Учебно-методическая работа кафедры общей гигиены

Обучение студентов на кафедре общей гигиены в 2022-2023 учебном году проходит по восьми дисциплинам (в соответствии с утвержденным учебным планом и учебной программой):

  • Актуальные проблемы среды обитания человека;
  • Общая гигиена;
  • Общая гигиена и военная гигиена (раздел «Общая гигиена»);
  • Фармацевтическая гигиена;
  • Гигиена питания;
  • Гигиена питания профиля субординатуры «Гигиена и эпидемиология»;
  • Гигиена питания профиля субординатуры «Клиническая (госпитальная) эпидемиология»;
  • Гигиена питания профиля субординатуры «Лабораторные исследования»

Список учебно-методических пособий изданных на кафедре

Список учебно-методических пособий, изданных на кафедре 2020-2022

Предусмотрены следующие формы занятий:

  • лекции,
  • практические занятия,
  • лабораторные занятия,
  • самостоятельная работа,
  • производственная практика
  • научно-исследовательская работа.

Лекции и лабораторные занятия, проводимые на кафедре, несут не только информационную нагрузку, но и выполняют мотивационную и воспитательную функции: способствуют формированию познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста; развивают интерес к профилактическим дисциплинам и, в частности - общей гигиене и гигиене питания, содействуют активизации мышления студентов.

При проведении лекций и лабораторных занятий преподаватель кафедры старается акцентировать внимание аудитории на основных положениях и выводах; рационально сочетать методические приемы традиционной педагогики и новых методов обучения; использовать приемы закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции и занятия); использовать приемы поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции; обязательно согласовывается материал, сообщаемый на лекции, с содержанием практических и лабораторных занятий.

Для обеспечения преемственности в преподавании дисциплин, вопросы, рассматриваемые в учебном процессе на общей гигиене, согласовываются со смежными кафедрами (например, по теме «Гигиеническое нормирование» - с кафедрой гигиены труды, по теме «Гигиеническая оценка почвы», «Окружающая среда» - с кафедрой радиационной медицины и экологии), что позволяет приблизить дисциплины к задачам специальной подготовки и избежать дублирования учебного материала.

Учебно-демонстрационные фильмы:

  • «Формирование здорового образа жизни. Влияние употребление алкоголя, табака, наркотических веществ на здоровье человека»,
  • «Современные проблемы питания»,
  • «Гигиеническая характеристика, физические и химические свойства средств для мытья посуды и продуктов бытовой химии с точки зрения влияния на здоровье»,
  • «Избыточное потребление жиров и последствия. Меры профилактики»,
  • «Пища как фактор окружающей среды.Влияние питания на здоровье населения»,
  • «Пищевая и биологическая ценность молока и молочных продуктов»,
  • «Погода и климат, особенности и определение. Понятие о климатообразующих факторах»,
  • «Круговорот воды в природе, его гигиеническая характеристика»,
  • «Влияние уровня благоустройства и санитарного состояния жилища на здоровье населения».

«Компьютерное тестирование в БГМУ»

Разработанные тесты предназначены для оценки знаний студентов 2, 3 курсов лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов, курсантов 2 курса военно-медицинского факультета по дисциплине «Общая гигиена» (645 тестовых заданий), а также для студентов 5, 6 курсов медико-профилактического факультета по дисциплине «Гигиена питания» (325 тестовых заданий). Также подготовлено 1000 тестовых заданий по дисциплине «Гигиена питания» для проведения аккредитации БГМУ.

Для самоконтроля знаний студентов всех факультетов по дисциплине «Общая гигиена» подготовлен 21 тест с общим количеством 426 тестовых заданий. По дисциплине «Гигиена питания» подготовлено 6 тестов с общим количеством 189 тестовых заданий. Разработанные тесты включены в сборник тестов для самоконтроля знаний студентов, опубликованный в БГМУ на компакт-диске.

Для аттестации знаний студентов младших курсов по итогам семестра по дисциплине «Общая гигиена» разработано 5 тестов с общим количеством более 575 тестовых заданий. По дисциплине «Гигиена питания» для студентов 5, 6 курсов медико-профилактического подготовлено 3 контрольных теста, насчитывающих 325 тестовых заданий. На кафедре разработаны тестовые задания для аттестации студентов по итогам прохождения лаборантской практики.

Для облегчения работы студентов по предмету на кафедре используются подготовленные преподавателями кафедры учебно-методические рекомендации и пособия, содержащие подробную информацию об объеме и содержании работы на каждом лабораторном занятии и при домашней подготовке, информационные таблицы, перечни рекомендуемой литературы и другая информация по предмету. Весь учебно-методический материал доступен студентам в течение учебного года и при подготовке к экзаменам, кроме того, информация студентам предоставлялась в электронном виде и была помещена на сайте кафедры общей гигиены.

Приоритетными направлениями совершенствования учебного процесса на кафедре являются следующие:

  • совершенствование учебных программ и тематических планов, внесение в них изменений и дополнений, обусловленных современными достижениями гигиенической науки и организации профилактической работы;
  • разработка новых рабочих программ, лекций, методических рекомендаций и учебно-методических пособий к практическим и лабораторным занятиям в соответствии с требованиями государственных общеобразовательных стандартов и квалификационных характеристик специалистов;
  • внедрение прогрессивных форм и методов обучения;
  • разработка электронных учебно-методических комплексов дисциплин;
  • углубление взаимодействия кафедры с гигиеническими, теоретическими и клиническими кафедрами в целях улучшения качества теоретической и практической подготовки студентов и курсантов.
  • планирование и организация учебного процесса осуществляются на основании Образовательных стандартов, учебных планов, учебных программ, расписания занятий и других документов, регламентирующих учебный процесс.

На кафедре общей гигиены разработаны новые учебно-методические документы.

Типовые программы:

  • типовая учебная программа по дисциплине «Общая гигиена» для учреждений высшего образования по специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело;
  • типовая учебная программа по дисциплине «Общая гигиена» для учреждений высшего образования по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» (специализация 1-79 01 01 01 Военно-медицинское дело);
  • типовая программа по дисциплине «Общая гигиена и военная гигиена» для учреждений высшего образования по специальностям 1-79 01 01 «Лечебное дело», 1-79 01 02 «Педиатрия»;
  • типовая программа «Общая гигиена; специальность 1-79 01 07 Стоматология».

Учебные программы

  • Учебная программа по дисциплине «Актуальные проблемы среды обитания» для учреждений высшего образования по специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело.
  • Типовая учебная программа по дисциплине «Общая гигиена» для учреждений высшего образования по специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело.
  • Учебная программа учреждения высшего образования по общей гигиене для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» (специализация 1-79 01 01 01 Военно-медицинское дело).
  • Учебная программа учреждения высшего образования по общей гигиене и военной гигиене для специальности 11-79 01 01 Лечебное дело; 11-79 01 02 Педиатрия.
  • Учебная программа учреждения высшего образования по общей гигиене для специальности 1-79 01 07 Стоматология.
  • Учебная программа учреждения высшего образования по общей гигиене специальности 11-79 01 01 Лечебное дело (для студентов МФИУ, обучающихся на английском языке).
  • Учебная программа учреждения высшего образования по общей гигиене для специальности 1-79 01 07 Стоматология (для студентов МФИУ, обучающихся на английском языке).

Электронный учебно-методические комплексы

  • по дисциплине «Общая гигиена» для учреждений высшего образования по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело», 1-79 01 02 «Педиатрия»;
  • по дисциплине «Общая гигиена» для учреждений высшего образования для специализации 1-79 01 01 01 «Военно-медицинское дело»,
  • по дисциплине «Общая гигиена» для учреждений высшего образования по специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело.
  • по дисциплине «Общая гигиена» для учреждений высшего образования по специальности 1-79 01 07 «Стоматология»,
  • по дисциплине «Гигиена питания» для учреждений высшего образования для субординатуры по гигиене по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело»;
  • по дисциплине «Гигиена питания» для учреждений высшего образования для субординатуры по эпидемиологии по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело».
  • по дисциплине «Фармацевтическая гигиена» для учреждений высшего образования по специальности 1-79 01 08 Фармация;
  • по дисциплине «Фармацевтическая гигиена» для учреждений высшего образования по специальности 1-79 01 08 Фармация (заочная форма обучения);
  • по дисциплине «General Hygiene» («Общая гигиена») для англоязычных студентов МФИУ, обучающихся по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»;
  • по дисциплине «General Hygiene» («Общая гигиена») для англоязычных студентов МФИУ, обучающихся по специальности 1-79 01 07 «Стоматология».
uu1.jpeg

В соответствии с утвержденным планом на кафедре общей гигиены разработаны и постоянно обновляются учебно-методические и электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам «Общая гигиена» (предназначенного для студентов медицинского факультета иностранных учащихся, обучающихся на английском языке по специальностям «Лечебное дело», «Стоматология»), «Фармацевтическая гигиена» (предназначенного для студентов фармацевтического факультета).

На кафедре общей гигиены проводится разработка новых тестовых заданий по учебным дисциплинам «Общая гигиена», «Фармацевтическая гигиена», предназначенных для студентов лечебного, педиатрического, военно-медицинского, фармацевтического факультетов, а также для студентов медицинского факультета иностранных учащихся и врачей-интернов.

uu2.jpeg

В 2021-2022 учебном году впервые было организовано проведение «Ознакомительной учебной практики» для студентов 1 курса медико-профилактического факультета.

Студенты-медики в процессе обучения должны получать не только теоретическую, но и практическую подготовку. С целью повышения профессионального уровня учащихся по инициативе декана медико-профилактического факультета Гиндюка А.В. и заведующей кафедрой общей гигиены Бацуковой Н.Л. совместно с пятью Центрами гигиены и эпидемиологии г.Минска («ЦГиЭ Фрунзенского района», «ЦГиЭ Первомайского района», «ЦГиЭ Центрального района», «ЦГиЭ Советского района», «ЦГиЭ Заводского района») впервые было организовано проведение «Ознакомительной учебной практики» для студентов 1 курса медико-профилактического факультета.

Студенты–первокурсники смогли познакомиться со структурой и практической стороной работы санитарной службы Республики Беларусь, а также приобрести первичные навыки и умения, составляющие содержание их профессиональной деятельности в будущем. Практикующие врачи-гигиенисты в ЦГиЭ ознакомили студентов-первокурсников с основами будущей профессии, что является хорошей мотивацией для их дальнейшей учебы.

Профессиональное ориентирование студентов в профессию уже с первых курсов повышает качество подготовки будущих специалистов, способствует формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.