Курсы повышения квалификации кафедры гигиены детей и подростков

Кадры – самый ценный и дорогостоящий ресурс любой организации. В настоящее время базовое обучение по специальности создает лишь основу для карьеры. В современном мире информация быстро устаревает. И если сотрудник не имеет возможности повышать свою квалификацию, то его навыки также быстро устаревают.

Для использования в полной мере умений и навыков персонала организация должна обеспечить возможности для его развития, чтобы соответствовать технологическим и организационным изменениям. Забота об обучении и повышении квалификации своих сотрудников не только расширяет их возможности, но и усиливает мотивацию. Повышение квалификации персонала требует времени и дополнительных затрат, но увеличивает эффективность работы всей организации, улучшает качество производимой продукции или оказываемых услуг.

Повышение квалификации относится к дополнительному образованию взрослых. Услуги по дополнительному образованию взрослых реализуются и в стенах учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет». В частности, на кафедре гигиены детей и подростков с 2019 года проводится повышение квалификации врачей практического здравоохранения и преподавателей учреждений образования системы здравоохранения по следующим учебным программам «Актуальные вопросы питания и здоровьесбережения детей и подростков в организованных коллективах» и «Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни среди различных групп населения».

pk.jpeg
Актуальные вопросы питания и здоровьесбережения детей и подростков в организованных коллективах

Цикл повышения квалификации «Актуальные вопросы питания и здоровьесбережения детей и подростков в организованных коллективах»

Цикл повышения квалификации «Актуальные вопросы питания и здоровьесбережения детей и подростков в организованных коллективах», проходивший с 4 февраля по 15 февраля 2019 года на базе кафедры гигиены детей и подростков, собрал в одной аудитории специалистов двух служб: педиатрической и государственного санитарного надзора.

Состояние здоровья подрастающего поколения – это залог обеспечения трудового и репродуктивного потенциала страны на перспективу. В связи с чем, любое цивилизованное общество, заботящееся о своем будущем, во главу социальных аспектов ставит заботу о здоровье детей и подростков и своевременную эффективную профилактику его нарушений. Большинство детей в нашей стране посещают организованные коллективы (учреждения дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования), либо проживают в условиях организованных коллективов (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты), а также проходят оздоровление в условиях организованных коллективов (образовательно-оздоровительные и оздоровительные центры, оздоровительные и спортивно-оздоровительные лагеря). Во всех этих учреждениях и организациях медицинскую помощь детям и подросткам оказывают специалисты педиатрической службы. Контроль за созданием безопасных условий пребывания детей и подростков в организованных коллективах осуществляют специалисты государственного санитарного надзора. Поэтому и цикл «Актуальные вопросы питания и здоровьесбережения детей и подростков в организованных коллективах» вызвал неподдельный интерес специалистов как медико-профилактического, так и лечебно-профилактического профиля.

Слушатели обозначенного цикла изучали актуальные аспекты сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения не только в рамках лекций и практических занятий на кафедре, но также имели возможность познакомиться с лучшими практиками и накопленным опытом в области здоровьесбережения детей и подростков при посещении учреждений образования и организаций здравоохранения. Занятия при этом проводились высококвалифицированными специалистами практического звена.

В частности, посетив государственное учреждение образования «Санаторный детский сад № 360 г. Минска» слушатели познакомились с особенностями организации питания детей дошкольного возраста и использованием современного программного обеспечения по его контролю. Врач-педиатр Логинова Ирина Петровна подробно рассказала об особенностях и современных подходах к организации питания детей, имеющих различные заболевания с учетом индивидуализации рационов питания, специфических требований к технологии приготовления диетических блюд и имеющихся возможностей их реализации в условиях организованных коллективов.

1.jpg 

Техногенное развитие современного мира, высокая активность культурных, социальных и политических процессов, внедрение электронных средств информации в повседневную жизнь потребовали усложнения учебных программ учреждений общего среднего образования. Возник порочный круг: интенсификация образовательного процесса неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья детей. Наиболее значительный прирост всех нарушений состояния здоровья происходит в период школьной жизни – от 6 до 17 лет. Это, в свою очередь, препятствует достижению высоких результатов в учебе. В связи с эти одним из основных направлений модернизации школьного образования в Республике Беларусь является создание здоровьесберегающего обучения, предусматривающего проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузок обучающихся, создание в образовательном учреждении единого профилактического пространства - условий для сохранения и укрепления здоровья школьников - обеспеченного взаимодействием педагогов, психологов, медицинских работников, врачей-гигиенистов, учащихся и родителей.

С опытом участия учреждений общего среднего образования г. Минска в межведомственном информационном проекте «Школа – территория здоровья» слушателей цикла познакомила главный внештатный специалист по работе с детьми в организованных коллективах Комитета по здравоохранению Мингорисполкома, заведующий педиатрическим отделением для медицинского обеспечения детей и подростков в организованных коллективах УЗ «37-я городская поликлиника г. Минска» Пецевич Оксана Иосифовна при посещении ГУО «Средняя школа № 111 г. Минска».

2.jpg

Слушатели имели возможность увидеть реализацию на практике принципов создания здоровьесберегающей среды для обучающихся в современной школе:

- оформление рекреаций;

3.jpg4.jpg5.jpg6.jpg

- оборудование классов современной мебелью и техническими средствами обучения;

7.jpg

- использование современных образовательных технологий на примере лего-конструирования;

8.jpg

- организацию занятий по адаптивной физической культуре;

9.jpg10.jpg 

- возможности песочной терапии при адаптации детей с особыми потребностями в образовательный процесс;

11.jpg

- оборудование кабинетов для занятий с дефектологами и психологами;

12.jpg13.jpg14.jpg15.jpg

- оборудование кабинетов для развития бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями;

16.jpg17.jpg

- организацию досуговой деятельности школьников;

18.jpg

Приоритетные направления политики Всемирной организации здравоохранения в области формирования здоровья детей и подростков, Глобальные стратегии первичной профилактики и перспективные планы действий мирового сообщества в области охраны здоровья детского населения, основные задачи Европейского региона в области гигиены детей и подростков, международные проекты по организации здоровьесбережения подрастающего поколения и рекомендации по их реализации на региональном уровне изложила для слушателей цикла повышения квалификации заведующая отделом общественного здоровья и социально-гигиенического мониторинга ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Косова Анастасия Сергеевна.

19.jpg

Учитывая состояние здоровья подросткового населения, психофизиологические особенности и сложности данного возрастного периода по рекомендациям экспертов ВОЗ повсеместно, в том числе и в Республике Беларусь в учреждениях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детскому населению, создаются Центры дружественного отношения к подросткам. Слушатели цикла имели возможность подробно познакомиться и с данным видом профилактической деятельности здравоохранения, посетив Центр, дружественного отношения к подросткам «Доверие» на базе 8-й детской поликлиники г. Минска. Структуру центра, цели и задачи функционирования, основные принципы организации работы с подростками, возникающие сложности и опыт их нивелирования в практической деятельности осветила для слушателей руководитель центра – врач-валеолог Шукан Валентина Михайловна.

20.jpg

Слушатели пообщались с самими подростками-посетителями ЦДП «Доверие».

21.jpg

Также познакомились с методической работой центра и получили в подарок пособия «Родителям подростков. Откровенный разговор о половом воспитании и репродуктивном здоровье», выпущенные под редакцией Шукан В.М.

22.jpg

В рамках цикла повышения квалификации слушатели рассматривали вопросы организации и проведения оздоровительно-корригирующих мероприятий, направленных на профилактику нарушений в состоянии здоровья обучающихся. Ежегодный рост детской заболеваемости начался с середины 90-х годов прошлого века и, к сожалению, негативная тенденция продолжает сохраняться. В последние годы изменилась лишь структура общей детской заболеваемости. В структуре хронической патологии у детей от 0 до 14 лет и подростков 15-17 лет по-прежнему присутствуют заболевания костно-мышечной системы, которые приводят к снижению качества жизни и росту инвалидности как среди детского населения, так и взрослого.

С особенностями организации образовательного пространства и проведения оздоровительно-корригирующих мероприятий, направленных на профилактику нарушений в состоянии здоровья обучающихся слушатели познакомились, посетив ГУО «Санаторная школа-интернат №9 г. Минска для детей с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани». О специфике оказания медицинской помощи в учреждениях подобного типа со слушателями поделилась заведующая медицинским отделением санаторной школы – Козорез Галина Леонидовна.

23.jpg

Специалисты посетили бассейн, где проводятся занятия по лечебному плаванию.

24.jpg 

Также познакомились с особенностями организации питания детей в санаторной школе-интернате.

25.jpg

Посетили занятия лечебной физкультуры.

26.jpg

Познакомились с оснащением тренажерного зала.

27.jpg

Тематикой программы цикла повышения квалификации затронуты также и вопросы иммунопрофилактики детских инфекционных заболеваний, особенности реализации Национального календаря прививок среди детей и подростков организованных коллективов. Наиболее актуальные современные аспекты практической реализации данных направлений профилактической деятельности разъяснила слушателям старший преподаватель кафедры эпидемиологии – Федорова Инна Владимировна.

28.jpg

Федорова И.В. рассказала слушателям об особенностях информационной работы среди родителей с целью увеличения их приверженности к проведению профилактических прививок детям.

28.jpg29.jpg

В завершение цикла обучения состоялась встреча с деканом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров БГМУ Тесловой Оксаной Александровной, которая ознакомила слушателей с реальными возможностями, имеющимися достижениями и ведущими направлениями дальнейшего практико-ориентированного развития университета в области реализации образовательных программ повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов здравоохранения, провела оценку удовлетворенности потребителей предоставленным объемом образовательных услуг и внимательно выслушала предложения и пожелания по совершенствованию образовательного процесса.

31.jpg

На последнем занятии цикла состоялось подведение итогов с вручением свидетельств о прохождении повышения квалификации, которые слушатели получили из рук заведующего кафедрой гигиены детей и подростков, кандидата медицинских наук, доцента Борисовой Татьяны Станиславовны:

32.jpg

Слушатели единогласно высказали свою удовлетворенность организацией цикла и благодарили за предоставленную возможность обмена опытом и знаниями. Сотрудники кафедры, в свою очередь, пожелали всем здоровья, творческих успехов, практического применения полученных знаний и новых встреч.

Материал подготовлен куратором цикла, к.м.н., доцентом Солтан М.М.