Учебно-методическая работа кафедры гигиены и охраны здоровья детей с курсом повышения квалификации и переподготовки

Учебная работа осуществляется проведением различных видов и форм учебных занятий в соответствии с расписанием. Обязательные учебные занятия проводятся в форме лекций, лабораторных занятий и семинаров, с использованием элементов самостоятельной управляемой работы студентов (УИРС, НИРС).

Обучение организуется с применением традиционных (методические рекомендации, пособия, сборники ситуационных задач) и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерные презентации лекций и лабораторных занятий, компьютерные программы для расчета и оценки полученных результатов, видеофильмы, интерактивные ресурсы в локальной компьютерной сети ВУЗа и Internet).

В рамках занятий студенты медико-профилактического факультета обследуют объекты, относящиеся к дисциплине гигиены детей и подростков: учреждения дошкольного образования, учреждения дополнительного образования, учреждения общего среднего образования, учреждения профессионально-технического образования.

uch2022.jpg

Контроль знаний осуществляется в форме устного и письменного опросов, решения ситуационных задач, текущего и промежуточного компьютерного тестирования, курсового экзамена на 5 курсе медико-профилактического факультета и государственного экзамена с итоговым компьютерным тестированием на 6 курсе медико-профилактического факультета.

Основные внедряемые кафедрой элементы совершенствования педагогического процесса:

  • обновление содержания рабочей программы учебной дисциплины с учетом актуальных проблем науки и практики в области гигиены детей и подростков, формирования здорового образа жизни;
  • внедрение современных подходов к санитарно-гигиеническим обследованиям на основании новых нормативных документов;
  • внедрение опыта командировок, новейших научно-практических достижений по материалам съездов, конференций;
  • использование новых методов и способов подачи учебного материала: интерактивный тренинг, лекции-дискуссии и проблемные лекции; лекции с мультимедийным сопровождением; «занятие-визуализация» - фильмы на видео-, DVD и CD-носителях;
  • внедрение разнообразных видов и форм проблемно-поискового обучения: вовлечение обучающихся в разрешение учебных ситуаций, имитирующих профессиональные и социальные проблемы, аннотирование, написание эссе, по заданной тематике, исследовательская работа по заданиям ЦГЭ в период практических занятий на центрах или производственной практики;
  • расширение спектра учебно-исследовательской и творческой деятельности по актуальным проблемам гигиены детей и подростков в рамках выполнения УИРС, НИРС;
  • внедрение современных форм контроля знаний: тестовый контроль (или самоконтроль) по отдельным модулям (темам) с использованием тестовых заданий, разнообразных по форме и уровню сложности; итоговый (компетентностный) – предусматривающий включение в экзаменационные билеты вопросов, касающихся новейших достижений и актуальных проблем в области гигиены детей и подростков; интегрированная форма контроля знаний, предусматривающая взаимосвязь знаний и умений по смежным дисциплинам – проведение олимпиад;
  • совершенствование учебно-методического процесса на основании разработки ЭУМК.

Методическая работа включает:

  • разработку и издание учебной и учебно-методической литературы по разделам учебных программ преподаваемых кафедрой дисциплин; разработку, обновление и утверждение в установленном порядке типовых и рабочих программ по гигиене детей и подростков и валеологии для всех обучаемых на кафедре;v
  • разработку моделей дидактических материалов по тематике учебных программ;
  • подготовку учебно-методических материалов на электронных носителях; организацию, методическое обеспечение и контроль производственной практики студентов;
  • разработку и обновление экзаменационных вопросов и билетов для курсового экзамена и государственной аттестации;
  • разработку междисциплинарных учебных программ и осуществление интеграции изучения отдельных разделов преподаваемых дисциплин со смежными кафедрами;
  • систематическое повышение квалификации и педагогического мастерства преподавателей кафедры;
  • консультативно-методическую помощь студентам в осуществлении научных исследований;
  • участие в работе научно-методических структур факультета и университета,

Учебно-методические материалы, разработанные кафедрой в рамках высшего образования с 1996-2024 гг.

Выездные занятия

Практико-ориентированное практическое занятие на базе унитарного предприятия «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия»

Кафедрой общей гигиены БГМУ 24 апреля 2025 г. организовано и проведено на базе унитарного предприятия «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» очередное практико-ориентированное практическое занятие со студентами 6 курса (субординаторами) медико-профилактического факультета, осваивающими разделы гигиены питания, по вопросам соблюдения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при производстве пищевой продукции.

Вместе со старшим преподавателем кафедры Гузиком Ю.Е. студенты группы № 3603 и группы № 3609 ознакомились с историей создания предприятия, ассортиментом и технологией производства выпускаемой продукции, а также практически проработали вопросы, связанные с гигиеническими требованиями к территории пищевого предприятия, организации его водоснабжения, водоотведения, отопления, вентиляции и освещения, к внутренней планировке и оборудованию производственных и вспомогательных помещений.

В ходе практического занятия также оценивались гигиенические требования к производственному оборудованию и его расстановке, этапам производства готовой продукции начиная от поступления на предприятие и хранения сырья и материалов, изготовления ПЭТ-бутылок, производства и розлива напитков, до этапов их упаковки, хранения на складе и отгрузки в торговую сеть.

На занятии было обращено внимание студентов на действующую на предприятии систему дополнительной водоподготовки поступающей на завод воды, осуществление технологических процессов, организацию производственного, в том числе лабораторного, контроля сырья и готовой продукции на всех этапах производства, на обеспечение гигиенической и эпидемиологической безопасности вырабатываемой продукции и основных определяющих её факторах.

Практико-ориентированное практическое занятие на базе государственного учреждения «Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»

Кафедрой общей гигиены БГМУ 25 апреля 2025 г. организовано и проведено на базе государственного учреждения «Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» очередное практико-ориентированное практическое занятие со студентами 6 курса (субординаторами) медико-профилактического факультета, осваивающими разделы гигиены питания, по вопросам проведения санитарно-гигиенической экспертизы пищевых продуктов в центре гигиены и эпидемиологии.

Под руководством старшего преподавателям кафедры Гузика Ю.Е. студенты группы № 3603 и группы № 3609 изучили вопросы, связанные с нормативно-правовым регулированием государственной санитарно-гигиенической экспертизы пищевых продуктов, разграничением функций по экспертизе пищевых продуктов между учреждениями санитарно-эпидемиологической службы и другими службами и инспекциями, организацией и проведением государственной санитарно-гигиенической экспертизы пищевых продуктов в центре гигиены и эпидемиологии.

В проведении данных практических занятий активное участие также приняли ведущие специалисты, руководители структурных подразделений и лабораторий центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

Так, заведующий отделом гигиенической экспертизы, государственной регистрации и организации испытаний Минского облЦГЭОЗ Шевелёва Г.А. ознакомила студентов с работой возглавляемого ею структурного подразделения, осветила вопросы порядка приёма и рассмотрения представляемых заказчиком документов, необходимых для осуществления процедур государственной гигиенической регистрации различных товаров и государственной гигиенической экспертизы пищевых продуктов, дальнейшего хода осуществления указанных административных процедур и порядка оформления документов по результатам их завершения.

В ходе практического занятия студентами были изучены порядок проведения отбора образцов пищевых продуктов для лабораторного исследования и требования к составлению программы лабораторных исследований пищевых продуктов.

Заведующим лабораторией санитарно-химических и токсикологических методов исследований лабораторного отдела центра Климук С.Н. было организовано посещение студентами всех подразделений лаборатории, освящены методы испытаний образцов пищевых продуктов, в том числе с использованием высокоэффективных жидкостных хроматографов (ВЭЖХ), жидкостного и газового хроматомасс-спектрометров, атомно-эмиссионного спектрофотометра с индуктивно связанной плазмой (ISP), атомно-абсорбционных спектрофотометров, газовых хроматографов различных модификаций. Также студентов ознакомили с порядком оформления результатов лабораторных исследований образцов пищевых продуктов, оформления заключения по результатам гигиенической экспертизы и др.

Врачом-лаборантом лаборатории санитарно-химических и токсикологических методов исследований Батян И.В. было обращено внимание студентов на порядок, сроки исследования и хранения образцов пищевых продуктов в лаборатории, порядок уничтожения забракованных продуктов, ведение лабораторной документации.