Воспитательная работа кафедры гигиены детей и подростков

Основы деятельности

На кафедре из года в год проводится последовательная воспитательная работа по развитию у студентов ценностных ориентаций, нравственной, эстетической и экологической культуры, стереотипов гражданского поведения, социальной ответственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, принципов гуманизма, добра и справедливости.

Воспитательная работа осуществляется в рамках лекций, лабораторных и практических занятий, заседаний студенческого научного кружка, во внеурочное время, путем организации тематических вечеров, круглых столов и бесед при посещении общежития. В последние годы стало традиционным проведение «Дней здоровья», направленных на диагностику состояния здоровья студентов, выявление и оценку факторов риска.

vosp1.jpeg

Мероприятия проведенные в 2023-2024 учебном году

Мероприятия проведенные в 2022-2023 учебном году

Стратегическим документом, определяющим цель, задачи и направления воспитательной деятельности является Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

Целью воспитательной работы на кафедре гигиены детей и подростков является реализация комплексного подхода в данной области, в основе которого лежит формирование социально компетентной, высоко профессиональной, творческой, нравственно зрелой личности и успешная ее интеграция в социум.

Задачи:

  • формирование патриотического сознания, гражданско-патриотических ценностей, чувства верности своей стране, уважения к общечеловеческим ценностям, толерантности и гуманности;
  • формирование у студентов умений учебного труда как основы познавательной компетентности студентов, умений выстраивать стратегии личного и профессионального развития и обучения;
  • развитие лидерских компетенций и управленческой культуры как важных аспектов становления профессионально успешной личности;
  • формирование знаний, умений, навыков в сфере социальных и межличностных отношений, психологической культуры и коммуникативных компетенций;
  • обеспечение условий для развития творческих способностей студентов и самоопределения, самореализации, самопознания, саморазвития личности;
  • формирование готовности к сохранению психического и физического здоровья; навыков безопасной жизнедеятельности, установок на создание семьи, освоение гендерных статусов мужчины и женщины;
  • организация деятельности по формированию у студентов компетенций в сфере бытовой и культурно-досуговой деятельности, нравственно-этической и эстетической культуры;
  • внедрение современных воспитательных технологий.

Для реализации указанных задач профессорско-преподавательский состав кафедры стремится создавать и поддерживать интеллектуальную, творческую и духовную среду, которая будет содействовать максимальному раскрытию потенциала студентов, опираясь на действующие в Республике Беларусь нормативные документы: Кодекс об образовании, Кодекс о браке и семье, Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь», Закон «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др.; Декреты, Директивы и Указы Президента Республики Беларусь; Концепции, Программы, Постановления, Приказы и Положения Министерства образования Республики Беларусь; Программа воспитательной работы учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (до 2025).

Формирование гражданско-патриотических компетенций. Идеологическое сопровождение воспитания

В процессе проведения мероприятий по данному разделу студентам прививается воспитание уважения и преданности своей стране, осуществляется формирование социального оптимизма и гражданской зрелости, происходит осознание национальной гордости, воспитание уважения к своей истории и традициям.

Национальная культура – один из значимых компонентов раздела. Представляет собой исторически оправданный уровень развития творческих сил человека, общества, совокупность материальных и духовных ценностей. Национальная культура способствует осознанию человеком своей этнической принадлежности.

Духовно-нравственное и эстетическое воспитание

В последние годы духовно-нравственное и эстетическое воспитание является неотъемлемым компонентом в образовательном процессе и служит важнейшим условием сохранения традиционной культуры и духовной безопасности общества.

Духовно-нравственное воспитание предполагает приобщение студентов всех факультетов к гуманистическим общечеловеческим и национальным ценностям, характеризует степень освоения морального опыта общества, меру воплощения этого опыта в поведении и отношении с другими людьми, что является обязательным качеством в освоении будущей профессии врача, так как именно в студенческие годы происходит мощная социализация личности, поиск целей и ориентиров на будущее.

Эстетическое воспитание способствует активизации самосознания студентов, гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу, расширяет его возможности коллаборации и работы в единой команде.

Кафедрой организуется работа в направлении социальной и психологической поддержки студентов. Преподавателями кафедры в рамках практических занятий и во внеурочное время обсуждаются интересные книги, фильмы, театральные постановки, проводятся беседы о жизни и творчестве выдающихся деятелей науки, культуры, искусства, организуются совместные выходы и экскурсии по различным объектам, представляющим историко-культурную ценность.

Профессионально-трудовое воспитание

Профессионально-трудовое воспитание осуществляется через вовлечение обучающихся в различные виды общественно-полезного труда и ориентировано на осознание социальной значимости профессиональной деятельности. В процессе формирования и становления личности студента в университете важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении каждого человека к профессионально-трудовой деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии с выбранной специальностью.

Данный раздел работы осуществляет раскрытие социокультурного потенциала профессии врача, обеспечивает формирование знаний и навыков межличностного делового общения, социального имиджа приобретаемой профессии, приобщение к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики, стимулирует творческий подход к труду, стремление к самосовершенствованию в избранной специальности.

Семейное воспитание. Формирование гендерной культуры

Гендерное воспитание студентов всех факультетов предполагает целенаправленное формирование комплексного набора психологических, биологических и культурных характеристик личности с целью ее подготовки к гармоничным взаимоотношениям с представителями обоих полов, что является необходимым условием развития современного общества, развития гендерной культуры, готовности к созданию семьи.

Формирование культуры семейных отношений, сохранение и умножение семейных ценностей становится важнейшим элементом внутренней государственной политики Республики Беларусь и залогом отношения к семье как основе общества.

Воспитание культуры здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности

ВОЗ по-прежнему твердо придерживается принципов, что здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, экономического или социального положения.

Здоровье рассматривается, как основной ресурс организма, обеспечивающий полноценное биосоциальное функционирование индивида, его физическую и интеллектуальную работоспособность, достаточную приспособляемость к естественным воздействиям, изменчивости внешней среды. Здоровый образ жизни будущего врача и умение соблюдать элементарные нормы безопасности являются управляемыми предпосылками полноценного выполнения человеком социальных функций, продуктивного его участия во всех формах жизнедеятельности и достижение активного долголетия, ведь, как известно, состояние здоровья на 70% зависит от образа жизни, повседневного поведения и привычек.

Включает проведение бесед о медицинской этике и деонтологии, значимости профилактической работы в системе охраны здоровья подрастающего поколения, поведении в быту и коллективе, планировании учебного времени, досуга студентов, организации самообразования и нравственного обучения.

В процессе осуществления образовательной деятельности значительное внимание на кафедре гигиены детей и подростков уделяется вопросам здоровьесбережения и формирования у студентов безопасного поведения в социальной и профессиональной сферах, освоению и закреплению навыков осознанной потребности в здоровье. Понимание основ здорового образа жизни служит развитию благоприятного восприятия профессии врача в обществе и является примером здоровьесберегающего поведения для населения.

По различным аспектам здорового образа жизни организуются и проводятся «круглые столы», дискуссии, открытые мероприятия, осуществляется подготовка иллюстрационных материалов и информационных бюллетеней.

Преподаватели кафедры регулярно принимают участие в проводимых научно-практических конференциях различного уровня организации, методических совещаниях медико-профилактического факультета и университета, осуществляют подготовку тезисов, статей и докладов, разработку новых методических рекомендаций и учебных пособий для студентов педиатрического и медико-профилактического факультетов.