Учебно-методическая работа кафедры нормальной анатомии

Дисциплина «Анатомия человека» – базовая учебная дисциплина в системе медицинского образования. На кафедре нормальной анатомии обучаются студенты 1 и 2 курсов лечебного, военно-медицинского, медицинского, педиатрического и медико-профилактического факультетов и медицинского факультета иностранных учащихся.

Планирование и организация учебного процесса осуществляется в соответствии с требованиями образовательных стандартов специальностей, учебными планами, рабочими и типовыми учебными программами для всех специальностей. Основными формами обучения студентов на кафедре являются лекции и практические занятия. Календарно-тематические планы создаются на каждый учебный семестр и утверждаются в установленном порядке после обсуждения их на заседании кафедры.

Преподавание анатомии человека проводится на основе мотивированного обучения с формированием перечня знаний и умений по специальности. В учебном процессе используются дидактический, информационный, иллюстративный, проблемно-поисковый и самостоятельный методы обучения.

Совершенствование преподавания дисциплины «Анатомия человека» ведется по направлениям:

  • создание и обновление учебно-методической базы преподавания,
  • совершенствование методики чтения лекций и проведения практических занятий,
  • использование новых форм обучения и контроля знаний студентов.

Для подготовки студентов к практическим занятиям преподавателями кафедры изданы свыше 80 учебных и учебно-методических пособий, методических рекомендаций. В издаваемых пособиях излагаются сведения по отдельным разделам анатомии с учетом современных достижений науки, результатов научных исследований сотрудников кафедры, а также клинических аспектов изучаемых тем.

Для студентов медицинского факультета, обучающихся на английском языке, сотрудниками кафедры подготовлен англоязычный вариант программы по анатомии, перечень экзаменационных вопросов, ряд учебно-методических пособий, созданы мультимедийные презентации всех лекций.

Ежегодно в лекционный курс и в материалы практических занятий для студентов всех факультетов вводятся вопросы, отражающие современные достижения медицинской науки и техники. С целью обеспечения клинической направленности преподавания для чтения отдельных лекций по анатомии приглашаются преподаватели клинических кафедр, например, кафедры травматологии и ортопедии.

В настоящее время опыт классического преподавания анатомии - традиционные занятия с использованием анатомических препаратов - учебных и размещенных в трех музеях кафедры, сочетается с активным привлечением современных инновационных технологий. Особое значение имеет применение технологий, создающих трехмерные изображения органов и систем человека, полученных рентгенологическими методами, включая КТ, а также МРТ. На кафедре нормальной анатомии 3D визуализация обеспечивается использованием в учебном процессе «анатомического стола», созданного на базе большого числа изображений человеческого тела и отдельных органов. Это дает возможность детального изучения строения всех систем тела человека, скелетотопии, синтопии и голотопии внутренних органов. Огромная цифровая библиотека изображений различных видов патологии человека, загруженная в память анатомического стола, способствует формированию клинического мышления cтудентов.

Кроме того, в сентябре 2023 года в образовательный процесс кафедры внедрено мобильное (и web-) приложение «3D-атлас нормальной анатомии», которое разработано заведующим кафедрой проф. Трушель Н.А. совместно с   IT-компанией VOKA Pathology 3D (ООО Фабрика инноваций и решений).

В условиях постоянного увеличения объема информации, необходимой будущему врачу, а также дефицита учебного времени, кафедра совершенствует процесс обучения путем активизации самостоятельной работы студентов при подготовке к занятиям. С этой целью на кафедре разработаны «Методические рекомендации к практическим занятиям», облегчающие изучение соответствующих разделов дисциплины. При подготовке к практическим и итоговым занятиям студенты могут использовать «Контрольные вопросы» по соответствующим разделам анатомии, изданные преподавателями кафедры. Определенная последовательность в изложении вопросов задает алгоритм ответа, позволяет студенту выстроить его четко и логично. Для оптимизации самостоятельной работы на кафедре созданы «Тесты для самоконтроля знаний студентов» по отдельным разделам и темам (остеосиндесмологии, миологии, спланхнологии, ангиологии, ЦНС и органов чувств). Тесты представлены в электронных учебно-методических комплексах (ЭУМК), подготовленных для студентов всех факультетов и размещенных на сайте кафедры.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется на всех практических, а также итоговых занятиях с использованием контрольных вопросов, имеющихся в распоряжении студентов с начала изучения соответствующего раздела.

Текущая аттестация студентов по анатомии человека проводится в форме двух зачетов (в конце 1-го и 2-го семестров) и экзамена (в конце 3-го семестра обучения). Экзамен проводится по вопросам экзаменационного билета в форме устного ответа с демонстрацией материала на анатомических препаратах. Программа обучения доводится до сведения студентов в начале изучения предмета, вопросы к экзамену – не позднее 2 месяцев до начала экзаменационной сессии. Оценка знаний студентов на итоговых занятиях и экзамене производится по десяти - балльной шкале в соответствии с положением «Критерии оценки знаний студентов по учебной дисциплине «Анатомия человека». Для повышения объективности результатов экзаменационного контроля, усиления мотивации студентов и активизации их самостоятельной работы на кафедре разработана и внедрена рейтинговая система оценки уровня знаний студентов на экзамене.

Деятельность кафедры осуществляется в соответствии с:

  • Законодательными и нормативными правовыми актами Республики Беларусь;
  • Нормативными документами и инструктивными материалами Министерства здравоохранения и Министерства образования Республики Беларусь;
  • Уставом университета;
  • Миссией, Видением, Политикой и Целями в области качества;
  • Документами, необходимыми для функционирования системы менеджмента качества; правилами внутреннего трудового распорядка университета;
  • Приказами и распоряжениями: «Положением о кафедре нормальной анатомии», утвержденным ректором БГМУ.