Учебно-методическая работа кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены

На кафедре осуществляется преподавание военной гигиены, военной эпидемиологии, военной токсикологии и медицинской защиты курсантам и слушателям военно-медицинского факультета, а также студентам лечебного, медико-профилактического, педиатрического и стоматологического факультетов Белорусского государственного медицинского университета. Проводится последипломная подготовка военно-медицинских кадров по военной эпидемиологии и военной гигиене.

Учебной базой кафедры являются: ГУ «23 санитарно-эпидемиологический центр Вооруженных Сил Республики Беларусь», воинские части Минского гарнизона.

Кафедра является разработчиком типовых, базовых и учебных программ по военной гигиене, военной эпидемиологии, токсикологии и медицинской защите для курсантов и студентов. Основными видами учебных занятий являются: лекции, лабораторные работы, практические занятия.

Лекции составляют основу теоретического обучения на кафедре и включают систематизированные основы научных знаний по дисциплинам, преподаваемым на кафедре. В лекциях рассматриваются вопросы состояния и перспективы развития соответствующей области науки, обращается внимание обучающихся на наиболее сложные вопросы материала. На лекциях предполагается устное изложение учебного материала, сопровождающееся презентаций с демонстрацией видео- и кинофильмов, схем, плакатов.

Практические занятия проводятся в целях формирования и приобретения социально-личностной и профессиональной компетенций в соответствии с требованиями, изложенными в программах обучения. На практических занятиях обучающиеся овладевают: методами эпидемиологической диагностики; методикой проведения медицинского контроля за военно-профессиональной деятельностью военнослужащих воинской части; приобретают навыки в работе с табельными средствами (приборы радиационной и химической разведки, средства индивидуальной защиты, дезинфекции) и др.; решают ситуационные задачи. Особое внимание в ходе проведения занятий преподаватели уделяют на развитие у обучающихся активной познавательной деятельности и творческого мышления, формирование у них умения самостоятельно принимать решение в конкретной ситуации.

Лабораторные занятия по военной гигиене проводятся с целью практического освоения обучающимися научно-теоретических положений изучаемой дисциплины, овладения техникой проведения инструментальных исследований и привития навыков в анализе полученных результатов, работе с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой. На занятиях определяют показатели физического развития, физической подготовленности и работоспособности военнослужащих; оценивают фактическое питание и статус питания военнослужащих, составляют и анализируют меню-раскладку продуктов. После выполнения лабораторной работы обучающиеся представляют отчет.

Преподаватели участвуют в проведении тактико-специальных занятий, штабных тренировках. Кафедра ответственна за организацию и проведение в воинских частях врачебной поликлинической практики с курсантами 4 курса.

Основные задачи методической работы:

  • совершенствование методики, повышение эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий;
  • повышение педагогического мастерства лиц профессорско-преподавательского состава;
  • совершенствование организации и обеспечения образовательного процесса.

Преподаватели кафедры принимают активное участие в проведении учебно-методических сборах, научно-методических конференциях и семинарах, в работе заседания советов факультета. Вопросы методики обучения и воспитания рассматриваются на заседаниях кафедры, проводятся инструкторско-методические, показные и открытые занятия. Разрабатываются и совершенствуются учебно-методические материалы, материального и технического обеспечения учебного процесса. Ежегодно проводятся педагогические эксперименты, их результатов внедряются в образовательный процесс, осуществляется контроль проведения учебных занятий.

На кафедре подготовлены учебно-методические материалы подготовки и проведения практических и лабораторных занятий по дисциплинам. Разработана система оценки знаний по дисциплинам с использованием информационных технологий, в том числе компьютерная база тестовых вопросов (обучающие и контролирующие) прогрессирующего уровня сложности по всему учебному курсу.

Сотрудниками кафедры с использованием современных информационных технологий созданы электронная учебно-методическая библиотека, учебная видеотека, разработан и изготовлен комплект наглядных пособий, позволяющий повысить эффективность работы курсантов и студентов на практических (лабораторных) занятиях.