Научно-исследовательская работа кафедры гигиены детей и подростков

Направления деятельности

Научные исследования кафедры основываются на изучении состоянии здоровья детей и подростков в связи с воздействием факторов среды обитания человека. За 1981-2021 гг. опубликовано 990 научных работ, сделано свыше 546 докладов на международных и республиканских съездах и конференциях.

Научная работа кафедры проводится в соответствии с планом НИР университета, кафедры и индивидуальных планов работы преподавателей кафедры и включает следующие аспекты:

  • организация и проведение собственно научных исследований по определенной тематике;
  • публикационная деятельность;
  • повышение научной квалификации и аттестация, подготовка кадров;
  • участие в конференциях, симпозиумах, съездах;
  • экспертная деятельность и рецензирование научных работ по специальности 14.02.01 «Гигиена»;
  • международное сотрудничество

В настоящее время на кафедре гигиены детей и подростков выполняются научно-исследовательские работы по темам:

1. «Научно обосновать пути коррекции двигательной активности детей и подростков как способ профилактики основных неинфекционных заболеваний».

Срок исполнения: 01.01.2019–31.12.2023 гг.

Цель: выявить нарушения в состоянии здоровья учащихся в условиях разных режимов двигательной активности и определить приоритетные направления профилактических мероприятий.

Задачи:

  • оценить условия двигательной активности при организованных и самостоятельных видах деятельности детей различных возрастных групп;
  • оценить режим двигательной активности учащихся в общеобразовательных учреждениях и домашних условиях;
  • изучить состояние здоровья учащихся в условиях разных режимов двигательной активности;
  • выявить факторы риска развития нарушений в состоянии здоровья учащихся в условиях разных режимов двигательной активности;
  • подготовить инструкцию по применению по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся в условиях низкой двигательной активности.

2. «Разработать и научно обосновать метод медицинской профилактики сколиоза у детей организованных коллективов».

Срок исполнения: 01.01.2022–31.12.2024 гг.

Цель: разработать метод медицинской профилактики сколиоза у детей организованных коллективов на основе выявления управляемых факторов риска.

Задачи:

  • оценить состояние здоровья детей среднего школьного возраста и сформировать группу контроля и группу наблюдения по развитию осанки;
  • изучить особенности онтогенеза (генеалогический, биологический и социальный анамнез) детей организованных коллективов;
  • изучить состояние фактического питания детей организованных коллективов;
  • изучить состояние двигательной активности учащихся;
  • изучить режим дня и поведенческие факторы риска детей организованных коллективов;
  • провести гигиеническую оценку условий образовательной среды;
  • выявить факторы риска и разработать прогностическую шкалу вероятности развития нарушений осанки среди учащихся;
  • обосновать основные направления профилактической и коррекционной работы среди детей групп риска по формированию нарушений осанки;
  • подготовить инструкцию по применению, в которой изложен метод медицинской профилактики сколиоза у детей организованных коллективов.

Основные направления и результаты плановых научных тематик, разрабатываемых кафедрой:

  • (1981-1993гг.) Разработка теоретических основ и научно-практических рекомендаций по формированию здоровья детей и подростков средствами физического воспитания - осуществлено нормирование занятий физическим воспитанием младших школьников, разработаны дифференцированные школьные программы физического воспитания для учащихся с особенностями психофизического развития.
  • (1994-1998гг.) Динамика состояния здоровья школьников г. Минска, переселенных из районов радиоэкологического неблагополучия – разработаны научно-методические подходы к оздоровлению пострадавших от радиации детей.
  • (1999-2003гг.) Сравнительная характеристика состояния здоровья школьников г.Минска разных поколений – определены тенденции формирования здоровья школьников разных поколений по морфофункциональным показателям, адаптационным возможностям и психоэмоциональному статусу.
  • (2004-2008гг.) Динамика состояния здоровья учащихся старших классов образовательных учреждений нового типа - выявлены основные факторы риска образовательной среды в современной школе и разработаны научно-методические подходы к внедрению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных учреждениях.
  • (2009-2013 гг.) Гигиеническая оценка адаптации детей 6-ти лет к обучению в школе - выявлены основные факторы риска дезадаптации детей, приступивших к обучению в школе с 6-ти лет, обоснованы методы оценки и коррекции адаптации детей к обучению в школе, разработана программа медико-психологических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся первого года обучения.
  • (2014-2018 гг.) Гигиеническая оценка состояния здоровья учащихся в условиях использования современных научно-технических средств обучения на основе анализа факторов риска – установлены предикторы риска компьютерной зависимости обучающихся, выявлены дифференцированные группы риска развития аддиктивных форм поведения и определены приоритетные направления профилактических и коррекционных действий, способствующих созданию благоприятной среды обитания и здоровьесбережению обучающихся, разработан алгоритм гигиенической оценки вероятности и риска развития компьютерной зависимости у детей и подростков организованных коллективов.
  • (2019-2023 гг.) Научно обосновать пути коррекции двигательной активности детей и подростков как способ профилактики основных неинфекционных заболеваний.
  • (2022-2024 гг.) Научно обосновать метод медицинской профилактики сколиоза у детей организованных коллективов.

Помимо плановых тематик кафедра с 1994 г. является совместно с РНПЦ гигиены и РЦГЭ соисполнителем Государственной научной программы «Здоровье и окружающая среда» по заданию 01 ГНТП «Изучить условия формирования здоровья подрастающего поколения, разработать критерии оценки состоянии здоровья школьников в системе формализованных показателей»; участвует в комплексных научных исследованиях по медико-педагогическим проблемам «Здоровье студенческой молодежи» и «Здоровый образ жизни и валеологическое образование детей, подростков и молодежи»; по инициативе практического здравоохранения приняла участие (2004-2005 гг.) в научном исследовании «Оценка эффективности оздоровления детей в школе с физкультурно-оздоровительным уклоном».

В 2011 году кафедра являлась совместно с РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по продовольствию» соисполнителем ОНТП «Научное обеспечение перерабатывающих отраслей пищевой промышленности Республики Беларусь» на 2011 – 2015 годы, по теме: «Обосновать возможность использования плодоовощных консервов функционального назначения в целях оптимизации рациона питания и повышения неспецифической резистентности организма детей в организованных коллективах. Провести оценку эффективности использования плодоовощных консервов функционального назначения в организованных коллективах» задания 11«Разработать и внедрить технологию производства плодоовощных консервов функционального назначения для питания детей дошкольного возраста».

В 2012 году кафедра являлась совместно с РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по продовольствию» соисполнителем задания 6 «Разработать и внедрить новые виды обогащенных хлебобулочных и мучных кондитерских изделий для коррекции структуры питания школьников» Республиканской программы «Детское питание» на 2011-2015 годы по теме: «Оценка эффективности применения обогащенных продуктов питания для коррекции питания учащихся общеобразовательных учреждений».

Результаты научной работы использованы при подготовке нормативно-методической документации МЗ РБ (более 37). С 2014 года сотрудниками кафедры получено 16 регистрационных свидетельств на информационный ресурс.

    nir.jpeg

Кафедра осуществляет тесное международное научное сотрудничество со странами СНГ. Зарубежными партнерами являются Научный центр здоровья детей РАМН, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, Российская медицинская академия последипломного образования, Санкт-Петербургская государственная медицинская педиатрическая академия, Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. Мечникова, Нижегородская медицинская академия, Украинский институт гигиены и медицинской экологии им. А.Н. Морзеева, Украинский научно-исследовательский институт охраны материнства и детства, Харьковский государственный медицинский университет.

Защищенные диссертации:

  • Лебедева Н.Т. «Основы гигиенического нормирования общей двигательной активности младших школьников», 1973г. – докторская диссертация.
  • Лабодаева Ж.П. «Гигиеническая оценка двигательного режима детей с ожирением», 1975 г. – кандидатская диссертация. Научный руководитель – проф. Лебедева Н.Т.
  • Глейзеров В.И. «Гигиеническая характеристика двигательного режима учащихся младших классов сельских школ»,1981 г. – кандидатская диссертация. Научный руководитель – проф. Лебедева Н.Т.
  • Борисов Ю.К. «Гигиеническое нормирование двигательной активности 6-7-летних детей на занятиях по физической культуре в общеобразовательной школе», 1990г. – кандидатская диссертация. Научный руководитель – проф. Лебедева Н.Т.
  • Фарино Н.Ф. «Гигиеническое обоснование резервов оздоровления младших школьников средствами физического воспитания с учетом полового диморфизма», 1991г. – кандидатская диссертация. Научный руководитель – проф. Лебедева Н.Т.
  • Шпаков А.И. «Гигиеническая оценка оздоровительного эффекта унифицированного двигательного режима младших школьников», 1991г. – кандидатская диссертация. Научный руководитель – проф. Лебедева Н.Т.
  • Гузик Е.О. «Алиментарный статус и пути его коррекции у детей дошкольного возраста», 2004г. – кандидатская диссертация. Научные руководители: доц. Лавриненко Г.В., зав. каф. гигиены детей и подростков БГМУ; проф. Мурох В.И., проф. каф. гигиены и медицинской экологии БелМАПО.
  • Валаханович Т.Н. «Гигиеническая оценка фактического питания детей дошкольных образовательных учреждений города Минска», 2012г. - магистерская диссертация. Научный руководитель: доц. Борисова Т.С., зав. каф.гигиены детей и подростков БГМУ.
  • Занкевич И.Г. «Гигиеническая диагностика поведенческих факторов риска у подростков», 2016г.- магистерская диссертация. Научный руководитель: к.м.н., доц. Борисова Т.С., зав. кафедрой гигиены детей и подростков БГМУ.

Подготовлены специалисты с присвоением квалификации «Исследователь»:

  • Матюхина Л.М. «Гигиеническая оценка адаптации детей к условиям образовательной среды на основе анализа факторов риска (на примере г. Минска)», 2013г. – диссертационное исследование по специальности 14.02.01 – гигиена. Научный руководитель: к.м.н., доцент Борисова Т.С., зав. кафедрой гигиены детей и подростков БГМУ.
  • Валаханович (Пышная) Т.Н. «Гигиеническое обоснование применения продуктов функционального назначения для оптимизации фактического питания дошкольников», 2015г. - диссертационное исследование по специальности 14.02.01 – гигиена. Научный руководитель: к.м.н., доцент Борисова Т.С., зав. кафедрой гигиены детей и подростков БГМУ.