Учебно-методическая работа кафедры поликлинической терапии

На кафедре преподаются дисциплины: «Первая помощь» студентам 1-го курса, «Поликлиническая терапия» студентам 4-го, 5-го и 6-го курсов лечебного факультета и медицинского факультета иностранных учащихся, «Паллиативная медицинская помощь» для студентов 6 курса (субординатура «Общая врачебная практика»). Имеется типовая и рабочие учебные программы, действующая типовая программа разработана сотрудниками кафедры Хурса Р.В. и Яковлевой Е.В. (утверждена в 2011 г.).

Особое внимание уделяется приобретению и закреплению у студентов практических навыков работы с амбулаторным контингентом терапевтических пациентов.

Занятия проходят в две смены по цикловой системе:

  • на 4-м курсе – 40 часов и летняя производственная поликлиническая практика (72 часа);
  • на 5-м – 40 часов;
  • на 6-м – 84 часа.

Определен перечень практических навыков и указания по их выполнению для всех курсов. Весь объем учебной работы выполняется штатными преподавателями.

Помещения учебных баз отвечают современным требованиям и позволяют обучать студентов на высоком уровне. Имеется оборудование для демонстрации презентаций, наборы таблиц, учебное оборудование (электрокардиограф, тонометры, портативный УЗИ-сканер, глюкометр, портативные отоскопы, офтальмоскопы), компьютеры. Студенты 4 курса проходят летнюю производственную практику, имеется ее программа, методические указания по выполнению, перечень практических навыков по практике. Хранятся отчеты и дневники студентов и руководителей-преподавателей по итогам практики, а также другая обязательная и дополнительная документация.

Подготовка к предстоящей практике и ее итоги ежегодно обсуждаются на заседаниях кафедры по плану, отчеты представляются в деканаты и в учебно-методический отдел БГМУ.

Оценка качества проведения занятий проводится при плановых и внеплановых посещениях заведующего кафедрой и взаимных посещений преподавателей, а также путем анкетирования студентов.

Кафедра неоднократно участвовала в анкетировании студентов, организованном учебно-методическим управлением БГМУ. Результаты контроля взаимопосещений и анкетирования обсуждаются на кафедральных совещаниях, а также используются для публикаций в научных изданиях и для выступлений на научно-методических форумах по вопросам педагогики высшей школы.

Занятия проводятся на высоком методическом уровне с использованием тестового контроля знаний, разноплановых клинических ситуационных задач, наглядных пособий, клинических разборов пациентов.

Широко практикуются различные формы УИРС и самостоятельной работы: на 4-м курсе студенты заполняют учебную медицинскую карту амбулаторного пациента (ф.№25), учатся оформлять другие документы утвержденных форм, на 6-м – пишут контрольные работы по оформлению рецептов разным категориям больных, выполняют (под контролем преподавателя) самостоятельные визиты к пациентам на дом, и др.

На 6-м курсе в течение цикла студенты самостоятельно (под контролем преподавателя) ведут амбулаторный прием пациентов, выполняют домашние визиты, работают с врачами-специалистами, в отделении дневного пребывания поликлиники, оказывают или участвуют в оказании неотложной догоспитальной медицинской помощи, оформляют медицинскую документацию, осуществляют диспансеризацию населения и др.

В процессе обучения ежеквартально проводятся студенческие научные конференции, в последний день цикла студенты сдают итоговый зачет и практические навыки по предмету.

Постоянно идет совершенствование учебного процесса в организационном и методическом плане: широко используются и обновляются: ЭУМК, клинические ситуационные задачи, тестовые задания различных видов для обучения и контроля знаний, подготовлены макеты новых таблиц по разным темам с целью тиражирования их на каждую базу, пополняется банк других наглядных пособий (наборы ЭКГ, R-грамм, учебных анализов биологических жидкостей организма и др.).

В процессе обучения ежеквартально проводятся студенческие научные конференции, в последний день цикла студенты сдают итоговый зачет и практические навыки по предмету.

Постоянно идет совершенствование учебного процесса в организационном и методическом плане: широко используются и обновляются: ЭУМК, клинические ситуационные задачи, тестовые задания различных видов для обучения и контроля знаний, подготовлены макеты новых таблиц по разным темам с целью тиражирования их на каждую базу, пополняется банк других наглядных пособий (наборы ЭКГ, R-грамм, учебных анализов биологических жидкостей организма и др.).

С 2017 года внедрено тестирование студентов в режиме on-line для получения зачета для всех курсов. Разработано и внедрено 7 ЭУМК, в том числе 3 на английском языке. На кафедре имеются методические разработки к практическим занятиям для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов по всем темам, видеолекции.