного и профессионального компонента в развитии
коммуникативной компетенции.
Г.И. Саянова
Язык в системе факторов социального и культурного развития. Роль женщины в развитии современной науки и образования: матер. межд. науч.-практ. конф., 17-18 мая 2016, стр.675 – 677
Цель этой статьи – показать, что английский язык и
глобализация идут рука об руку в сферах коммуникации, бизнеса,
политики, упрощая движение мира вперед. Статья также раскрывает
практическое применение английского языка в каждодневной жизни
человека.
Г.И. Саянова
Личностно ориентированный процесс воспитания как способ развития личностных и социально-профессиональных компетенций будущего специалиста. Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: традиции и модернизация современного высшего
Воспитание – это формирование всесторонне развитой,
нравственно зрелой, творческой личности обучающегося на основе
общечеловеческих, гуманистических ценностей культуры и знаний,
социального опыта стандартов поведения, необходимых для подготовки
к активной трудовой, общественной и культурной деятельности.
Воспитание отражает интересы личности, общества и
государства.
М.Ю. Ширяева
Формирование духовно-нравственных ценностей в процессе изучения иностранных языков в БГМУ. Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: традиции и модернизация современного высшего образования: Матер. респуб. науч.-метод. конф.,
Сегодня главной целью образования становится
формирование профессионально и социально компетентной личности,
способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося
мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к
созиданию.
М.Ю. Ширяева
О некоторых аспектах организации духовно-нравственного воспитания в БГМУ. // Инновационный опыт идеологической, воспитательной и информационной работы в вузе: матер. VI Респ. науч.-практ. конф., Гомель, 2016, с.98 - 100
В соответствии с кодексом Республики Беларусь об
образовании воспитание -это целенаправленный процесс формирования
духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности
обучающегося. Целью воспитания является формирование разносторонне
развитой, нравственно зрелой, творческой личности
обучающегося.
М.Ю. Ширяева, Г.И. Саянова
Студенческое самоуправление как основа воспитания социально- профессиональной компетентности выпускника вуза в современном обществе // Инновационный опыт идеологической, воспитательной и информационной работы в вузе: мат VI Респ. науч.-практ. конф., Гомел
Учеба в вузе - это этап формирования личности будущего
специалиста, отвечающего требованиям современного общества с учетом
социально-экономических изменений, компетентного подхода к решению
разнообразных социально-профессиональных и личностных
задач.
О.В. Бабчук
Актуальные проблемы воспитательной работы с молодежью в современных условиях // Инновационный опыт идеологической, воспитательной и информационной работы в вузе: мат VI Респ. науч.-практ. конф., Гомель, 2016, 106с. (электр. сб.) с.9-11
В статье рассмотрены актуальные проблемы воспитания
молодого поколения в современных условиях, опираясь на понимание
воспитания как социокультурного процесса, предполагающего
целенаправленное и планомерное воздействие на личность с целью
формирования у нее необходимых механизмов для жизнедеятельности в
обществе, создание условий ее духовного и физического развития,
обеспечение целенаправленной передачи социально-культурного опыта
старших поколений младшим.
А.А. Царикова
Голосовой форум как средство оптимизации обучения студентов неязыковых вузов иноязычному говорению // Мат. IX Межд. науч.-практ. конф. «Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам», 12-14 мая 2016, С.136-139
Способность бегло и грамотно говорить на иностранном
языке является одним из тех показателей оценки владения ИЯ, которые
и на уровне специалиста-лингвиста, и на уровне обывателя признаются
наиболее важными для оценки компетентности говорящего.
М.Ю. Ширяева, О.В. Золотова
Обучение употреблению синонимов в аспекте развития коммуникативной компетенции в медицинском вузе // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: мат. IX межд. науч.-практ. конф., Минск, 12-14 мая 2016, Межд. ун-т «МИТСО
Обучение употреблению соответствующих синонимов в
зависимости от конкретного речевого контента, а также расширение
лингвистических знаний и обогащение речи студента является одной из
главнейших задач процесса обучения иностранному языку.
М.Ю. Ширяева, О.В. Золотова
Употребление синонимов понятия «болезнь» в английском языке // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: мат. IX межд. науч.-практ. конф., Минск, 12-14 мая 2016, Межд. ун-т «МИТСО», с.342-345
В статье отражено исследование особенностей перевода
понятия «заболевание / болезнь», которое имеет целый ряд синонимов
в английском языке: "disease", "illness", "sickness", "ailment",
"affection", "affliction", "malady", "morbus", "malum", "disorder",
"trouble", "distress", "disturbance", "complaint".
З.Ф. Корнева
Процесс становления иноязычной речи при использовании средств динамической наглядности // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: мат. IX межд. науч.-практ. конф., Минск, 12-14 мая 2016, Межд. ун-т «МИТСО», с.83-86
В процессе овладения иностранным языком внешней
наглядности отводится стимулирующая и, по возможности, максимально
однозначная роль. Полное отсутствие внешней предметной наглядности
оказывает сдерживающее влияние не только на развитие ситуативной
речи, но и на овладение иностранным языком в целом.
З.Ф. Корнева
Наглядность при современном обучении иностранным языкам. //Мат. Межд. науч.-практ. конф. Современное языковое образование в контексте межд. интеграционных процессов: состояние и перспективы: МГЛУ, 17-18 декабря 2015, Минск
Главной целью обучения иностранным языкам в вузе
является владение иностранным языком, который служит для
формирования и формулирования мыслей по своей специальности.
Возросшие международные связи требуют умения говорить на
иностранном языке и понимать иноязычную устную речь.
Г.И. Шаранда
К вопросу об организации и повышении результативности обучения иностранным языкам в условиях медицинского вуза // Медицинский журнал, 2016, №2
В статье рассматриваются вопросы организации
продуктивной учебной деятельности по овладению иностранным языком,
вопросы обучения чтению как наиболее мотивированного вида учебной
деятельности и надежного средства профессионального общения
специалистов разных направлений, место курса иностранного языка при
подготовке инновационно ориентированных специалистов, а также
внешние мотивы для изучения иностранного языка.
Г.И. Шаранда
Обучение речевому высказыванию на основе текста по специальности // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: мат. IX межд. науч.-практ. конф., Минск, 12-14 мая 2016, Межд. ун-т «МИТСО», С.146-148
Полноценное занятие по иностранному языку с точки
зрения коммуникативной компетенции невозможно без использования
текстов. Текст всегда находится в центре внимания занятия, вокруг
него фактически и строится само занятие.
Г.И. Шаранда
Роль произвольно-сознательного отношения к усвоению иноязычной лексики как составная часть процесса иноязычной подготовки специалиста // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам в неязыковом (военном) вузе: мат. Межд. науч.-практ. конф., Минск:
Известно, что усвоение языкового материала в процессе
вузовского обучения иностранному языку происходит в специфических
условиях, которые характеризуются двумя видами деятельности:
учебной и коммуникативной.
Н.К. Молош
Индивидуальная философия преподавателя и преподавательский менеджмент // Профессиональное иноязычное образование: проблемы и перспективы: мат. Респ. науч.-прак. конф., Брест, 2016, стр.105-107
В настоящее время предъявляются более высокие
требования как ко всему образовательному процессу, так и к
отдельному преподавателю вуза, который должен осуществлять
педагогическую деятельность по организации и созданию эффективной
системы управления процессом подготовки специалистов.
Н.К. Молош
Роль иноязычного образования в формировании личности современного врача// Инновационные подходы в обучении иностранным языкам в неязыковом (военном) вузе: мат. Межд. науч.-практ. конф., Минск: 2016, стр.321-324
В международной практике сегодня придается большое
значение доверительности отношений между пациентом и лечащим
врачом, так называемое сотрудничество врача и пациента, а принципы
врачебного поведения с точки зрения этики и морали изучаются
студентами медицинских вузов на базе учебной дисциплины деонтологии
уже на первых курсах.
Н.К. Молош
Дифференцированный подход при обучении профессионально ориентированному иноязычному общению // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: мат. IX межд. науч.-практ. конф., Минск, 12-14 мая 2016, Межд. ун-т «МИТСО», стр
Концепция индивидуализации в образовании в настоящее
время становится все более актуальной. Суть данной концепции
заключается в развитии личности обучающихся за счет предоставления
каждому студенту условий для максимального развития его
способностей, формирования у него учебных языковых компетенций, а
также удовлетворения его познавательных интересов и
потребностей.
И.А. Скачинская
Современные технологии обучения профессионально ориентированному общению // Роль женщины в развитии современной науки и образования: мат. межд. науч.-практ. конф., 17-18 мая 2016г.
Основной целью обучения иностранным языкам является
формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся,
обучение практическому овладению иностранным языком. Современные
педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве,
проектная методика, использование новых информационных технологий,
Интернет – ресурсов, помогают реализовать личностно–ориентированный
подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию
обучения с учетом способностей студентов, их уровня подготовки,
склонностей.
О.В. Бабчук, И.А. Скачинская
Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в неязыковых вузах // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: мат. IX межд. науч.-практ. конф., Минск, 12-14 мая 2016, Межд. ун-т «МИТСО», с.19-21
Когда мы говорим о современных требованиях к высшему
образованию, мы, прежде всего, имеем ввиду его профессиональную
ориентацию. Под профессионально-ориентированным понимается
обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении
иностранного языка, диктуемых особенностями будущей профессии или
специальности.
О.В. Бабчук, И.А. Скачинская
Современные тенденции обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Профессиональное иноязычное образование: проблемы и перспективы: мат. Респ. науч.-практ. конф., Брест, 2 февраля 2016, с.12-13
Проведенные исследования педагогической работы
показали, что обучение иностранным языкам сегодня невозможно без
инновационной составляющей. В свете современных требовании к целям
обучения иностранному языку меняется статус как обучаемого, так и
преподавателя, имеет место переход от схемы «преподаватель–студент»
к инновационным технологиям.
Н.К. Молош
К вопросу о повышении качества профессионально ориентированной языковой подготовки //Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: Мат. VII межд. научно-практ. конф., Минск, МИТСО, 15-17 мая 2014г., стр.110-111
В условиях быстрого научно-технического прогресса и
высоких требований, предъявляемых к современным специалистам,
неизбежен переход от традиционной методики преподавания иностранных
языков к более гибкой и качественной.
Н.К. Молош, М.Н. Петрова
Оптимизация процесса иноязычного образования на основе информационных компьютерных технологий // Межд. межвуз. сб. науч. трудов «Язык медицины», Вып. 5, Самара, СМГУ, 2015, стр. 209-215
Внедрение информационных компьютерных технологий
является важным аспектом повышения качества языковой подготовки
студентов медицинского университета. Оно обеспечивает развитие
профессионально направленной коммуникативной иноязычной компетенции
будущего врача. Использование компьютера и Интернета в учебном
процессе улучшает качество обучения и дает толчок развитию новых
форм работы на занятии.
М.Н. Петрова
Управляемая самостоятельная работа студентов как важный фактор повышения эффективности обучения иностранному языку в вузе // Сбор. матер. межд. науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы обучения иностранному языку» 22.11.2013, Минск, БНТУ, 2014, с. 112-114
Главной ценностью образования становится формирование у
обучающихся потребности в знаниях, возможность их практического
применения, способность мыслить творчески, осуществлять поиск
необходимой информации, решать проблемы, характерные для будущей
профессиональной деятельности.
Г.И. Саянова
Управление самостоятельной работой студентов // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы обучения иностранному языку в вузах неязыкового профиля» - Минск, БНТУ, 2014 - с. 128-131
Под самостоятельной работой понимается активное и
целенаправленное изучение студентами учебного материала, развитие и
совершенствование умений и навыков, приемов и методов, направленных
на усвоение знаний, самоорганизацию и самоконтроль.
Н.К. Молош
Деятельностный подход при обучении иностранному языку в медицинском ВУЗе // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалистов: сб. науч. статей, Брест: БрГУ, 2013г., С. 133-135
Все более высокие требования, предъявляемые к
подготовке будущих специалистов-медиков, обусловливают поиск новых
путей в преподавании. Одним из таких решений в области преподавания
иностранных языков является деятельностный подход (learning by
doing), который ставит перед собой задачу овладения иностранным
языком для достижения определенных коммуникативных целей через
действия.
М.Н. Петрова, Е.Г. Бжоско
Организация продуктивной учебной деятельности как важное условие повышения качества обучения иностранному языку // Материалы межд. науч.-практ. конф. «Инновации в обучении иностранным языкам: опыт, проблемы, перспективы» - Минск, 2014 – с.158-161
Организация изучения иностранного языка на базе
развития продуктивной учебной деятельности обучающегося является
одним из направлений стратегических инноваций в языковом
образовании.
Г. И. Саянова, И. Ю. Абедковская
Развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов-медиков при обучении навыкам устной речи // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалистов: сб. науч. статей, Брест, 2013г., С. 135-138
Основной целью обучения студентов медицинского
университета иностранному языку в настоящее время является
формирование и развитие у них коммуникативной компетенции, т.е.
способности и готовности осуществлять как непосредственное общение
(говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение
(чтение и понимание иноязычных текстов, письмо), в частности, в
ситуациях профессионального делового общения.
М.Ю. Ширяева
К вопросу о построении перспективной модели дополнительного образования взрослых в Республике Беларусь // Сборник материалов тематической дискуссии «К вопросу о построении перспективной модели дополнительного образования взрослых в Республике Беларусь» -
Образование является неисчерпаемым ресурсом, который
может развиваться человеком на протяжении всей его жизни.
Современные условия экономики, социальной жизни требуют от их
участника мобильности и активности, поскольку данные качества
обеспечат должный уровень успешности личности, а следовательно, и
определенного сектора общества.
З.Ф. Корнева
Психологические основы формирования профессионально направленной деятельности преподавателя иностранного языка // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: матер. VIII межд. науч.-практ. конф., Минск, 14-16 мая 2015г,
В современном мире научно технический прогресс общества
невозможен без знания иностранных языков. Владение иностранным
языком дает возможность студенту-медику знакомиться с современными
технологиями и методиками, помогает повышать уровень
профессиональной компетенции, устанавливать и поддерживать
профессиональные контакты с зарубежными коллегами.
О.М. Костюшкина, Е.П. Кукьян
Обучение иноязычной письменной речи на этапе послевузовского образования // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: матер. VIII межд. науч.-практ. конф., Минск, 14-16 мая 2015г, С.63-66
Совершенствование навыков и развитие умений всех видов
речевой деятельности осуществляется путем моделирования ситуаций,
имитирующих личную, образовательную, профессиональную и
социокультурную сферы общения, однако профессионально
ориентированная направленность остается доминирующей.
Н.К. Молош, М.Н. Петрова
«Учение через деятельность» как одна из стратегий обучения иностранным языкам студентов-медиков // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: Матер. VIII межд. науч.-практ. конф., Минск, 14-16 мая 2015г, С.88-91
Являясь сегодня приоритетной методологической формой,
„учение через деятельность“ (learning by doing) решает задачу
подготовки специалистов, способных адекватно действовать в
различных ситуациях профессиональной жизни, грамотно принимать
решения, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных
обстоятельствах, готовых к инновационной деятельности в своей
профессиональной сфере.
Г.И. Саянова
Предтекстовые упражнения как один из способов формирования профессионально ориентированного иноязычного общения у студентов медицинского университета // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: матер. VIII межд. науч
Расширение международного сотрудничества требует от
современного специалиста владения иностранным языком, что дает
возможность для профессиональной самореализации. Работа
преподавателя должна быть направлена на развитие у студентов
навыков делового общения на иностранном языке.
А. А. Царикова
Технически опосредованные социальные технологии как перспективный путь развития обучения иноязычному общению в медицинском вузе // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: Матер. VIII межд. науч.-практ. конф., Минск,
На протяжении последних десятилетий в отечественной и
зарубежной педагогике и методике преподавания иностранных языков
предпринималось немало попыток технологизировать учебный процесс
для достижения различных целей образования: оптимизации и
интенсификации обучения, внедрения инноваций, сбережения
материальных и нематериальных ресурсов при сохранении качества
обучения.
Г.И. Шаранда
Грамматическая компетенция как основа успешного владения иностранным языком // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: Матер. VIII межд. науч.-практ. конф., Минск, 14-16 мая 2015г, С.143-144
Целью этой статьи является попытка рассмотреть с
позиции личностно-ориентированного подхода вопрос о получении и
сохранении в памяти студентов суммы знаний, которые обеспечивают,
как и тренировочные упражнения, качество грамматических навыков
данного иностранного языка, т.е. теоретическую и грамматическую
информацию.
М.Ю. Ширяева
К вопросу о современных формах и методах обучения в медицинском университете // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: Матер. VIII межд. науч.-практ. конф., Минск, 14-16 мая 2015г, С.148-150
Бурное развитие современной медицинской науки и
инновационных технологий, стремительные темпы приумножения объема
информации в медицине требует постоянного обновления знаний,
повышения качества профессиональной компетенции специалистов
медиков, поиска нетривиальных путей решения проблем
образования.
М. Ю. Ширяева, О. В. Золотова
О некоторых особенностях перевода медицинских текстов (на примере английского языка) // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: Матер. VIII межд. науч.-практ. конф., Минск, 14-16 мая 2015г, С.151-153
Интеграция Республики Беларусь в мировое сообщество,
расширение международного сотрудничества, рост профессиональных
контактов между специалистами различных стран требуют от
современного конкурентоспособного специалиста свободного владения
иностранным языком и нормами иноязычного профессионального
общения.
И.А. Скачинская, О.В. Бабчук, А.В. Менжинская-Войтова
Эпонимы в медицинской терминологии // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: Матер. VIII межд. науч.-практ. конф., Минск, 14-16 мая 2015г, С.148-150
Целью обучения иностранному языку студентов неязыковых
специальностей является достижение уровня, достаточного для его
практического использования в профессиональной деятельности, а для
большинства специалистов - это овладение навыками перевода текстов
по специальности. Препятствием на пути к адекватному переводу часто
становится недостаточное владение терминологией изучаемой
специальности.
М.Н. Петрова, Н.К. Молош
Интеграция культурологических знаний в обучение иностранному языку // Профессионально ориентированный иностр. язык: от обучения к эффективной коммуникации. – Мат. 2-го город. науч.-практ. семинара, Минск, 20 мая 2015г. – С.59-62
В условиях стремительного расширения форм и видов
межкультурного общения, интенсивного развития информационных и
коммуникационных технологий, формирования глобального культурного и
образовательного пространства важным является развитие
межкультурной компетенции обучающихся для обеспечения их успешной
жизнедеятельности в современном быстро изменяющемся
мире.
М.Н. Петрова
Развитие межкультурной компетенции как важный компонент обучения иностранному языку // Язык и межкультурная коммуникация: вопросы профессионально ориентированного обучения: Сб. науч. ст.,2015 – С.227-231
Формирование и развитие межкультурной компетенции в
рамках компетентностной модели образования ориентирует на овладение
не только системой языка, но и иноязычной культурой. В этом
контексте языковая подготовка в системе высшего профессионального
образования должна обеспечивать развитие у обучающихся умений и
способностей, позволяющих использовать иностранный язык для
межкультурного общения и профессионального
взаимодействия.
Абедковская И.Ю., Митерева Г.В.
Взаимодействие куратора и студентов курируемой группы при проведении праздничного мероприятия
Комплекс коллективных праздничных мероприятий должен
быть направлен на то, чтобы вызвать у студентов определенные
переживания, направленные на формирование необходимых им жизненных
установок и создание цельности настроения студенческой
группы.
А.А. Царикова
Речевые умения русскоязычного обсуждения клинического случая как объект овладения иностранными студентами-медиками
Изучение русского языка иностранными студентами
является залогом приобретения высокого уровня профессиональных
медицинских знаний, навыков, умений и качества их коммуникативной
компетенции в профессиональном общении.
А.А. Царикова
Технически опосредованные социальные технологии как перспективный путь развития обучения иноязычному общению в медицинском вузе
На протяжении последних десятилетий в отечественной и
зарубежной педагогике и методике преподавания иностранных языков
предпринималось немало попыток технологизировать учебный процесс
для достижения различных целей образования: оптимизации и
интенсификации обучения, внедрения инноваций, сбережения
материальных и нематериальных ресурсов при сохранении качества
обучения.
А.А. Царикова
Коллективное принятие решений как фактор активизации обучения иноязычному говорению
Проблема обучения иноязычному говорению не перестаёт
быть актуальной несмотря на современные достижения методической
науки, внедрение в практику новейших учебных технологий и
технических средств обучения, которые, хотя и приближают решение
проблемы, не являются её исчерпывающим ответом.
М.Н. Петрова
Активизация самостоятельной учебной деятельности студентов как важный фактор развития профессиональной иноязычной компетенции // Методика преподавания иностранных языков: традиции и инновации: сб. науч. трудов по матер. межд. науч.-метод. конф.-вебинара.
Самостоятельная учебная деятельность студента по
овладению иностранным языком является одной из важнейших
составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит
формирование и развитие инициативной, творческой личности,
обладающей профессиональной иноязычной компетентностью, способной
осуществлять профессиональное взаимодействие в сфере медицины на
международном уровне.
М.Н. Петрова
Совершенствование качества языковой подготовки специалистов медицинского профиля в контексте компетентностного подхода // Медицинский дискурс: вопросы тории и практики: мат. 4-й межд. науч.-практ. конф., 2016, 190 c.
Происходящая в конце XX и начале XXI века в Европе
модификация структуры и оценочных процедур высшего
профессионального образования затронула и его результативно-целевую
основу, что обусловило переориентацию парадигмы образования со
«знание центрической» на компетентностную модель.
М.Н. Петрова
Использование интерактивной доски при обучении иностранному языку в вузе. // Медицинский дискурс: вопросы тории и практики: матер. 4-й межд. науч.- практ. конф., 14 апреля 2016г., 190 c.
Эффективная подготовка будущих профессиональных кадров
общества является главной целью современной системы образования.
Внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа,
информационной компьютерной сети Интернет оказывает большое влияние
на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании
и методах обучения иностранным языкам.
Г.И. Саянова
Развитие профессиональной коммуникативной компетенции как один из способов подготовки конкурентоспособного специалиста. // Медицинский дискурс: вопросы тории и практики: матер. 4-й межд. науч.- практ. конф., 14 апреля 2016г., 190c.
На современной этапе, когда многое достигнуто в сфере
международного сотрудничества, углубления деловых контактов,
культурных и научных связей с зарубежными странами, усиление
конкуренции ведет к изменению характера самого образования и
предполагает профессиональную подготовку конкурентноспособного
специалиста, обладающего не только прочными знаниями, умениями и
навыками по своей специальности, но и системой ценностных
координат, таких как независимое критическое мышление, умение
аргументировать собственную точку зрения, уважение к чужому
мнению.
М.Ю. Ширяева
Организация процесса обучения английскому языку иностранных студентов на подготовительном отделении БГМУ // Медицинский дискурс: вопросы тории и практики: матер. 4-й межд. науч.- практ. конф., 14 апреля 2016г., 190c.
Знание иностранного языка, в частности английского,
необходимо на всех уровнях системы здравоохранения в современной
Беларуси, так как язык — это необходимый инструмент для написания
статей в международные научные издания, участия в конференциях,
развития национальной медицины с опорой на зарубежный опыт,
коммуникации с постоянно увеличивающимся потоком иностранных
туристов.
М.Н. Петрова
Соизучение языка и культуры как необходимое условие развития межкультурной коммуникативной компетенции // Теория и практика профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам: мат. IX Межд. научно-практ. конф., Минск, 12-14 мая 2016, 293-296
Урок иностранного языка – это перекресток культур,
практика межкультурной коммуникации. За каждым иностранным словом
стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире.
Перед преподавателем иностранного языка стоит не столько
практическая задача обучения языку как системе языковых единиц,
сколько подготовка студентов к межкультурному общению, в том числе
и по профессиональным аспектам, развитие социальных,
коммуникативных компетентностей, личностных качеств.
М.Н. Петрова
Роль информационно-коммуникационных технологий в активизации самостоятельной учебной деятельности студентов в контексте компетентностного подхода // Профессиональное иноязычное образование: проблемы и перспективы: матер. Респ. науч.-практ. конф., Брест, 2
Современный этап развития общества характеризуется
постоянно увеличивающимся и уплотняющимся объемом информации,
включенностью человека в новые коммуникационные практики на основе
высоких технологий и Интернета, что влияет на все сферы
жизнедеятельности человека, включая образование.
Кузьмина В.В.
Использование коммуникативных игр в обучении иностранному языку в неязыковом ВУЗе. // УО «Белорусский государственный медицинский университет», Минск.
Специфика преподавания иностранного языка в неязыковом
вузе состоит в отсутствии достаточной заинтересованности студентов
в предмете. Использование игр как одного из приемов обучения
значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и
доступнее, а, следовательно, повышает интерес студентов. Более
того, игровые технологии отвечают гуманизации педагогического
процесса.
Молош Н.К.
К вопросу о социальных формах работы при обучении иностранному языку. // УО «Белорусский государственный медицинский университет», Минск.
В последние десятилетия школа и научно-педагогическая
мысль занимаются поиском путей повышения эффективности учебного
процесса. Один из способов повышения эффективности обучения
иностранному языку представляет собой использование групповых форм
организации работы на уроке.
Бжоско Е.Г., Петрова М.Н.
К вопросу формирования профессиональной иноязычной компетенции у студентов медицинского университета. // УО «Белорусский государственный медицинский университет», Минск.
Главной ценностью образования в условиях перехода в
информационное общество становится формирование у обучающихся
потребности в добывании знаний, возможность их практического
применения, способность мыслить творчески, самостоятельно пополнять
свои знания, в данном случае, в области медицины, осуществлять
поиск необходимой информации, решать проблемы, характерные для
будущей профессиональной деятельности.
Петрова М.Н., Бжоско Е.Г.
Проектная деятельность в профессионально ориентированном обучении иностранному языку в медицинском университете. // УО «Белорусский государственный медицинский университет», Минск.
Организация учебного процесса по иностранному языку в
медицинском университете направлена на повышение его качества и
эффективности, формирование инициативной, творческой личности,
обладающей иноязычной профессиональной компетентностью, способной
осуществлять профессиональное взаимодействие на международном
уровне развития медицинской науки.
Бжоско Е.Г., Петрова М.Н.
Современные инновационные образовательные технологии в профессионально ориентированном обучении иностранному языку в медицинском университете. // УО «Белорусский государственный медицинский университет», Минск.
Обучение иностранным языкам студентов, аспирантов,
магистрантов, соискателей, слушателей элективных курсов должно
иметь профессиональную направленность, что диктует необходимость
вооружить обучаемых практическими умениями и навыками, которые
позволили бы использовать иностранный язык как средство
профессиональной деятельности и систематического пополнения
профессиональных знаний.
Молош Н.К.
Формирование межкультурной профессиональной компетенции у студентов-медиков. // УО «Белорусский государственный медицинский университет», Минск.
В современную эпоху - эпоху глобализации -
модернизируется и система высшего образования, повышаются
требования к подготовке молодых специалистов. Высшее образование
ставит перед собой задачу формирования у них профессионально
ориентированной, межкультурной и коммуникативной
компетенции.
М.Н.Петрова, Е.Г.Бжоско
Организация продуктивной учебной деятельности как важное условие повышения качества обучения иностранному языку
Современные концептуальные положения, принятые в
иноязычном образовании, связаны с переходом от репродуктивной
обучающей модели к продуктивным образовательным технологиям,
акцентированием личностно-ориентированного вектора образовательного
процесса.
Г. И. Саянова, И. Ю. Абедковская
Развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов-медиков при обучении навыкам устной речи
Основной целью обучения студентов медицинского
университета иностранному языку в настоящее время является
формирование и развитие у них коммуникативной компетенции, т.е.
способности и готовности осуществлять как непосредственное общение
(говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение
(чтение и понимание иноязычных текстов, письмо), в частности, в
ситуациях профессионального делового общения.
Н.К. Молош
Деятельностный подход при обучении иностранному языку в медицинском вузе
Все более высокие требования, предъявляемые к
подготовке будущих специалистов-медиков, обусловливают поиск новых
путей в преподавании. Одним из таких решений в области преподавания
иностранных языков является деятельностный подход (learning by
doing), который ставит перед собой задачу овладения иностранным
языком для достижения определенных коммуникативных целей через
действия.
Н.К. Молош, Л.С. Капитула
Менеджмент в учебной аудитории
Менеджмент - это комплекс общих принципов, форм,
приемов, методов, обеспечивающих компетентно-профессиональное
управление конкретной системой. Что касается образовательного
процесса, то педагогический менеджмент в вузе имеет свою специфику.
Он представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность
по организации и созданию эффективной системы управления процессом
подготовки специалистов.
З.Ф. Корнева
Психологические предпосылки овладения иностранным языком взрослыми в процессе развития профессионально ориентированного общения
Владение иностранным языком, который служит для
формулирования мыслей по специальности можно считать главной целью
обучения иностранным языкам в вузе. Владение иностранными языками
позволяет знакомиться с современными технологиями, служит
установлению профессиональных контактов с зарубежными коллегами,
способствует повышению профессиональной компетенции.
М.Н. Петрова
Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции на основе личностно-ориентированного обучения
Новая ценностно-смысловая ориентация иноязычного
образования на современном этапе связана с антропоцентрической
парадигмой образования, выдвигающей в качестве основной
лингвообразовательной ценности личность обучающегося, ее языковые и
когнитивные сферы.[2]
Ширяева М. Ю.
Компетентностный подход в дополнительном образовании взрослых
Дополнительное образование взрослых сегодня это в
первую очередь сегмент рынка образовательных услуг призванный
удовлетворять социально-культурные и экономический потребности
населения страны. Проводимые реформы и модернизация всех сфер
деятельности привело к необходимости получения новых знаний,
специальностей, профессиональной переориентации или
коррекции.
М. Ю. Ширяева
К вопросу о становлении образования взрослых в Беларуси в советский период
Образование взрослых это самостоятельная система,
имеющая свою историю развития. Зарождение образования взрослых
происходило на фоне экономических, социально-культурных и
политических преобразований происходящих в стране начиная со второй
половины ХIX века. Однако интенсивное развитие образование взрослых
в нашей стране получило после революции 1917г.
М. Ю. Ширяева
К вопросу о законодательно-нормативном регулировании дополнительного образования взрослых
Дополнительное образование взрослых является сегодня
неотъемлемой частью непрерывного образования и в последние годы
становиться системо-образующий фактор эффективного развития
экономики страны. Увеличивается количество желающих расширить
кругозор, улучшить свое благосостояние, выйти на новый жизненный
уровень под средством повышения своего профессионального уровня
и/или получения дополнительных знаний, умений и навыков позволяющих
быстро реагировать на изменения, происходящие в окружающем
мире.
А.А. Царикова
Комплекс упражнений для обучения студентов медицинских вузов иноязычному говорению с использованием кейс-технологии // Вестник МГЛУ, 2014, №1
В статье рассматривается комплекс упражнений с
использованием кейс-технологии для совершенствования навыков и
развития умений иноязычного говорения студентов-медиков. Типология
заданий обусловлена этапами технологии, а виды заданий определяются
навыками или умениями, на которые они направлены.
А.А. Царикова
Социосинергетические резервы обучения иноязычному говорению студентов-медиков с использованием кейс-технологии // Вестник МГЛУ, 2013, №2
Статья посвящена рассмотрению связей между коллективной
учебной деятельностью, энергией личности и социальной синергией,
возникающей во время эффективного осуществления коллективной
деятельности. Определяется роль социосинергии в процессе
социализации личности, а также условия ее возникновения в процессе
овладения иноязычным говорением в медицинском вузе.
М.Н. Петрова
Усиление роли самостоятельной учебной деятельности студентов в формировании профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции // Профессионально ориентированный иностранный язык: от обучения к эффективной коммуникации: материалы городского научно-пр
В данной модели центр тяжести в обучении перемещается с
преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в
образовании. Главной ценностью образования становится формирование
у обучающихся потребности в знаниях, умения осуществлять поиск
необходимой информации, способности мыслить творчески, готовности к
саморазвитию, самообразованию, инновационной
деятельности.
М.Н. Петрова
От парадигмы обучения к парадигме учения // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: материалы VII Межд. науч.-практ. конф., Минск, 15-17 мая 2014г.
Главной ценностью образования становится формирование у
обучающихся потребности в знаниях, способности мыслить творчески,
умения осуществлять поиск необходимой информации, готовности к
самообразованию, инновационной деятельности.
З. Ф. Корнева
Психологические основы формирования профессионально направленной деятельности преподавателя иностранного языка // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: материалы VII Межд. науч.-практ. конф., Минск, 15-17 мая 2014
В учебном процессе сочетаются как традиционные, так и
инновационные формы обучения. Это сочетание в
учебно-образовательном процессе определяет интенсификацию процессов
творчества, инициативность и самостоятельность наших студентов,
способствует развитию творческого мышления.
Н.К. Молош
К вопросу о повышении качества профессионально ориентированной языковой подготовки // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: материалы VII Межд. науч.-практ. конф., Минск, 15-17 мая 2014г.
В условиях быстрого научно-технического прогресса и
высоких требований, предъявляемых к современным специалистам,
неизбежен переход от традиционной методики преподавания иностранных
языков к современной коммуникативной, чтобы повысить качество
профессионально ориентированной языковой подготовки.
Г.И. Саянова
Употребление формул разговорной речи как один из элементов формирования английского языкового сознания // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: материалы VII Межд. науч.-практ.конф., Минск, 15-17 мая 2014г.
На занятиях этого типа студенты тренируются в
употреблении формул разговорной речи и приобретают умения активно
пользоваться лексикой и фразеологией различных стилистических слоев
языка.
Г.И. Шаранда
К вопросу об этимологии образных выражений в языке медицины // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: материалы VII Межд. науч.-практ. конф., Минск, 15-17 мая 2014г.
Любой язык обогащается образными выражениями, в
основном, из литературных произведений, созданных на этом языке.
Однако всякий европейский язык содержит, прежде всего, большой
пласт образных выражений, заимствованных из латинского языка, ибо
античная культура, как известно, является основой всей европейской
цивилизации.
И.А. Скачинская
Некоторые аспекты обучения переводу текстов по специальности // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: материалы VII Межд. науч.-практ. конф., Минск, 15-17 мая 2014г.
Развитие у студентов умения переводить литературу по
специальности и извлекать профессионально-значимую информацию
выступает в качестве главной задачи в программе курса иностранного
языка в неязыковых вузах.
М.Н. Петрова
Роль самостоятельной работы студентов в повышении качества овладения иностранным языком - Военное образование: традиции, опыт и современность//Матер. XII межд. науч.-метод. конф. 2014, с. 321-324
Главной ценностью образования становится формирование у
обучающихся потребности в знаниях, способности мыслить творчески,
осуществлять поиск необходимой информации, готовности к
саморазвитию, самообразованию, инновационной
деятельности.
А.В. Менжинская-Войтова
Специфика обучения иностранному языку на военно-медицинском факультете БГМУ – Военное образование: традиции, опыт и современность//Матер. XII межд. науч.-метод. конф., 2014, с. 321-324
Кафедра ВЭ и ВГ основное внимание уделяет
профилактическим мероприятиям. Здесь обучают предупреждать
заболевания, организовывать повседневную жизнь так, чтобы не
допустить травматизма и вспышек инфекционных заболеваний в воинских
формированиях.
М. Ю. Ширяева
Использование мультимедийных презентаций как средство совершенствования процесса обучения иностранному языку // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: матер. VII Межд. науч.-практ. конфер., Минск, 15-17 мая 2014г.
Систематическое использование презентаций позволяет
повысить эффективность образовательного процесса, обеспечивает
высокую мотивацию обучения и повышает познавательный интерес путем
вовлечения студентов втворческий процесс, открывает новые
возможности, позволяющие им самим делать открытия.
М. Ю. Ширяева, О. В. Бабчук
Исследовательская работа студентов на кафедре иностранных языков БГМУ как средство повышения качества профессионального образования // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: материалы VII Межд. науч.-практ. конф.,
На современном этапе развития системы отечественного
образования одной из центральных форм процесса обучения становится
научно - и учебно-исследовательская деятельность
студентов.
Л.С. Капитула, Н.К.Молош
Историко-этимологическая терминология зубоврачебных материалов//Матэрыялы міжнароднай навуковай канферэнцыі «Этналогiя: генэзiс традыцыйнага» - Минск. БНТУ 25-26.04.2014 - с. 72-75
В современной терминологии для обозначения
металлической зубной коронки с золотым напылением употребляется
заимствованное из английского языка терминологическое
словосочетание onlay d’or, что значит «incrustation d’or recouvrant
plus ou moins la partie coronaire d'une dent...», т.е. «инкрустация
золотом, покрывающая большую или меньшую часть коронки
зуба».