Образование кафедры детской хирургии и формирование детской хирургии как предмета медицинской отрасли для оказания хирургической помощи детям в Белоруссии связано с открытием в Минском государственном медицинском институте (МГМИ) педиатрического факультета.
С открытием в Минском медицинском институте педиатрического факультета и с введением в учебную программу лечебного факультета предмета детской хирургии, появилась необходимость образования кафедры детской хирургии.
В 1968 году при кафедре госпитальной хирургии (зав. кафедрой доцент И.М.Стельмашонок) был создан доцентский курс по детской хирургии. Заведующим курса был назначен доцент И.Ф. Бородин, а ассистентом избран по конкурсу канд. мед. наук В.А.Катько. Преподавание проводилось на базе детского хирургического отделения 1-й клинической больницы (кафедра госпитальной хирургии), располагающего 40 койками. Доцентский курс просуществовал только один год. К этому времени количество учебных часов по нашему предмету удвоилось, и возникла необходимость создания кафедры.
В 1969-1990 годах кафедру возглавлял заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук, профессор Олег Северьянович Мишарев (1922-1996). Участник Великой Отечественной войны, награжден боевым орденом и медалями.
Главным направлением в работе Олега Северьяновича Мишарева были проблемы лечения детей с острым аппендицитом, перитонитом и гнойно-септическими заболеваниями. Исследования помогли снизить летальность при остром аппендиците с 27,5 % до 0,07 %. Олег Северьянович работал над проблемой хирургической коррекции врожденных пороков сердца и магистральных сосудов в условиях экстракорпорального кровообращения. 1-я минская клиника была единственной в СССР, где производились операции на открытом сердце у детей.
По инициативе О.С. Мишарева в 1971 году организовано первое в Беларуси детское отделение интенсивной терапии и реанимации, а в 1975-м – проблемная лаборатория по изучению гомеостаза у детей при гнойно-септических заболеваниях. Она была центром научных разработок теоретических основ и лечебно-диагностических методик для терапии детей, находящихся в состоянии, угрожающем жизни (закрыта в 1998 в связи с отсутствием финансирования). О.С. Мишарев – автор 180 научных работ, четырех изобретений, в том числе монографий и учебного пособия «Интенсивная терапия и реанимация тяжелобольных детей» (1995). Руководил выполнением 11 кандидатских и был научным консультантом пяти докторских диссертаций. В день 92-летия О.С. Мишарева – 7 апреля 2014 года – в Детском хирургическом центре была открыта мемориальная доска в его честь.
С 1990 по 2002 год кафедру возглавлял доктор медицинских наук, профессор Владимир Александрович Катько (1940), который также был научным руководителем проблемной лаборатории по изучению гомеостаза при гнойной инфекции у детей. Основное направление его работы – проблемы лечения детей с острым и хроническим остеомиелитом. В.А. Катько предложил новые способы лечения этой тяжелой патологии и инструменты для проведения хирургических манипуляций. Работал он и над проблемами лечения детей с гнойно-воспалительными процессами легких и плевры, изучал характер и частоту гнойно-воспалительных заболеваний у новорожденных, вопросы детского травматизма. В.А. Катько – автор более 200 научных работ, в том числе 15 книг – монографий, учебных пособий для студентов медицинских вузов («Детская хирургия», 2005, 2009), справочно-информационных пособий и практических руководств для врачей («Справочник детского хирурга, 2013»), владелец пяти патентов на изобретения, 25 удостоверений на рационализаторские предложения. Владимир Александрович руководил выполнением девяти кандидатских и был научным консультантом четырех докторских диссертаций.
Благодаря В.А. Катько и его международным контактам (Ютта и Герберт Шнор) клиника обеспечена современным оборудованием на 15 млн немецких марок: она получила четыре оснащенные современной техникой операционные с кондиционерами, современную стерилизационную. В новое отделение интенсивной терапии, ангиографический, сонографический и рентгеновский кабинеты поступила новейшая немецкая аппаратура. После реконструкции клиники уменьшилась летальность новорожденных более чем в три раза. Кардиохирурги получили возможность широко оперировать на открытом сердце.
С 2002 года кафедрой заведует доктор медицинских наук, профессор Василий Иванович Аверин (1950). Научные исследования, проводившиеся под его руководством, охватывают широкий спектр проблем практической детской хирургии и других отраслей медицинской науки и практики, соответствуют приоритетным направлениям научной и научно-технический деятельности в Беларуси. В.А. Аверин был научным руководителем заданий государственных программ научных исследований и инновационных проектов: «Диагностика, лечение и реабилитация детей с врожденной и приобретенной патологией желудочно-кишечного тракта», «Реабилитация, экспертиза, предупреждение инвалидности пациентов детского возраста с атрезиями и ожогами пищевода», «Хирургические заболевания» Государственные научно-технические программы, «Новые методы оказания медицинской помощи» с целью разработать и внедрить метод лечения пациентов детского возраста с нейрогенными нарушениями функции органов таза и мышц тазового дна.
Василий Иванович инициировал освоение и внедрение в Беларуси миниинвазивной хирургии. В 1986 году он выполнил первую в республике диагностическую лапароскопию ребенку. При его непосредственном участии была отработана и широко внедрена в практику операция гепатикоеюноанастомоза по Ру при кистах холедоха, мезентерико-портальное шунтирование при портальной гипертензии, пластика пищевода толстой кишкой при ожогах и атрезии пищевода. Впервые в Беларуси выполнил пластику глотки и пищевода толстой кишкой ребенку с ожогом пищевода. Были разработаны методы хирургической коррекции экстрофии мочевого пузыря у детей. В.А. Аверин – автор около 400 научных работ, в том числе четырех монографий, владелец пяти патентов и 25 актов внедрения в лечебно-профилактических учреждениях новых методов лечения. Руководил выполнением трех кандидатских диссертаций.
Доктор медицинских наук, профессор Алексей Никифорович Никифоров (1936) – основоположник детской колопроктологии в Беларуси. Разработал патогенетические методы диагностики и оперативного лечения болезни Гиршпрунга и аноректальных пороков развития в детском возрасте. Усилиями Алексея Никифоровича в должности внештатного главного детского хирурга Беларуси (1994-2002) все детские хирургические отделения страны были оснащены лапароскопической техникой, что позволило освоить и внедрить малоинвазивную детскую хирургию.
Доктор медицинских наук, профессор Юрий Кафарович Абаев (1949) изучал патоморфоз и лечение хирургической инфекции у детей. С 2010 по 2020 год он был главным редактором журнала «Здравоохранение». Награжден знаком «Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС».
Доктор медицинских наук, профессор Юрий Григорьевич Дегтярев (1964) внес большой вклад в диагностику и лечение кистозной трансформации гепатобилиарной системы и аноректальной патологии у детей.
Сейчас на кафедре работают: профессора, доктора медицинских наук В.И. Аверин, В.А. Катько и А.Н. Никифоров, доцент, доктор медицинских наук Ю.Г. Дегтярев, доценты, кандидаты медицинских наук В.М. Черевко, А.И. Севковский, Колесников Э.М., Воронецкий А.Н., Хомич В.М., кандидат медицинских наук, ассистенты Дружинин Г.В., Рустамов В.М., аспирантка Белоокая А. С., лаборанты Никитина Е.В., Котенко Е.В.
Важнейшими направлениями научных исследований на кафедре в разные годы были изучение гомеостаза у детей при гнойно-септических заболеваниях, разработка методов лечения детей с гнойно-воспалительными заболеваниями, пороками развития пищеварительного тракта и мочевой системы, малоинвазивная хирургия. Методы диагностики и лечения острого и хронического остеомиелита, болезни Гиршпрунга, аноректальной патологии, экстрофии мочевого пузыря, травм селезенки, гнойных ран, переломов костей, портальной гипертензии, инвагинации кишечника, непроходимости пищевода, спаечной кишечной непроходимости, гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, неотложных состояний больных в отделении интенсивной терапии. В настоящее время освоены и широко внедрены малоинвазивные оперативные вмешательства на органах грудной клетки и брюшной полости.
На кафедре защищено 11 докторских и 37 кандидатских диссертаций. Получено 52 авторских свидетельства на изобретения, внедрено более 215 рационализаторских предложений, опубликовано 29 монографий, девять учебных пособий, 74 учебно-методических пособия, опубликовано более 2000 научных работ.
В клинической ординатуре и аспирантуре кафедры детской хирургии прошли обучение более 50 врачей, которые в настоящий момент успешно трудятся в Беларуси, России, Украине, Ливане, Сирии, Йемене, Швеции, Непале.
Первым аспирантом на кафедре в 1979 году был В.Г. Вакульчик, ныне доцент кафедры детской хирургии Гродненского государственного медицинского университета.
На кафедре действует научный студенческий кружок. Его руководителями в свое время были доценты С.Г. Седренок, А.Н. Никифоров, В.Н. Альхимович, В.М. Черевко, Ю.Г. Дегтярев. Сейчас работой кружка руководит доцент А.Н. Воронецкий. Каждый год студенты принимают участие в работе внутривузовской конференции, в секции по детской хирургии, в Республиканском конкурсе научных студенческих работ и Всероссийской конференции студенческих кружков по детской хирургии. Их труд всегда получает высокую оценку компетентного жюри и отмечается дипломами.
План идеологической и воспитательной работы
Возложение венков к могиле солдата со студентами. Куратор Хомич В.М.
Воспитательной и идеологической работе на кафедре детской хирургии традиционно уделяется большое внимание. Вся работа в этом направлении организована в соответствии с дальнейшей реализацией Закона Республики Беларусь «О высшем образовании», Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и программы воспитательной работы УО «Белорусский государственный медицинский университет».
Объемы и методы воспитательных мероприятий планируются ежегодно, при необходимости корректируются в течение учебного года. Воспитательный процесс на кафедре организован с использованием современных информационных технологий и базируется на культурных традициях и ценностях белорусского народа; педагогически обоснованном выборе форм, методов и средств воспитания в процессе преподавания цикла дисциплины.
В каждой группе студентов, обучающихся на кафедре, регулярно проводятся информационные часы, посвященные вопросам экономической, политической и культурной жизни в нашей стране, учебной дисциплины и поведения в обществе.
Каждый преподаватель на личном примере и в дискуссиях со студентами прививает стремление к формированию здорового образа жизни, призывает вести активный, общественно полезный образ жизни, включающий также и занятия спортом, и посещение культурных мероприятий.
Особое внимание в рамках воспитательной работы на кафедре уделяется нравственно-этическому воспитанию студентов, которое включает в себя формирование в коллективах студентов уважительных межличностных отношений, воспитание высоких моральных качеств: доброты, терпимости, милосердия, порядочности и вежливости. Воспитательная работа среди студентов постоянно подкрепляется личным примером сотрудников кафедры в отношении к пациентам, их родителям и персоналу стационара. Внешний вид сотрудников кафедры всегда вызывал и вызывает доверие у родственников больных детей.
Преподаватели кафедры личным примером прививают на занятиях студентам медицинского факультета иностранных учащихся уважение к культурным традициям, ценностям, истории белорусского народа.
Семья - это объединение, единство 2-х людей, школа любви. Цель семьи – научить человека любить другого. В семье человек учится принимать и понимать другого. Как только человек научится понимать уважать и любить другого, человек становится счастливым. Люди добровольно связывают себя обязательствами заботиться друг о друге. Создание семьи - это трудная работа над собой. Сначала люди должны научиться терпеть друг друга, что значит научиться терпеть, - это значит сломать себя под другого. Другой должен делать тоже самое. В это время каждый становится часть другого, чтобы впоследствии стать единым целым. Два человека, а личность – одна. Семья – это места хранения и передачи традиции наших предков.
Во вне учебное время сотрудники кафедры выделяют время для общения со студентами, передачи личного жизненного опыта, традиций, семейных ценностей.
Знакомство с профессией. Встреча с заведующим кафедры детской хирургии.
Хирургия – это не специальность, это образ жизни! Человеческая жизнь дороже золотой жилы. Вьет
Белорусском государственном медицинском университете периодически, один раз в год, проходят встречи студентов 1 курса с заведующими профильных кафедр, на которых обсуждаются вопросы выбора специальности, актуальность направлений медицины в современных условиях, важность мотивации студентов и влияние ее на качество самоподготовки. На одну из таких встреч был приглашен зав кафедрой детской хирургии, доктор медицинских наук, профессор Аверин Василий Иванович.
Встретив Василия Ивановича в общественном транспорте, магазине, лифте, никогда не подумаешь, что этот человек регулярно проводит сложнейшие операции, спасая детские жизни. Никакого самодовольства или самолюбования, только немного смущенная и счастливая улыбка на лице. Улыбка человека, который посвятил жизнь любимому делу. Рассказывая о своей работе, он отнюдь не умалчивает о ее трудностях, но и не преувеличивает их значения, показывая, что со всем можно справиться, если видишь перед собой цель.
Образование кафедры детской хирургии и формирование детской хирургии как предмета медицинской отрасли для оказания хирургической помощи детям в Беларуси связано с открытием в Минском государственном медицинском институте (МГМИ) педиатрического факультета.
Для улучшения результатов лечения детей с гнойно-септическими заболеваниями в 1975 году при кафедре детской хирургии была организована лаборатория по изучению гомеостаза при гнойной инфекции у детей.
Василий Иванович отметил, что детская хирургия в нашей стране находится на достойном высоком уровне, что очень ценится за пределами Республики Беларусь.\
В ходе беседы Василий Иванович обратил внимание на вопросы становления и формирования врача, как профессионала, он отметил также, что постоянное совершенствование знаний и умений является залогом успеха, обратил наше внимание на проблемы начинающих врачей, поделился своим опытом работы с больными, рассказал некоторые случаи из своей практики, дал советы по саморазвитию и реализации своих способностей. Помимо этого, конечно, Василий Иванович рассказал нам и о своих студенческих годах, о лечебной деятельности, поделился своей личной жизнью, что способствовало непринужденной беседе.
Настоящий врач переживает за каждого пациента, из данных слов можно вынести, что врач – это в первую очередь состояние души. И многие из нас хотят иметь именно такое состояние. Встреча стала познавательной страницей в студенческой жизни. Сегодня студентам представилась возможность заглянуть в свое будущее осознать всю важность профессии врача-педиатра.
Студентов переполняли эмоции, появился огромный заряд энергии и невероятное стремление все познать, изучить и скорее помогать людям, таким настроением были наполнены первокурсники после встречи, а в глазах однокурсников появился огонек, лучик света, надежды и веры, который был необходим ребятам, чтобы продолжать учебу. Укрепилось стремление достичь цели, стать профессионалом. Первокурсники педиатрического факультета выражают огромную благодарность Василию Ивановичу за время, которое он нам уделил.
Звенит звонок. «Спасибо за внимание» - от преподавателя, аплодисменты студентов, скрип отодвигаемых стульев. Казалось бы, ничем не примечательное окончание лекции. Однако лектор сегодня, 29 ноября, у первого курса педфака был необычный. В своем напряженном графике для нас выкроил время Василий Иванович Аверин. Заведующий кафедрой детской хирургии БГМУ, профессор, доктор медицинских наук, оперирующий хирург с многолетним стажем, он стоял перед первокурсниками и рассказывал, казалось, обо всем: о своей жизни, о медицине, о работе хирурга, о веселых и насыщенных студенческих годах.
Василий Иванович на собственном примере учил учиться, не бояться спрашивать у более опытных коллег советов, если возникает такая необходимость. С улыбкой рассказывал он о своих отношениях с Михаилом Кондратьевичем Супешковым, отмечая, что нельзя научиться оперировать исключительно читая книги. В этом вопросе колоссальную роль играет передача опыта из поколения в поколение, наблюдение и впитывание всех, от первого до последнего, действий своих преподавателей.
Еще Владимир Высоцкий в своей песне «Утренняя гимнастика» призывал своих слушателей делать по утрам зарядку и применять обтирание, «сохранить здоровье чтоб». Если уж обычная зарядка помогает в том, чтобы сохранить здоровье, несомненно, помогут и катания на лыжах и длительные походы, фотографии из которых показывал Василий Иванович, подтверждая, что самым эффективным отдыхом является активный. Ведь человек во время него не просто отдыхает от быстрого течения времени, лежа на диване, а получает новые, незабываемые, положительные эмоции, которые питают его еще долгое время. Студентов переполняли эмоции, появился огромный заряд энергии и невероятное стремление все познать, изучить и скорее помогать людям, таким настроением были наполнены первокурсники после встречи. а в глазах однокурсников появился огонек, лучик света, надежды и веры, который был необходим ребятам, чтобы продолжать учебу. Укрепилось стремление достичь цели, стать профессионалом, высококвалифицированным специалистом, высоконравственным человеком и гражданином.
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что если люди будут так относится к своей работе, как Василий Иванович, то на этой планете все будет просто замечательно! И, конечно, еще раз поблагодарить Василия Ивановича Аверина за очень интересную и нужную лекцию.
Служение профессии. В январе 2020 года трагически оборвалась жизнь доцента кафедры детской хирургии, ведущего детского торакального хирурга Республики Беларусь Гриневича Ю.М., ниже приводится его беседа со студентами 1 курса педиатрического факультета.
В медицине главным лекарством является сам врач. Антоний Кэмпиньский
15 ноября был днем новых встреч для первокурсников педиатрического факультета. На этот раз беседу вел детский торакальный хирург, кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской хирургии БГМУ Юрий Мечиславович Гриневич. На кафедре детской хирургии прошли обучение в клинической ординатуре и аспирантуре более 50 врачей, которые в настоящее время работают в Беларуси, России, Украине, Сирии, Йемене, Швеции, Непале. Приоритетными направлениями научных исследований на кафедре в разные годы были изучение гомеостаза у детей при гнойно-септических заболеваниях, разработка методов лечения детей с гнойно-воспалительными заболеваниями, пороками развития пищеварительного тракта и мочевой системы. Юрий Гриневич – уникальный специалист. Он один из двух детских торакальных хирургов Беларуси. За более чем 25 лет хирургической практики были спасены сотни детских жизней, опубликовано более 40 научных работ. Торакальная хирургия – это хирургия органов грудной клетки, каждая такая операция это высокий уровень сложности и ответственности, особенно, когда речь идет о жизни детей.
В детском хирургическом центре расположенном на базе 1-ой городской клинической больницы г. Минска, уже на протяжении многих лет Юрий Мечиславович Гриневич внедряет пластические операции на глотке, трахее и пищеводе у детей при врожденных пороках развития и приобретенных заболеваниях, что позволило отказаться от направления детей с данной патологией на лечение за границу.
Беседу со студентами Юрий Мечиславович начал с рассказа о себе, о своем детстве в семье врачей. Слушая, невольно отмечаешь для себя, как, казалось бы, случайные события позже сыграли такую весомую роль в жизни человека. Хирургией Юрий Гриневич интересовался с самого детства, однако не стремился учиться именно на педиатрическом факультете. Закончив же его, хирург остался преданным своему факультету на долгие годы, о чем он не забыл упомянуть, вспомнив своих учителей и выдающихся профессоров педиатрии, и самые запоминающиеся моменты из студенческой жизни, и конечно первые операции.
Юрий Мечиславович обратил внимание на проблему становления детского врача, приобретения опыта и профессионального роста, ведь 'Врачевание – это не работа, даже не профессия, это искусство, образ жизни'. И он не раз подтвердил эти слова, поделившись со студентами историями о самых сложных и от того запомнившихся случаях из его хирургической практики. Такие люди, как Юрий Гриневич необычайно вдохновляют, а встречи с ними оставляют после себя чувство гордости и причастности к чему-то настоящему и бесконечно благородному.
Мы очень признательны Юрию Мечиславовичу за проявленное внимание к нам, первокурсниками. Слова благодарности выражаем кафедре нормальной анатомии и деканату педиатрического факультета за проведение столь интересных встреч.
Клипуненко Ефросинья студентка 1 курса педиатрического факультета
Встреча с профессором, доктором мед. наук, зав. кафедрой детской хирургии Авериным И.В.
Хирургия – это не специальность, это образ жизни! Человеческая жизнь дороже золотой жилы. Вьет
Звенит звонок. «Спасибо за внимание» - от преподавателя, аплодисменты студентов, скрип отодвигаемых стульев. Казалось бы, ничем не примечательное окончание лекции. Однако лектор сегодня, 29 ноября, у первого курса педфака был необычный. В своем напряженном графике для нас выкроил время Василий Иванович Аверин. Заведующий кафедрой детской хирургии БГМУ, профессор, доктор медицинских наук, руководитель ДХЦ, оперирующий хирург с многолетним стажем, он стоял перед первокурсниками и рассказывал, казалось, обо всем: о своей жизни, о медицине, о работе хирурга, о веселых и насыщенных студенческих годах.
Где-то в середине лекции я поймала себя на мысли о том, что, встретив Василия Ивановича в общественном транспорте, магазине, лифте, я бы никогда не подумала, что этот человек регулярно проводит сложнейшие операции, спасая детские жизни. Никакого самодовольства или самолюбования, только немного смущенная и счастливая улыбка на лице. Улыбка человека, который посвятил жизнь любимому делу. Рассказывая о своей работе, он отнюдь не умалчивал о ее трудностях, но и не преувеличивал их значения, показывая, что со всем можно справиться, если видишь перед собой цель.
Василий Иванович на собственном примере учил нас учиться, не бояться спрашивать у более опытных коллег советов, если возникает такая необходимость. С улыбкой рассказывал он о своих отношениях с Михаилом Кондратьевичем Супешковым, отмечая, что нельзя научиться оперировать исключительно читая книги. В этом вопросе колоссальную роль играет передача опыта из поколения в поколение, наблюдение и впитывание всех, от первого до последнего, действий своих преподавателей.
Еще Владимир Высоцкий в своей песне «Утренняя гимнастика» призывал своих слушателей делать по утрам зарядку и применять обтирание, «сохранить здоровье чтоб». Если уж обычная зарядка помогает в том, чтобы сохранить здоровье, несомненно, помогут и катания на лыжах и длительные походы, фотографии из которых показывал Василий Иванович, подтверждая, что самым эффективным отдыхом является активный. Ведь человек во время него не просто отдыхает от быстрого течения времени, лежа на диване, а получает новые, незабываемые, положительные эмоции, которые питают его еще долгое время. Студентов переполняли эмоции, появился огромный заряд энергии и невероятное стремление все познать, изучить и скорее помогать людям, таким настроением были наполнены первокурсники после встречи. а в глазах однокурсников появился огонек, лучик света, надежды и веры, который был необходим ребятам, чтобы продолжать учебу. Укрепилось стремление достичь цели, стать профессионалом, высококвалифицированным специалистом, высоконравственным человеком и гражданином.
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что если люди будут так относится к своей работе, как Василий Иванович, то на этой планете все будет просто замечательно! И, конечно, еще раз поблагодарить Василия Ивановича Аверина за очень интересную и нужную нам лекцию.
Большое спасибо деканату педиатрического факультета, кафедре нормальной анатомии за организованную встречу с таким замечательным и выдающимся человеком и личностью.
Клюева Ольга, студентка педиатрического факультета, 147 группы.
- В мире искуства
- Играя, выигрывай
- Как слово наше отзовется…
- Наркотики и наркомания
- Правовая база брачно-семейных отношений
- Прими решение с открытыми глазами
- Профилактика аддиктивного поведения у студентов
- Психологическое сопровождение проектной деятельности
- Счастливая семья
- Влияние неблагоприятных факторов на возникновение пороков развития
В центре было организовано 5 специализированных отделений: экстренное, плановое, торакальное, гнойное и травматологическое.
Экстренное отделение на 60 коек открыто 23 декабря 1969 года, травматологическое на 50 коек – 8 января, гнойное на 40 коек – 12 января, плановое на 50 коек – 14 января и торакальное на 40 коек – 23 января 1970 года. Отделение интенсивной терапии было организовано также 23 января 1970 года. Таким образом, в январе 1970 года в г. Минске было создано многопрофильное детское хирургическое учреждение республиканского значения.
Перед коллективом Детского хирургического центра были поставлены задачи: снижение летальности от острого аппендицита, улучшение диагностики и лечения гнойных хирургических заболеваний, врожденных пороков развития, травм у детей и многие другие проблемы.
Летальность при остром аппендиците в те годы была значительной. Так, в 1967 г. в БССР по поводу аппендицита были оперированы 38962 человека, из них умерли - 116 (0,29%). Детей до 7-летнего возраста среди умерших было 32, или 27,5%.
Снижение летальности требовало разработки программы лечения аппендикулярного перитонита. Для этой цели были предложены три этапа лечения больных с аппендикулярным перитонитом: предоперационная подготовка, операция и послеоперационная интенсивная терапия. Объем и характер предоперационной подготовки проводились под контролем анестезиолога. Этап операции включал удаление отростка и санацию брюшной полости путем промывания ее антисептическими растворами (солафура, фурагина, фурациллина и др.). В настоящее время для этой цели используется только физиологический раствор. Внедрение данной методики в Детском хирургическом центре и других лечебных учреждениях способствовало резкому уменьшению количества послеоперационных осложнений и снижению летальности.
В ЦДХ в 1971 г. открыто первое в Белоруссии отделение детской интенсивной терапии и реанимации.
В клинике была разработана методика ранней диагностики и лечения острого гематогенного остеомиелита, что способствовало ликвидации летальности и снижению количества детей-инвалидов.
Значительные успехи достигнуты при лечении детей с врожденными пороками развития пищеварительного тракта, органов грудной клетки, травматических повреждений. Все эти разработки, сделанные при непосредственном участии сотрудников кафедры, внедрялись во всех детских хирургических отделениях республики и способствовали улучшению результатов лечения.
Профессор О.С. Мишарев, возглавляя кафедру детской хирургии МГМИ и БелГИДУВа на протяжении 20 лет, большое внимание уделял учебному процессу, лечебной работе и науке. Через субординатуру педиатрического факультета подготовлено около 200 детских хирургов и анестезиологов, которые заполнили детские хирургические отделения областных и городских больниц и многие остались работать в Детском хирургическом центре.
Клиника была единственной в бывшем СССР, где производились операции на открытом сердце. Коллектив кафедры в период расцвета увеличился с 5 сотрудников до 13, а в связи с закрытием педиатрического факультета (период упадка) уменьшился до 7.
На кафедре работали, кроме перечисленных выше сотрудников, доцент А.А. Сорока, ассистенты В.Я. Бушик, А.И. Севковский, В.В. Троян, А.Э. Котляров, Э.Б. Липень.
С 1990 г. кафедру возглавил профессор В.А. Катько. В этот период времени главной задачей кафедры было переоснащение клиники современным оборудованием, так как старое оборудование не позволяло достигать хороших результатов лечения новорожденных, снижать послеоперационные осложнения, оперировать на открытом сердце.
Среди многочисленных иностранных делегаций (из Америки, Канады, Германии и др.) был найден спонсор в лице Ютты Шнор и ее мужа Герберта Шнор, которые в Германии создали фонд помощи Детскому хирургическому центру г. Минска и «вложили» в реконструкцию клиники и гуманитарную помощь около 15 млн. немецких марок.
Благодаря реконструкции немецкими специалистами, клиника получила четыре оборудованные современной техникой операционные с кондиционерами, современную стерилизационную. Новое отделение интенсивной терапии, ангиографический, сонографические и рентгеновский кабинеты и многое другое были оснащены немецкой аппаратурой. После реконструкции клиники, уменьшилась летальность более чем в 3 раза, значительно снизилось число послеоперационных осложнений и улучшено качество лечения детей.
В августе 1969 г. организована кафедра детской хирургии в связи с введением преподавания детской хирургии на лечебном факультете МГМИ. На кафедру были приглашены ассистенты С.Г.Седренок и к.м.н. А.Н.Никиоров.
В течение 4 месяцев кафедра функционировала на базе 1-й и 5-й клинических больниц г. Минска.
С открытием в 1-й клинической больнице г. Минска в декабре 1969 г. центра детской хирургии (ЦДХ) на 240 коек на его базе стала работать кафедра в составе 5 сотрудников, функционирующая здесь и в настоящее время.
В период 1979–1988 гг. в связи с увеличением набора студентов в МГМИ коллектив кафедры увеличился с 5 до 13 сотрудников, однако в последующем в связи с закрытием педиатрического факультета уменьшился до 7.
В разные годы на кафедре работали доцент, к.м.н. С.Г. Седренок, доцент, к.м.н. А.А. Сорока, доцент, к.м.н. В.Н. Альхимович, ассистенты: к.м.н. В.Я. Бушик, к.м.н. В.В. Троян, к.м.н. А.И. Севковский, А.Э. Котляров, Э.Б. Липень.
Для улучшения результатов лечения детей с гнойно-септическими заболеваниями в 1975 году при кафедре детской хирургии была организована лаборатория по изучению гомеостаза при гнойной инфекции у детей.
В лаборатории изучались вопросы гемодинамики, гомеостаза, водно-электролитного баланса, углеводно-энергетического обмена и др. Все эти проблемы разрабатывались и изучались на клиническом материале.
На основании получаемых данных проводилась коррекция лечения детей с гнойно-воспалительными заболеваниями. Лаборатория функционировала до 1998 года.
В составе лаборатории функционировало 5 групп:
- по изучению гемодинамики (отв. исп. – ст.н.с., к.м.н. В.Н. Аринчин);
- водно-электролитного обмена (ст.н.с., к.м.н. В.М. Мо-ин);
- углеводно-энергетического обмена (ст.н.с., к.б.н. Ф.Н. Солодовникова);
- кислотно-основного состояния и газов крови (ст.н.с., к.м.н. В.Я. Балаклиев-ская);
- функции почек (м.н.с. Е.С. Кржечковская).
- Позже в состав лаборатории вошла группа по изучению гомеостаза (ст.н.с., д.м.н. В.В. Дмитриев).
С 1982 г. лабораторией заведовал ст.н.с., к.м.н. В.Н. Аринчин, а научным руководителем с 1990 г. стал профессор В.А. Катько.
Лаборатория, возглавляемая сначала к.м.н. В.Я. Бушиком, а затем д.м.н. В.Н. Аринчиным, стала научным центром кафедры, где выполнено большинство диссертаций (закрыта в 1998 г. в связи с отсутствием финансирования).
Главной особенностью работы лаборатории был прикладной характер научных исследований, поэтому практически все научные разработки лаборатории были внедрены в лечебную практику не только ЦДХ, но и других лечебно-профилактических учреждений Беларуси и бывшего СССР.
Сотрудниками лаборатории опубликовано свыше 400 научных работ, получено более 30 рационализаторских предложений, 6 авторских свидетельств на изобретения, защищено 7 кандидатских и 2 докторские диссертации (В.Н. Аринчин, В.В. Дмитриев). В 1998 г. из-за отсутствия финансирования лаборатория была расформирована.
Реконструированы и оснащены современным оборудованием операционный блок, реанимационное отделение, приемное отделение и рентгенкабинеты, что позволило значительно повысить эффективность оказания медицинской помощи и в 3 раза уменьшить летальность детей с хирургическими заболеваниями.
В 1990–2002 гг. кафедрой заведовал профессор, д.м.н. В.А. Катько, который благодаря международным контактам принимал активное участие в переоснащении ЦДХ.
В 1970–2017 гг.
- Защищено 13 докторских и 35 кандидатских диссертаций.
- Получено 50 авторских свидетельств на изобретения,
- внедрено более 215 рационализаторских предложения,
- опубликовано 27 монографий, 9 учебных пособия, 72 учебно-методических пособий
- опубликовано более 2000 научных работ.
Сотрудники кафедры получили возможность стажироваться в клиниках детской хирургии Германии, США, Ирландии, Японии, Австрии и др.
С 2002 г. кафедру детской хирургии возглавляет профессор, д.м.н. В.И. Аверин. В настоящее время на кафедре работают профессор, д.м.н. В.И. Аверин, профессор, доцент, к.м.н. В.М. Черевко, профессор, д.м.н. Ю.Г. Дегтярев, доцент, к.м.н. А.И. Севковский, доцент, к.м.н. Хомич В.М., доцент, к.м.н. Воронецкий А.Н., доцент, к.м.н. Колесников Э.М., ассистент Рустамов В.М.
На кафедре проходят обучение студенты педиатрического, лечебного, военно-медицинского факультетов и медицинского факультета иностранных учащихся. На кафедре детской хирургии прошли обучение в клинической ординатуре и аспирантуре более 50 врачей, которые в настоящее время успешно трудятся в Республике Беларусь, России, Украине, Сирии, Йемене, Швеции, Непале.
Приоритетными направлениями научных исследований на кафедре в разные годы были изучение гомеостаза у детей при гнойно-септических заболеваниях, разработка методов лечения детей с гнойно-воспалительными заболеваниями, пороками развития пищеварительного тракта и мочевой системы.