Учебно-методическая работа кафедры радиационной медицины и экологии

Кафедра осуществляет преподавание трех дисциплин – радиационной, экологической медицины.

u5.jpeg

Занимаясь на кафедре, студенты получают не только теоретическую подготовку, но и приобретают практические навыки: учатся рассчитывать дозы внешнего и внутреннего облучения при проживании населения на загрязненных радионуклидами территориях, при пероральном и ингаляционном поступлении радионуклидов в организм, приобретают навыки использования распространенной дозиметрической и радиометрической аппаратуры; аппаратуры, применяемой в центрах гигиены и эпидемиологии; оценивают антропогенную нагрузку на население в условиях городских экосистем, в том числе рассчитывают канцерогенный риск при воздействии ксенобиотиков и др.

С целью улучшения усвоения наиболее сложных вопросов дисциплины и знакомства с осуществлением отдельных этапов санитарного надзора для студентов медико-профилактического факультета были организованы выездные занятия в рентгенкабинете, отделении радионуклидной диагностики 10-ой городской клинической больницы г. Минска, Центрах гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья и др.

На кафедре радиационной медицины и экологии занимаются студенты 2 курса лечебного, педиатрического, стоматологического, военно-медицинского факультетов и медицинского факультета иностранных учащихся, 4-6 курсов медико-профилактического факультета (МПФ).

Обучение осуществляется по типовым и рабочим программам, которые разработаны на кафедре, утверждены и используются во всех других медицинских вузах республики.


Сотрудниками кафедры изданы:

  • Национальный учебник «Радиационная медицина» (2010 г.),
  • «Медицинская экология» (2007 г.),
  • Лабораторный практикум «Радиационная и экологическая медицина» (2012 г.) утвержденные в качестве учебных пособий Министерством образования Республики Беларусь,
  • Международный учебник на английском языке «Radiation Medicine» (2020 г.),
  • Лабораторный практикум на английском языке «Ecological medicine» (2017 г.),
  • Методические рекомендации для студентов стоматологического факультета «Радиационная медицина и экология» (2007 г.).

Ежегодно на кафедре проводятся занятия со студентами 6 курса МПФ по курсу по выбору: «Профилактика неблагоприятного воздействия физических факторов на здоровье населения».

Занятия проводятся с применением компьютеров с помощью прикладных программ, которые позволяют для конкретных примеров рассчитывать значения плотности потока электромагнитной энергии от базовых станций сотовой связи, значение поглощенной дозы (SAR) от мобильного телефона и др.

sk4.jpeg

В 2002 году силами сотрудников кафедры на кафедре стала разрабатываться система дистанционного образования.

Были созданы обучающие сайты – Ультафиолет-инфо (https://uvinfo.bsmu.by/) и сайт «Электросмог – электромагнитное загрязнение» (https://electrosmog.bsmu.by/).

На последнем в доступной форме представлена информация об источниках электромагнитного излучения, механизмах воздействия на организм человека, воздействии пульсирующего электромагнитного излучения от базовых станций сотовой связи и мобильных телефонов, о способах снижения неблагоприятного воздействия этого физического фактора.

sk2.jpeg

Почти одновременно началась работа по разработке и созданию учебных сайтов для студентов всех факультетов. Итогом этого явился WEB филиал кафедры радиационной медицины и экологии БГМУ – https://webradecomed.bsmu.by/.

На сайте представлены: электронная библиотека всей необходимой нормативной документации; задачный тренажер, который позволяет студентам всех факультетов закрепить свои знания по расчету доз внутреннего и внешнего облучения в различной конкретной ситуации, расчету риска развития онкологических заболеваний при ингаляционном и пероральном поступлении различных токсических веществ в организм человека; ознакомительный раздел с системой дистанционного тестирования; раздел по отработке пропущенных практических занятий для студентов всех курсов и факультетов; раздел по пересдаче коллоквиумов по радиационной и экологической медицине; раздел обратной связи с кафедрой; примеры лучших презентаций студентов; информация о работе студенческого научного кружка.

sk3.jpeg

В 2011 году под эгидой Всемирной организации здравоохранения, с учетом строительства в Беларуси атомной электростанции (БелАЭС) для студентов 5-6 курсов медико-профилактического факультета был создан сайт по радиационной безопасности – https://radbez.bsmu.by/.

Обучение с помощью этого сайта начинается с ознакомления с республиканской нормативной документаций по радиационной безопасности. После ее усвоения студент должен сдать дифференцированный зачет в виде дистанционного тестирования, ответив на 100 вопросов.

Программа рассчитывает процент правильных ответов, по окончанию теста с помощью e-mail сотрудники кафедры получают всю необходимую информацию и выставляют оценку. Для подготовки к зачету на сайте предусмотрена страничка пробного тестирования, а также раздел обратной связи с кафедрой.

Из всех имеющихся форм сдачи дифференцированного зачета на кафедре, студенты чаще всего выбирают именно эту форму оценки знаний.

За счет финансирования Государственной программы по подготовке кадров для ядерной энергетики страны для кафедры приобретено новейшее дозиметрическое и радиометрическое оборудование, которое активно используется в научно-исследовательской и учебной работе.

Помимо этого, за счет средств Госпрограммы были закуплены компьютеры и, следовательно, возобновил работу компьютерный класс. Он используется для повседневного и промежуточного контроля знаний студентов.

Задолго до начала использования гигиенической службой концепции оценки риска, как заключительного этапа социально-гигиенического мониторинга, на кафедре было введено в процесс обучения рассмотрение вопросов расчета канцерогенного риска при ингаляционном и пероральном поступлении ксенобиотиков, при облучении человека, а также понятие о приемлемом риске, что является особенно важным при подготовке врачей-гигиенистов.

Ежегодно, совместно с гигиеническими кафедрами проводятся олимпиады по гигиене, в которым могут участвовать все студенты медико-профилактического факультета и показать свои знания в области профилактической медицины.