Воспитательная работа кафедры эпидемиологии

Цель идеологической и воспитательной работы – формирование разносторонне развитой, нравственно и социально зрелой личности врача и провизора, обладающей качествами гражданина-патриота, готовностью к профессиональному и личному самосовершенствованию.

Задачи:

  • формирование у обучающихся активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры, знаний основ государственной идеологии; привитие идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
  • укрепление у студентов идей мира и созидания, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной, эстетической культуры, сохранение и укрепление семейных ценностей, ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей;
  • приобщение к мировой и национальной культуре, готовности жить в поликультурном мире;
  • формирование культуры профессиональной деятельности, повышение мотивации студентов в образовательном процессе по овладению необходимых знаний, умений, навыков;
  • создание условий для самореализации, развития инновационного потенциала обучающихся; поддержка молодежных инициатив;
  • формирование знаний, умений, навыков в сфере социальных и межличностных отношений, развитие психологической культуры личности;
  • развитие физической культуры и спорта, формирование безопасного поведения обучающихся в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни, навыков здорового образа жизни, осознания значимости здоровья как ценности;
  • создание условий для выявления и развития творческих способностей обучающихся, развитие форм и методов социокультурной деятельности.
Мероприятия проведенные в 2022 - 2023 учебном году
Мероприятия проведенные в 2021 - 2022 учебном году

Для реализации указанных задач профессорско-преподавательский состав кафедры стремится создавать и поддерживать интеллектуальную, творческую и духовную среду, которая будет содействовать максимальному раскрытию потенциала студентов, формированию необходимых компетенций и навыков для оптимизации психологического микроклимата в группах/коллективе.

Вся воспитательная деятельность на кафедре организована в соответствии с реализацией действующих по этому направлению нормативных документов (Закона Республики Беларусь «О высшем образовании», Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и программ воспитательной работы Белорусского государственного медицинского университета.

Воспитательные мероприятия с участием студентов и преподавателей, а также формы, методы, игровые концепции и тематика планируются ежегодно, а также корректируются при необходимости в течение учебного года. Для увеличения приверженности студентов важным социально-значимым проблемам в рамках единых дней информирования и всемирных дней, посвященных различным проблемам, а также для восприятия материала используются яркие презентации, наглядные рисунки и схемы, кроссворды, организуются викторины, брейн-ринги, акции, круглые столы, диспуты и т.д. Представление слайдов в презентации и само выступление обязательно должно было интересным, концептуально выдержанным и содержательным.

Каждый преподаватель кафедры эпидемиологии выбирает свой стиль организации и проведения бесед и мероприятий, но при этом на личном примере стремится воодушевить и заинтересовать студентов в выборе активной жизненной позиции, полезной для социального развития общества, поддержании культурных ценностей и традиций Республики Беларусь, уважения профессии врача и провизора, сформировать приверженность активным физическим нагрузкам и формированию здорового направления в образе жизни. В каждой студенческой группе воспитательные элементы присутствуют при проведении занятий по различным тематикам, без этого невозможен учебный процесс и профессиональная подготовка будущих врачей и провизоров.

Самое пристальное внимание в рамках воспитательной работы со студентами всех факультетов уделяется нравственно-этическому воспитанию, которое включает в себя формирование в группах уважительных межличностных взаимоотношений, воспитание высоких моральных качеств: доброты, терпимости, милосердия, порядочности, честности и вежливости.

Идеологическое воспитание. Формирование гражданско-патриотических компетенций

Обучение студентов всех факультетов на кафедре осуществляется в соответствии с основными положениями идеологии белорусского государства, принципами государственной молодежной политики, положениями Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

«Пока мы помним прошлое - у нас есть будущее» - так назвала тематическую беседу со студентами 4 курса медико-профилактического факультета старший преподаватель кафедры Инна Владимировна Федорова, посвященную освобождению Минска от немецко-фашистских захватчиков. Это высказывание является парадигмой воспитания гражданственности и патриотизма у студенческой молодежи и определяет направленность воспитательной работы на кафедре. Преподаватели и студенты медико-профилактического факультета ежегодно проводят тематические беседы, круглые столы, мини-презентации: «Медицина в Беларуси в годы Великой Отечественной войны», «Герои войны в моей семье: связь поколений…» и др.

Не оставила равнодушными студентов и преподавателей кафедры военно-патриотическая выставка фотоматериалов, посвященная годовщине со дня вывода Советских войск из Демократической Республики Афганистан «Солдат войны не выбирает», подготовленная кафедрой военной эпидемиологии и военной гигиены нашего университета.

Экспозиция музея истории Великой Отечественной войны в Минске «Фотохроника военных лет» вдохновила старшего преподавателя кафедры Инессу Александровну Раевскую на проведение тематических беседы со студентами медико-профилактического и лечебного факультетов.

В процессе проведения мероприятий по данному разделу студентам прививается воспитание уважения и преданности своей стране, осуществляется формирование социального оптимизма и гражданской зрелости, происходит осознание национальной гордости, воспитание уважения к своей истории и традициям.

Профессионально-трудовое воспитание

В процессе формирования и становления личности студента в университете важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении каждого человека к профессионально-трудовой деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии с выбранной специальностью. Данный раздел работы осуществляет раскрытие социокультурного потенциала профессии врача/провизора, обеспечивает формирование знаний и навыков межличностного делового общения, социального имиджа приобретаемой профессии, приобщение к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики, осуществляется раскрытие творческого подхода к труду, стремление к самосовершенствованию в избранной специальности.

Будущая профессиональная деятельность будущих врачей неразрывно связана с проведением информационно-образовательных акций по вопросам профилактики и борьбе с инфекционными и неинфекционными болезнями человека. Такой ценный навык как работа с аудиторией, умение грамотно, убедительно и в тоже время креативно преподносить важную медицинскую информацию населению нужно формировать еще в студенческие годы. В связи, с этим студенты старших курсов медико-профилактического факультета под руководством преподавателей кафедры охотно делятся знаниями, полученными на кафедре со студентами младших курсов и школьниками в рамках профилактических акций «Равный обучает равного».

В рамках профилактической акции «Мы за вакцинацию против гриппа» ассистентом кафедры нормальной анатомии Ларисой Леонидовной Кузьменковой и старшим преподавателем кафедры эпидемиологии Ольгой Александровной Горбич было организовано обучающее мероприятие с игровыми элементами для формирования приверженности вакцинации среди студентов педиатрического, военно-медицинского и медико-профилактического факультетов. Важность данного мероприятия обусловлена необходимостью реализации мероприятий по соблюдению законодательства Республики Беларусь в области охраны здоровья населения и обеспечению эпидемического благополучия. Грипп представляет собой серьезную проблему общественного здравоохранения. Каждую эпидемию гриппа сопровождает повышенная смертность. Смертность от сезонного гриппа не столь велика, однако летальность от постгриппозных осложнений (чаще всего острой пневмонии) в общей структуре смертности составляет 40%. В период пандемии гриппа смертность возрастает многократно.

Сотрудничество кафедры эпидемиологии с ПО ОО «БРСМ» позволяет организовывать воспитательные мероприятия с привлечением большого количества студентов и преподавателей к профилактическим акциям. В рамках акции, посвященной Всемирному дню борьбы с туберкулезом: «Нужны лидеры! Задача: освободить мир от туберкулеза!» холле двух учебных корпусов университета были использованы яркие плакаты, демонстрирующие распространенность туберкулеза в мире, особенности клинической картины заболевания, вовлечение в эпидемический процесс уязвимых групп, описывающие факторы риска, и, самое главное, подробно освещающие диагностические и профилактические мероприятия, а также кроссворд, подготовленный заместителем секретаря ПО ОО «БРСМ» Дианой Игоревной Стасюк и волонтерами Свищевой Вероникой и Волчаниной Оксаной, вызвали всеобщий интерес, как студентов, так и преподавательского состава.

Воспитание культуры здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности

В настоящее время здоровье рассматривается, как основной собственный ресурс, обеспечивающий полноценное биосоциальное функционирование индивида, его физическую и интеллектуальную работоспособность, достаточную приспособляемость к естественным воздействиям, изменчивости внешней среды. Здоровый образ жизни будущего врача/провизора и умение соблюдать элементарные нормы безопасности являются управляемыми предпосылками полноценного выполнения человеком социальных функций, активного его участия во всех формах жизнедеятельности и достижение активного долголетия, ведь, как известно, состояние здоровья на 70% зависит от образа жизни, повседневного поведения и привычек. В процессе осуществления образовательной деятельности значительное внимание на кафедре уделяется вопросам формирования у студентов безопасного поведения в социальной и профессиональной сферах, освоение и закрепление навыков оптимального выхода из ситуаций, угрожающих жизни и здоровью, мотивация осознанной потребности в здоровье. Понимание основ здорового образа жизни служит развитию благоприятного восприятия профессии врача/провизора в обществе и является примером для населения.

Одна из важных задач воспитательной работы - пропаганда отказа от вредных привычек, воспитание ответственности за свое здоровье: вопросы о влиянии наркотиков, никотина, алкоголя и других психотропных факторов на организм.

Доцент Татьяна Евгеньева Дороженкова ежегодно проводит тематические беседы и мини-семинары со студентами медико-профилактического и других факультетов по темам: «Негативные последствия употребления курительных смесей и меры по предупреждению их распространения в г. Минске», «Горькая правда о горьком пиве» и др. Кроме того на кафедре проводятся мероприятия в рамках Всемирных Дней здоровья.

Преподаватели кафедры эпидемиологии Майя Ивановна Бандацкая и Ирина Николаевна Вальчук организуют проведение цикла тематических семинаров со студентами, проживающими в общежитии № 3, объеденных общей тематикой «Духовный мир человека: культура общения и культура чувств. Причины конфликтов, правила бесконфликтного поведения».

Практическое значение проводимых семинаров заключается в формировании правильной оценки человеком своего внутреннего потенциала и нахождении адекватных путей самореализации, профессионального выбора, а также в объективном восприятии возможностей и способностей окружающих, чтобы строить более гармоничные взаимоотношения с ними.

Духовно-нравственное и эстетическое воспитание

Духовно-нравственное и эстетическое воспитание является неотъемлемым компонентом в образовательной политике Республики Беларусь. Проблема воспитания нравственных и духовных ориентиров молодого поколения страны осуществляется с проведением профессиональной подготовки на кафедре. В этой связи важной задачей для преподавательского коллектива является эффективная организация образовательного процесса. Духовно-нравственное воспитание предполагает приобщение студентов всех факультетов к гуманистическим общечеловеческим и национальным ценностям, характеризует степень освоения морального опыта общества, меру воплощения этого опыта в поведении и в отношении с другими людьми, что является обязательным качеством в освоении будущей профессии врача/провизора, так как именно в студенческие годы происходит мощная социализация личности, поиск целей и построение планов на будущее.

Семейное воспитание. Формирование гендерной культуры

Гендерное воспитание студентов всех факультетов предполагает целенаправленное формирование комплексного набора психологических, биологических и культурных характеристик личности с целью ее подготовки к гармоничным взаимоотношениям с представителями обоих полов, что является необходимым условием развития современного общества, развития гендерной культуры, готовности к созданию семьи. Формирование культуры семейных отношений, сохранение и умножение семейных ценностей становится важнейшим элементом внутренней государственной политики Республики Беларусь и залогом отношения к семье как основе общества.

Воспитание культуры быта и досуга

Воспитание у студентов университета культуры быта и досуга направлено на духовное и физическое совершенствование личности, на организацию удобной повседневной жизнедеятельности и ценностное отношение к материальному окружению, выполнению и распределению ежедневных хозяйственно-бытовых обязанностей. Содержание воспитательной работы по данному разделу направлено на формирование эстетики внешнего вида, жилья, умение критически оценивать и контролировать собственную бытовую деятельность, что способствует повышению уровня культуры личности будущего врача/провизора, привитие навыков организации досуга, который включает все сферы общественной и культурной деятельности человека.

Трудно назвать образованным человека, который не интересуется историей и культурой своей страны. Знание достижений своего народа необходимо для понимания современного развития государства. Бесспорно, множество исторической информации нам дают СМИ, Интернет, но зачастую посещение музеев и выставок, театра оказывается более продуктивным: впечатления остаются на долгие годы.

Только истинное искусство способно зажечь огонь в душе и согреть сердца. Прикоснуться к истории и культуре желают многие преподаватели и студенты. Сотрудники кафедры ежегодно посещают Национальный художественный музей, где демонстрировались экспозиции: «Шедевры Третьяковской галереи», «Пейзажи Марка Шагала», «От реализма к импрессионизму», «Русская живопись второй половины ХIХ – начала ХХ века», «Персональная выставка коллекционера А.Н. Володчинского» и др. Кроме того в активе кафедры экскурсии в Центральный ботанический сад НАН Беларуси и Национальную библиотеку, посещение двух великолепных по своей красоте балетов – «Жар-птицы» (И. Стравинского) и «Шехеразады» (Н. Римского-Корсакова) и многое другое.