Направления деятельности
Научные исследования кафедры основываются на изучении состоянии здоровья детей и подростков в связи с воздействием факторов среды обитания человека. За 1981-2021 гг. опубликовано 990 научных работ, сделано свыше 546 докладов на международных и республиканских съездах и конференциях.
Научная работа кафедры проводится в соответствии с планом НИР университета, кафедры и индивидуальных планов работы преподавателей кафедры и включает следующие аспекты:
- организация и проведение собственно научных исследований по определенной тематике;
- публикационная деятельность;
- повышение научной квалификации и аттестация, подготовка кадров;
- участие в конференциях, симпозиумах, съездах;
- экспертная деятельность и рецензирование научных работ по специальности 14.02.01 «Гигиена»;
- международное сотрудничество
В настоящее время на кафедре гигиены детей и подростков выполняются научно-исследовательские работы по темам:
1. «Научно обосновать пути коррекции двигательной активности детей и подростков как способ профилактики основных неинфекционных заболеваний».
Срок исполнения: 01.01.2019–31.12.2023 гг.
Цель: выявить нарушения в состоянии здоровья учащихся в условиях разных режимов двигательной активности и определить приоритетные направления профилактических мероприятий.
Задачи:
- оценить условия двигательной активности при организованных и самостоятельных видах деятельности детей различных возрастных групп;
- оценить режим двигательной активности учащихся в общеобразовательных учреждениях и домашних условиях;
- изучить состояние здоровья учащихся в условиях разных режимов двигательной активности;
- выявить факторы риска развития нарушений в состоянии здоровья учащихся в условиях разных режимов двигательной активности;
- подготовить инструкцию по применению по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся в условиях низкой двигательной активности.
2. «Разработать и научно обосновать метод медицинской профилактики сколиоза у детей организованных коллективов».
Срок исполнения: 01.01.2022–31.12.2024 гг.
Цель: разработать метод медицинской профилактики сколиоза у детей организованных коллективов на основе выявления управляемых факторов риска.
Задачи:
- оценить состояние здоровья детей среднего школьного возраста и сформировать группу контроля и группу наблюдения по развитию осанки;
- изучить особенности онтогенеза (генеалогический, биологический и социальный анамнез) детей организованных коллективов;
- изучить состояние фактического питания детей организованных коллективов;
- изучить состояние двигательной активности учащихся;
- изучить режим дня и поведенческие факторы риска детей организованных коллективов;
- провести гигиеническую оценку условий образовательной среды;
- выявить факторы риска и разработать прогностическую шкалу вероятности развития нарушений осанки среди учащихся;
- обосновать основные направления профилактической и коррекционной работы среди детей групп риска по формированию нарушений осанки;
- подготовить инструкцию по применению, в которой изложен метод медицинской профилактики сколиоза у детей организованных коллективов.
Основные направления и результаты плановых научных тематик, разрабатываемых кафедрой:
- (1981-1993гг.) Разработка теоретических основ и научно-практических рекомендаций по формированию здоровья детей и подростков средствами физического воспитания - осуществлено нормирование занятий физическим воспитанием младших школьников, разработаны дифференцированные школьные программы физического воспитания для учащихся с особенностями психофизического развития.
- (1994-1998гг.) Динамика состояния здоровья школьников г. Минска, переселенных из районов радиоэкологического неблагополучия – разработаны научно-методические подходы к оздоровлению пострадавших от радиации детей.
- (1999-2003гг.) Сравнительная характеристика состояния здоровья школьников г.Минска разных поколений – определены тенденции формирования здоровья школьников разных поколений по морфофункциональным показателям, адаптационным возможностям и психоэмоциональному статусу.
- (2004-2008гг.) Динамика состояния здоровья учащихся старших классов образовательных учреждений нового типа - выявлены основные факторы риска образовательной среды в современной школе и разработаны научно-методические подходы к внедрению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных учреждениях.
- (2009-2013 гг.) Гигиеническая оценка адаптации детей 6-ти лет к обучению в школе - выявлены основные факторы риска дезадаптации детей, приступивших к обучению в школе с 6-ти лет, обоснованы методы оценки и коррекции адаптации детей к обучению в школе, разработана программа медико-психологических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся первого года обучения.
- (2014-2018 гг.) Гигиеническая оценка состояния здоровья учащихся в условиях использования современных научно-технических средств обучения на основе анализа факторов риска – установлены предикторы риска компьютерной зависимости обучающихся, выявлены дифференцированные группы риска развития аддиктивных форм поведения и определены приоритетные направления профилактических и коррекционных действий, способствующих созданию благоприятной среды обитания и здоровьесбережению обучающихся, разработан алгоритм гигиенической оценки вероятности и риска развития компьютерной зависимости у детей и подростков организованных коллективов.
- (2019-2023 гг.) Научно обосновать пути коррекции двигательной активности детей и подростков как способ профилактики основных неинфекционных заболеваний.
- (2022-2024 гг.) Научно обосновать метод медицинской профилактики сколиоза у детей организованных коллективов.
Помимо плановых тематик кафедра с 1994 г. является совместно с РНПЦ гигиены и РЦГЭ соисполнителем Государственной научной программы «Здоровье и окружающая среда» по заданию 01 ГНТП «Изучить условия формирования здоровья подрастающего поколения, разработать критерии оценки состоянии здоровья школьников в системе формализованных показателей»; участвует в комплексных научных исследованиях по медико-педагогическим проблемам «Здоровье студенческой молодежи» и «Здоровый образ жизни и валеологическое образование детей, подростков и молодежи»; по инициативе практического здравоохранения приняла участие (2004-2005 гг.) в научном исследовании «Оценка эффективности оздоровления детей в школе с физкультурно-оздоровительным уклоном».
В 2011 году кафедра являлась совместно с РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по продовольствию» соисполнителем ОНТП «Научное обеспечение перерабатывающих отраслей пищевой промышленности Республики Беларусь» на 2011 – 2015 годы, по теме: «Обосновать возможность использования плодоовощных консервов функционального назначения в целях оптимизации рациона питания и повышения неспецифической резистентности организма детей в организованных коллективах. Провести оценку эффективности использования плодоовощных консервов функционального назначения в организованных коллективах» задания 11«Разработать и внедрить технологию производства плодоовощных консервов функционального назначения для питания детей дошкольного возраста».
В 2012 году кафедра являлась совместно с РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по продовольствию» соисполнителем задания 6 «Разработать и внедрить новые виды обогащенных хлебобулочных и мучных кондитерских изделий для коррекции структуры питания школьников» Республиканской программы «Детское питание» на 2011-2015 годы по теме: «Оценка эффективности применения обогащенных продуктов питания для коррекции питания учащихся общеобразовательных учреждений».
Результаты научной работы использованы при подготовке нормативно-методической документации МЗ РБ (более 37). С 2014 года сотрудниками кафедры получено 16 регистрационных свидетельств на информационный ресурс.
Кафедра осуществляет тесное международное научное сотрудничество со странами СНГ. Зарубежными партнерами являются Научный центр здоровья детей РАМН, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, Российская медицинская академия последипломного образования, Санкт-Петербургская государственная медицинская педиатрическая академия, Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. Мечникова, Нижегородская медицинская академия, Украинский институт гигиены и медицинской экологии им. А.Н. Морзеева, Украинский научно-исследовательский институт охраны материнства и детства, Харьковский государственный медицинский университет.
Защищенные диссертации:
- Лебедева Н.Т. «Основы гигиенического нормирования общей двигательной активности младших школьников», 1973г. – докторская диссертация.
- Лабодаева Ж.П. «Гигиеническая оценка двигательного режима детей с ожирением», 1975 г. – кандидатская диссертация. Научный руководитель – проф. Лебедева Н.Т.
- Глейзеров В.И. «Гигиеническая характеристика двигательного режима учащихся младших классов сельских школ»,1981 г. – кандидатская диссертация. Научный руководитель – проф. Лебедева Н.Т.
- Борисов Ю.К. «Гигиеническое нормирование двигательной активности 6-7-летних детей на занятиях по физической культуре в общеобразовательной школе», 1990г. – кандидатская диссертация. Научный руководитель – проф. Лебедева Н.Т.
- Фарино Н.Ф. «Гигиеническое обоснование резервов оздоровления младших школьников средствами физического воспитания с учетом полового диморфизма», 1991г. – кандидатская диссертация. Научный руководитель – проф. Лебедева Н.Т.
- Шпаков А.И. «Гигиеническая оценка оздоровительного эффекта унифицированного двигательного режима младших школьников», 1991г. – кандидатская диссертация. Научный руководитель – проф. Лебедева Н.Т.
- Гузик Е.О. «Алиментарный статус и пути его коррекции у детей дошкольного возраста», 2004г. – кандидатская диссертация. Научные руководители: доц. Лавриненко Г.В., зав. каф. гигиены детей и подростков БГМУ; проф. Мурох В.И., проф. каф. гигиены и медицинской экологии БелМАПО.
- Валаханович Т.Н. «Гигиеническая оценка фактического питания детей дошкольных образовательных учреждений города Минска», 2012г. - магистерская диссертация. Научный руководитель: доц. Борисова Т.С., зав. каф.гигиены детей и подростков БГМУ.
- Занкевич И.Г. «Гигиеническая диагностика поведенческих факторов риска у подростков», 2016г.- магистерская диссертация. Научный руководитель: к.м.н., доц. Борисова Т.С., зав. кафедрой гигиены детей и подростков БГМУ.
Подготовлены специалисты с присвоением квалификации «Исследователь»:
- Матюхина Л.М. «Гигиеническая оценка адаптации детей к условиям образовательной среды на основе анализа факторов риска (на примере г. Минска)», 2013г. – диссертационное исследование по специальности 14.02.01 – гигиена. Научный руководитель: к.м.н., доцент Борисова Т.С., зав. кафедрой гигиены детей и подростков БГМУ.
- Валаханович (Пышная) Т.Н. «Гигиеническое обоснование применения продуктов функционального назначения для оптимизации фактического питания дошкольников», 2015г. - диссертационное исследование по специальности 14.02.01 – гигиена. Научный руководитель: к.м.н., доцент Борисова Т.С., зав. кафедрой гигиены детей и подростков БГМУ.
- Перечень монографий, кафедры с 1990 (pdf)
- Перечень публикаций с 2006 -2012 год (pdf)
- Список публикаций сотрудников кафедры за 2013-2015 год
- Список публикаций сотрудников кафедры за 2016 год
- Список публикаций сотрудников кафедры за 2017 год
- Список публикаций сотрудников кафедры за 2018 год
- Список публикаций сотрудников кафедры за 2019 год
- Список публикаций сотрудников кафедры за 2020 год
- Список публикаций сотрудников кафедры за 2021 год
- Список публикаций сотрудников кафедры за 2022 год
- Инструкция по применению, 2019