Белорусская научная школа анатомов и эмбриоморфологов кафедры нормальной анатомии

Научно-педагогическая школа анатомов и эмбриоморфологов

    История создания

Годы основания школы, с точностью до десятилетия. Начало основания и становления школы приходится на 30-е годы ХХ столетия (1922-1934гг) и связано с открытием медицинского факультета БГУ (1921г.).

Исторические основы формирования школы в Беларуси:

  1. Необходимость подготовки врачей и национальных научно-педагогичных кадров анатомов
  2. Необходимость получения фундаментальных знаний о строении тела человека, для развития медицинской науки, практики и медицинского образования вБеларуси.
  3. Организация (П.И. Карузин, профессор Московского университета, 1921) института анатомии (с 1929г. кафедра нормальной анатомии) при медицинском факультете БГУ.

Основателями научно-педагогической школы являются:

shkola1.jpeg


Профессор, доктор медицинских наук Лебедкин Сергей Иванович (1886-1942)

C 1922 г. по 1929 г. директор института анатомии (с 1929 г. – кафедра нормальной анатомии) медицинского факультета БГУ.

с 1930 г. по 1934 г. – заведующий кафедрой нормальной анатомии Белорусского медицинского института (с 1947 г. Минский государственный медицинский институт, с 2000 г. Белорусский государственный медицинский университет);

shkola2.jpeg

Академик АН БССР (НАН РБ), профессор, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки БССР

Лауреат Государственной премии СССР Голуб Давид Моисеевич (1901-2001) 

C 1934 по 1975 год заведующий кафедрой нормальной анатомии МГМИ, ученик С.И.

Краткая история создания и этапов развития научной школы

Первый период (1922-1934).

Начальный период основания и становления школы. Основателем этого направления является С.И. Лебедкин.

В этом периоде (с 1922 г.):

  1. определяется стратегия научных исследований коллектива анатомов университета, что означало и стратегию дальнейших морфологических исследований человека и животных в Республике Беларусь;
  2. создается  база научных исследований – серий срезов эмбрионов человека и животных, которая пополняется по настоящее время (насчитывает около 2000 серий срезов и служит базой при выполнении диссертационных работ и целевых морфологических исследований;
  3. создается материальная база и методики работы (макро-микроскопическая и микроскопическая техника, микротомы, аппарат для графических реконструкций и методика их выполнения;
  4. формируется постепенно создается научно-педагогический коллектив (Д.М.Голуб, П.Я. Герке, Н.Г. Туркевич, Н.А. Журавская, З.Г. Слободин, А.Т. Коровиков, З.И. Ибрагимова и др.);
  5. внедряется в учебный процесс передовой опыт зарубежных медицинских школ (Австрия, Германия, мед.факультет МГУ).

В начальном периоде сотрудниками кафедры по результатам исследований опубликовано более 50 научных работ, готовились 6 докторских и кандидатских диссертаций (Д.М.Голуб, П.Я. Герке, Н.В. Попова-Латкина, Б.Г. Туркевич, Н.Г. Туркевич, Е.М. Зубкович).


Второй период соответствует 1934-1975 гг.

В этот период продолжаются научные исследования по развитию и строению органов и систем в эмбриогенезе человека и животных.

Кроме того, Д.М. Голуб, как приемник С.И.Лебедкина, определяет новое оригинальное научное направление, основной проблемой которого становится изучение развития и строения периферической нервной системы, экспериментально-морфологический анализ источников и путей иннервации внутренних органов и сосудов, а также создание экспериментальной модели новых нервных путей и центров иннервации внутренних органов. 

Данные эмбриологических и экспериментальных исследований Д.М.Голуба и его учеников были использованы для создания клинического варианта восстановления функции мочевого пузыря при его нейрогенных расстройствах и внедрены академиком Н.Е.Савченко и В.В. Мохортом в практику.

Значимость результатов  этого этапа деятельности школы морфологов Минского государственного медицинского института отражена присуждением Д.М.Голубу Государственной премии СССР (1973).

Плодотворность этого этапа выражается значительным ростом числа подготовленных высококвалифицированных научно-педагогических кадров: защищено 10 докторских и 53 кандидатских диссертации.

Специалисты были подготовлены не только для Минского госмединститута, но и для других вузов Республики (Витебского и Гродненского мединститутов, ИФК, Минского государственного педагогического института им. М.Горького и института физиологии АН БССР), где они возглавили морфологические кафедры и научные коллектив. Среди них: З.И. Ибрагимова (Витебск), Р.М. Лойко (Гродно), М.Ф.Гапеев  (МГПИ им. М. Горького), А.И.Герус (ИФК), И.М. Турецкий (Семипалатинский мед. институт), З.Г.Слободин, работавший в Витебском, а потом в Ташкенском мединститутах, В.М. Левченко (Гродненский медуниверситет, пед. университет) и др.

Учитывая важность проблемы решением Президиума АН БССР создана нейроморфологическая лаборатория при институте физиологии под руководством Д.М.Голуба (1953).

Итогом этого периода следует считать опубликованность результатов научных исследований в 20 монотематических сборниках научных работ и 13 коллективных монографий, а также подготовка 10 докторов и 53-х кандидатов наук.

Третий период - с 1975 г. по настоящее время связан с деятельностью профессора П.И. Лобко.

Этот период характеризуется продолжением и развитием научных идей предшественников – профессоров С.И. Лебедкина и Д.М. Голуба с традиционно научным направлением  - изучением эмбриогенеза и строения вегетативной и периферической нервной системы и  реиннервации органов.

Параллельно научные исследования получили новую  актуальную и практически значимую  направленность – изучение строения и развития органов и систем органов в норме и под влиянием повреждающих факторов, а также исследований строения и развития эндокринных органов и органов иммунной системы, структурно-функциональная организация ЦНС и органов чувств (руководители – профессора П.И. Лобко, П.Г. Пивченко, С.Д. Денисов).

Итогом этих исследований на сегодняшний день следует считать: значительное пополнение научно-педагогической школы: защищено 12 докторских и 43 кандидатских диссертаций. Причем кадры подготовлены не только для БГМУ, но и для медицинских университетов Республики (Гродно, Гомель), а также для морфологических кафедр биологических факультетов других вузов Республики Беларусь (БГУ, БГПИ им. М. Танка, БГАФС); для медвузов стран ближнего: Молдовы, России (Смоленск, Ярославль), а также для стран дальнего зарубежья: Вьетнам, Куба, Никарагуа, Чехия.

На данном этапе развития школы на кафедре разрабатывается под руководством профессора В.В. Руденка новое научное направление по исследованию нейропептидов (нейротрансмиттеров) в регуляторных системах человека и их влиянии на функции органов-мишеней (тимус, сердце, легкие, печень и др.).

Каждый из указанных периодов научных исследований не заканчивается только сменой руководителя научного коллектива, а плавно переходит в следующий. При этом коллектив продолжает разрабатывать то же научное направление с использованием новых методов и методик исследования, что позволяет расширить и углубить результаты, полученные на предыдущем этапе, т.е. традиционно имеет место преемственность в разработке научного направления, а также определяются новые актуальные научные направления.

Руководители в настоящее время: профессор Трушель Н.А., профессора кафедры С.Д. Денисов, В.В. Руденок

С именем С.И. Лебедкина связано начало научной деятельности кафедры анатомии. Им разрабатывались проблемы соотношения онтогенеза и филогенеза, корреляции между строением и функцией органов, эмбриогенез частей тела, органов, сосудистой и нервной систем, сравнительной анатомии и эмбриологии.

Под научным руководством С.И. Лебедкина подготовлено и защищено 6 кандидатских и докторских диссертаций (П.Я. Герке, Д.М. Голуб, Е.М. Зубкович, Н.В. Попова-Латкина, Б.Г. Туркевич, Н.Г. Туркевич).

С 1934 по 1975 год профессором Д.М. Голубом было определено стратегическое направление научных исследований: изучение закономерностей морфогенеза периферической нервной системы в онтогенезе человека и млекопитающих животных, исследование закономерностей формирования иннервационных связей внутренних органов и сосудов с ЦНС и использование результатов этих исследований для решения задач практической направленности: создания экспериментальных моделей реиннервации или дополнительных источников иннервации внутренних органов путем трунко-, ганглио- и органопексий. За время работы на кафедре под его руководством выполнено и защищено 10 докторских и 53 кандидатских диссертаций.

Продолжая идеи Д.М. Голуба, П.И. Лобко с коллективом кафедры разрабатывал новое научное направление – изучение периферического отдела автономной нервной системы в эмбриогенезе в норме и под действием неблагоприятных факторов физической и химической природы. Кроме того, выполнялись сравнительно-морфологические исследования по изучению закономерностей развития и строения скелета и его соединений, желез внутренней секреции, спинного мозга в онтогенезе человека и животных. Под его руководством защищено 36 кандидатских и 8 докторских диссертаций. С 1999 по 2005 г. под руководством Сергей Дмитриевич Денисов было защищено 2 кандидатские диссертации.

За вклад в развитие морфологической науки и педагогического процесса представители научной школы университета имеют высокие правительственные награды. Академику Д.М.Голубу присуждена государственная премия СССР (1973), Государственная премия Республики Беларусь присуждена профессором П.И.Лобко (1994). С.Д.Денисову(1994), П.Г. Пивченко (1994), А.С. Леонтюку (2006), В.В. Руденку (2006).

Заслуженный деятель науки Республики Беларусь присвоено академику Д.М.Голубу и профессору П.И.Лобко, заслуженный работник образования Республики Беларусь - профессору А.С.Леонтюку.

Кроме того, за развитие теоретических основ морфологической науки, ее прикладные аспекты, за подготовку научно-педагогических кадров и специалистов-медиков Д.М.Голуб награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью Франциска Скарины, П.И.Лобко и А.С. Леонтюк – орденом Дружбы Народов. Профессор С.Д. Денисов в 2007г. награжден медалью За трудовые заслуги.

Представители морфологической школы кафедры постоянно принимают активное участие в организации и проведении разного уровня республиканских и международных научных мероприятий, 13 крупных научных форумов, IX Всесоюзного съезда анатомов, гистологов и эмбриологов, I и II-го съездов морфологов Беларуси, 1-го Конгресс анатомов, гистологов и эмбриологов Беларуси и других научных мероприятий высокого уровня с международным участием.

За последние 10 лет на кафедре нормальной анатомии защищены 1 докторская и 4 кандидатские диссертации. В настоящее время на кафедре занимаются научно-исследовательской работой 1 докторант (доц. Пасюк А.А.) и 3 аспиранта (ст. препод. Чеченец А.Е., Ленкова А.А., Булавская А. В.).

Представители научно-педагогической школы активно организуют и проводят международные научно-практические конференции (за последние 10 лет – 6 конференций), в рамках которых обсуждают вопросы преподавания на морфологических кафедрах, заслушиваются научные доклады, имеющими фундаментальное и прикладное значение.  

Научные поколения

Дочерние научно-педагогические школы:

  1. Организованная проф. Д.М. Голубом в 1953 г. в составе Института физиологии Академии наук БССР лаборатория морфологии нервной системы. Основные научные направления:
    - эмбриогенез и строение периферической нервной системы у человека и животных;
    - образование новых и дополнительных нервных и сосудистых путей для органов.
  2. Организованная при участии проф. С.И. Лебедкина в 1934 г. анатомическая школа на базе кафедры анатомии Витебского медицинского института. Основные направления научных исследований – лимфатическая система, сравнительная анатомия, кровоснабжение и иннервация внутреннего уха.
  3. Организация при участии проф. Д.М. Голуба морфологической школы с 1958 г. на базе Гродненского медицинского института. Основные направления научных исследований – морфология центральной нервной системы, ее сосудистого русла, вариантная анатомия органов, систем и фенотипа.
  4. Морфологическая школа на базе кафедры анатомии Гомельского государственного медицинского института с 1991 г. с участием проф. П.И. Лобко. Научные исследования посвящены морфологии периферической нервной системы (черепных нервов), головного и спинного мозга. Половых желез в условиях нормы и под воздействием ионизирующей радиации.
  5. Морфологическая школа на медицинском факультете университета Сантьяго де Куба (Куба) при участии профессора П.И.Лобко.

Кроме того, в 1948 г. Благодаря активной деятельности проф. Д.М. Голуба, организовано Белорусское отделение Всесоюзного научного общества анатомов, гистологов и эмбриологов, которым он в течение 37 лет руководил. С 1985 г. по 1991 г. это общество возглавлял проф. П.И. Лобко.

В 2006 г. работа общества при активном участии проф. П.Г. Пивченко возобленовлена, оно получило регистрацию, функционирует как Белорусское научное общество морфологов (БелНОМ) и включено в международную ассоциацию морфологов СНГ.

Сотрудничества с морфологами ближнего и дальнего зарубежья:

  • Смоленская государственная медицинская академия;
  • Тверская государственная медицинская академия;
  • Санкт-Петербургская военно-медицинская академия;
  • Ярославская государственная медицинская академия;
  • Московская медицинская академия им. Сеченова;
  • Московская медико-стоматологическая академия;
  • Университет г. Люберцы (Германия);
  • Университет г. Ростока (Германия);
  • Университет г. Нагасаки (Япония);
  • Университет Западного Онтарио (Лондон, Канада);
  • EVER (Европейская Ассоциация Зрения и Исследования глаза);
  • Азербайджанский нац. мед. университет;
  • Кишиневским мед. университетом им. Н.Тестенмитяну.

Участие сотрудников кафедры в формировании новых и обновление имеющихся образовательных программ и учебных курсов:

  • Программы по анатомии человека для студентов «лечебное дело», «педиатрия» и «медико-профилактическое дело»;
  • Положение о порядке и условиях совершения анатомического дара;
  • Программа-минимум для сдачи кандидатского экзамена и паспорт по специальности 14.03.01 – анатомия человека (для ВАК РБ);
  • Программа спецкурса магистратуры дисциплины компонента учреждения высшего образования «Современные аспекты клинической анатомии вегетативной нервной системы» по специальности 1-79 80 27 «Анатомия человека»;
  • Программа спецкурса магистратуры дисциплины компонента учреждения высшего образования «Функциональная анатомия органа зрения» по специальности магистратуры: 1-79 80 29 «Анатомия человека».
  • Программа по анатомии человека для студентов факультета экологической медицины УО «Международный экологический университет им. Сахарова».