На кафедре преподается дисциплина «Детская хирургия» для студентов 4, 5 курса педиатрического факультета, военно-медицинского факультета, субординаторов педиатрического и лечебного факультетов по педиатрии, детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии у детей, , медицинского факультета иностранных учащихся Белорусского государственного медицинского университета. С 2015 года начато обучение студентов на английском языке.
Учебно-методическая работа проводится на кафедре детской хирургии в соответствии с учебными программами. Учебные программы ежегодно пересматриваются и при необходимости корректируются с учетом новых требований. Также сотрудники кафедры активно обучают клинических ординаторов основам диагностики, лечения и профилактики детских хирургических болезней.
В процессе учебы студенты знакомятся с режимом и работой всех отделений детского стационара, осваивают и совершенствуют практические навыки по детским хирургическим болезням под руководством опытных преподавателей. Особое внимание уделяется изучению теоретических и практических навыков по оказанию неотложной помощи детям, а также дальнейшего их применения в самостоятельной лечебной работе.
Обучение студентов на кафедре организовано с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий, видеофильмов), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.
Весь лекционный материал представлен в виде мультимедийных презентаций. Подготовка и чтение лекционного материала осуществляется согласно современным требованиям с использованием мультимедийных технологий.
Основу лекционного курса и практических занятий составляют приоритетные для Республики Беларусь хирургические заболевания детского возраста, среди которых выделены: экстренная детская хирургия, плановая детская хирургия, гнойная детская хирургия, хирургия новорожденных. Особое внимание уделяется малоинвазивной хирургии врожденных пороков развития, составляющим основную часть детской хирургии.
Помимо традиционных форм обучения (лекции, практические занятия, семинары, курация и клинический разбор пациентов), на практических занятиях активно практикуется решение ситуационных задач.
Для улучшения усвоения учебной программы используются фото- и видеоматериалы, а также ознакомление с современным диагностическим оборудованием, методами и средствами лечения детских хирургических болезней.
Ежегодно лекционный курс и практические занятия дополняются актуальной информацией, отражающей современные достижения медицинской науки и техники.
Элективные курсы по выбору:
- Особенности течения, современные методы диагностики и лечения гнойно-воспалительных заболеваний у новорожденных и грудных детей
- Малоинвазивные технологии в диагностике и лечении хирургических заболеваний детского возраста
- Неотложные состояния в хирургии новорожденных
С целью оптимизации учебного процесса на кафедре для студентов разработаны методические рекомендации, а также электронные учебно-методические комплексы по детской хирургии в соответствии с рабочими программами и планами для IV, V и VI курсов, а также внедряется дистанционное обучение в системе Moodle. Для написания учебной истории болезни пациента разработано учебно-методическое пособие.
Особое внимание на кафедре уделяется компьютерному тестированию студентов. Созданы и активно применяются на учебных занятиях тестовые задания для самоконтроля и контроля уровня знаний студентов 5 и 6 курса педиатрического и лечебного факультетов, факультета иностранных учащихся и военно-медицинского факультетов по всем тематическим циклам.
Самостоятельная работа студентов включает: подготовку рефератов в целях усвоения, закрепления и углубления знаний каждого раздела дисциплины (подготовка реферата предполагает сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации); выступление с докладами на студенческих научных конференциях и участие в олимпиадах.
Одной из форм самостоятельной работы студентов является также подготовка и проведение ежегодных студенческих тематических конференций или клинических разборов.
Практические занятия проводятся на базе РНПЦ детской хирургии. На практических занятиях под контролем преподавателя студенты самостоятельно проводят осмотр больного ребенка, анализируют полученные результаты, учатся правильно интерпретировать полученные данные и результаты лабораторных и инструментальных исследований, формулировать диагноз.
Практическая подготовка обеспечивается решением студентами ситуационных задач, тестов и выполнением дополнительных заданий в рамках учебно-исследовательской работы (сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме студенческой научной работы).
Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устного опроса и выполнения контрольных заданий, в том числе и тестовых, в процессе практических занятий.
Текущая аттестация по дисциплине «Детская хирургия» проводится в форме зачетов и экзаменов с использованием компьютерного тестового контроля знаний студентов.
Приобретенные знания закрепляются при выполнении программы производственной практики по детской хирургии.
Первый курс повышения квалификации на базе кафедры детской хирургии
В июне 2019 года на базе кафедры детской хирургии прошёл первый курс повышения квалификации «Диагностика и тактика лечения при хирургических заболеваниях у детей» (куратор – к.м.н. Хомич В.М.), предназначенный для врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики, врачей детских хирургов, преподавателей учреждений образования системы здравоохранения. Уникальность этого курса состоит в том, что в течение двух недель слушатели получили возможность полностью погрузиться в основные вопросы детской хирургии, ознакомиться с современными рекомендациями по наблюдению и лечению детей с хирургическими заболеваниями, принять непосредственное участие в консультациях и клинических разборах.
Занятия проходили на клинической базе РНПЦ детской хирургии с высококвалифицированными преподавателями - ведущими экспертами в области детской хирургии (профессор Аверин В.И., к.м.н. Хомич В.М., к.м.н. Черевко В.М.). При проведении курса большое внимание было уделено не только теоретическим знаниям. Малое количество слушателей (12 человек) позволило максимально индивидуализировать учебный процесс, особенно его практическую часть.
Программа повышения квалификации по детской хирургии была актуальна, насыщена, разнообразна, и самое главное – полезна, так как с позиций практикориентированности были подробно освещены клинически значимые вопросы, с которыми ежедневно сталкиваются в своей работе врачи-педиатры, врачи общей практики, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики, врачи детские хирурги.
По основным актуальным вопросам детской хирургии в 2022 году сотрудниками кафедры изданы несколько учебно-методических пособий.
Курсы повышения квалификации
- Детская хирургия (переподготовка в очной форме получения образования)
- Неотложная торакоабдоминальная хирургия детского возраста (для врачей-хирургов, врачей-детских хирургов)
- Хирургия органов грудной клетки у детей (для врачей-детских хирургов, врачей-торакальных хирургов, врачей-кардиохирургов, врачей-пульмонологов)
- Специальные методы диагностики (рентгенологические, ультразвуковые, эндоскопические) в хирургии детского возраста (для врачей-педиатров, врачей-рентгенологов, врачей функциональной диагностики, врачей-эндоскопистов, врачей хирургов, врачей-детских хирургов, врачей ультразвуковой диагностики, врачей общей практики)
- Хирургия новорожденных – диагностика и лечение (для врачей-детских хирургов, для врачей-педиатров-неонатологов, для врачей-педиатров)
- Диагностика острых хирургических заболеваний у детей (для врачей-педиатров, врачей скорой медицинской помощи, врачей неотложной медицинской помощи, врачей общей практики)
- Врожденные пороки сердца у детей, Клиника. Диагностика, Лечение. (для врачей-кардиохирургов, врачей-кардиологов, врачей функциональной диагностики, врачей-перфузиологов, врачей-педиатров, врачей общей практики)
- Лапароскопическая хирургия у детей (для врачей-хирургов, врачей-детских хирургов, врачей-эндоскопистов)
Учебно-методические пособия
- В.В. Троян, А.В. Заполянский, Э.М. Колесников «Синдром портальной гипертензии у детей (патогенез, клиника, диагностика, лечение) »
- В.В.Троян Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь у детей (клиника, диагностика, лечение)
- И.Ф. Варда Аноректальные пороки у детей (клиника, диагностика) [1mb]
- Э. М. Колесников, В. В. Троян Кровотечения при портальной гипертензии у детей (клиника, диагностика, лечение)
- Э. М. Колесников, В. В. Троян Кровотечения при портальной гипертензии у детей (клиника, диагностика, лечение)
- В.В. Троян, А.В. Заполянский, Э.М. Колесников Синдром портальной гипертензии у детей (патогенез, клиника, диагностика, лечение)
- В.В.Троян Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь у детей (клиника, диагностика, лечение)
- Декомпрессия и шинирование тонкой кишки при функциональной кишечной непроходимостиу детей
- В.В. Троян, Э.М. Колесников, Ю.М. Гриневич Диафрагмальные грыжи у детей (клиника, диагностика, лечение)
- Аноректальные пороки у детей (клиника, диагностика)
- Троян В.В., Колесников Э.М., Гриневич Ю.М. «Атрезия пищевода у детей». Учебно-методическое пособие. Минск. Бел МАПО, 2016, 48 с.
- Дергачев А.В., Троян В.В., Воронецкий А.Н. «Критические врожденные пороки сердца у новорожденных». Учебно-методическое пособие. Минск, 2016, Бел МАПО. 35 с.
- Троян В.В., Говорухина О.А., Абу-Варда И.Ф. «Врожденные пороки развития брюшной стенки. Омфалоцеле». Учебно-методическое пособие. – Минск.: БелМАПО, 2015. 34 с.
- Троян В.В., Говорухина О.А., Абу-Варда И.Ф. «Врожденные пороки развития брюшной стенки. Гастрошизис». Учебно-методическое пособие. – Минск.: БелМАПО, 2015. 25 с.
- Троян В.В., Колесников Э.М., Гриневич Ю.М. «Атрезия пищевода у детей». Учебно-методическое пособие. Минск. Бел МАПО, 2016, 48 с.
- Дергачев А.В., Троян В.В., Воронецкий А.Н. «Критические врожденные пороки сердца у новорожденных». Учебно-методическое пособие. Минск, 2017, Бел МАПО. 35 с.
- Троян В.В., Говорухина О.А., Абу-Варда И.Ф. «Врожденные пороки развития брюшной стенки. Омфалоцеле». Учебно-методическое пособие. – Минск.: БелМАПО, 2015. 34 с.
- Троян В.В., Говорухина О.А., Абу-Варда И.Ф. «Врожденные пороки развития брюшной стенки. Гастрошизис». Учебно-методическое пособие. – Минск.: БелМАПО, 2015. 25 с.
- Троян В.В., Колесников Э.М., Гриневич Ю.М. «Атрезия пищевода у детей». Учебно-методическое пособие. Минск. Бел МАПО, 2016, 48 с.
- Дергачев А.В., Троян В.В., Воронецкий А.Н. «Критические врожденные пороки сердца у новорожденных». Учебно-методическое пособие. Минск, 2017, Бел МАПО. 35 с.
- «Патофизиология, диагностика и лечение легочной гипертензии» Учеб-метод. пособие. Дергачев А.В., Троян В.В. Минск, 2018. – 25с.
- «Острый аппендицит у детей» Учебно – методический модуль (с видео-презентацией). Троян В.В. Минск, 2018, Бел МАПО.
- «Инвагинация кишечника у детей» Учебно – методический модуль (с видео-презентацией). Троян В.В. Минск, 2018, Бел МАПО.
- «ГЭРБ у детей» Учебно – методический модуль (с видео-презентацией). Троян В.В. Минск, 2018, Бел МАПО.
- Дергачев А.В., Троян В.В., Воронецкий А.Н. «Врожденные пороки сердца с обедненным легочным кровотоком». Учебно – методический модуль (с видео-презентацией). Минск, 2020, Бел МАПО. 21 с.
- Дергачев А.В., Троян В.В., Воронецкий А.Н. «Кардиогенные синдромы критических врожденных пороков сердца у новорожденных». Учебно-методическое пособие. Минск, 2021, Бел МАПО. 43 с.
- В.В. Троян, С.К. Новицкая, А.Н. Воронецкий, А.В. Дергачев. «Врожденные пороки развития брюшнной стенки. Гастрошизис». Учебно-методическое пособие. Минск, 2021, Бел МАПО. 27 с.
- В.В. Троян, С.К. Новицкая, А.Н. Воронецкий, А.В. Дергачев. «Врожденные пороки развития брюшнной стенки. Омфалоцеле». Учебно-методическое пособие. Минск, 2021, Бел МАПО. 37 с.
- В.В. Троян, С.К. Новицкая, А.Н. Воронецкий, А.В. Дергачев. «Диафрагмальные грыжи у детей». Учебно-методическое пособие. Минск, 2021, Бел МАПО. 47 с.
- Троян В.В., Воронецкий А.Н. Дергачев А.В «Диафрагмальные грыжи у детей. Клиника, диагностика». Часть 1. Учебно – методический модуль (с видео-презентацией). Минск, 2021, Бел МАПО. 30 с.
- Троян В.В., Воронецкий А.Н. Дергачев А.В «Гастрошизис» Учебно – методический модуль (с видео-презентацией). Минск, 2021, Бел МАПО. 31 с.
- Катько В.А., Дегтярев Ю.Г., Варганова Р.П. «УЗИ в диагностике острого аппендицита у детей» Учебно-методическое пособие. Минск, 2023, БГМУ, 52 с.
Презентации
- Особненности клиники, диагностики и лечения острого аппендицита у детей. (Презентация)
- Атрезия пищевода у детей. (Презентация)
- Ворикоцеле. Современные подходы к лечению варикозного рашсширения вен семенного канатика детей и подростков.(Презентация)
- Врожденные пороки сердца у детей.(Презентация)
- Врожденный пилоростеноз у детей. (Презентация)
- Диагностическая лапароскопия.(Презентация)
- Острый гематогенный остеомиелит у детей. (Презентация)
- Диафрагмальные грыжи у детей. (Презентация)
- Перитонит у детей
- Острый гематогенный остеомиелит у детей
- Эмбриональные грыжи у детей
- Диафрагмальные грыжи у детей
- Ожоги пищевода. Современные методы диагностики и лечения рубцовых стриктур пищевода.
- Диагностическая лапароскопия у детей
- Диагностика и лечение ГЭРБ у детей
- Особенности клиники диагностики и лечения острого аппендицита у детей
- Варикоцеле. Современные подходы к лечению варикозного расширения вен семенного канатика у детей и подростков
- Врожденные пороки сердца у детей
- Врожденный пилоростеноз у детей
- Перитонит у детей
- Острый гематогенный остеомиелит у детей
- Особенности клиники, диагностики и лечения острого аппендицита у детей
- Атрезия пищевода у детей
- Варикоцеле у детей и подростков
- Врожденный пилоростеноз у детей
- Врожденные пороки сердца
- Гастрошизис
- Диагностическая лапароскопия
- Диафрагмальные грыжи у детей
- Ожоги пищевода
- Эмбриональные грыжи у детей.
- Диагностика и лечение ГЭРБ у детей