История кафедры поликлинической терапии

Необходимость создания кафедры была вызвана преобразованием лечебного и педиатрического факультетов в лечебно-профилактический факультет, введением новых учебных планов и программ, а также тем, что существовавшая до этого времени практика занятий с субординаторами терапевтами и педиатрами в поликлиниках, осуществлявшаяся преподавателями кафедр внутренних болезней и детских болезней, не могла обеспечить достаточную подготовку выпускников для работы в амбулаторно-поликлинических условиях. Поскольку преподаватели не имели постоянного рабочего места в поликлиниках, а лишь эпизодически консультировали там пациентов, невозможен был квалифицированный контроль работы субординаторов с врачами, а практические занятия часто носили «экскурсионный» характер. Поэтому приказом по Минскому государственному медицинскому институту (№ 97-0 от 7 апреля 1994 года) 25 августа 1994 года была открыта кафедра поликлинической подготовки, в состав которой был введен курс поликлинической педиатрии (для обучения студентов педиатрического факультета).

В 1997 г. курс поликлинической педиатрии был откреплен, а кафедра поликлинической подготовки была объединена с кафедрой медицинской реабилитации и физиотерапии. Новыми преподавателями объединенной кафедры поликлинической подготовки, медицинской реабилитации и физиотерапии  стали: профессор  д.м.н. Багель Г.Е., доцент  к.м.н. Каленчиц Т.И., ассистенты к.м.н. Рысевец Е.В., Малькевич Л.А., аспирант Черкас Т.Е.

Таким образом,  в отдельные периоды существования кафедры ее структура и название несколько раз менялись, что отражалось в ее названиях в 1998 – 2002гг.

С августа 2002г. была восстановлена самостоятельность кафедры медицинской реабилитации и физиотерапии, а кафедра поликлинической подготовки переименована в кафедру поликлинической терапии, которую возглавила Хурса Р.В., ставшая к этому времени доцентом. Преподавателями кафедры в этот период были: ставший уже профессором д.м.н. Зюзенков М.В., доцент Лемешев А.Ф., ассистенты Туронок Т.Н,  Яковлева Е.В., Романенко З.В., Месникова И.Л., Ковешникова Т.А., Еремина Н.М., Корзун Н.Н. В составе кафедры работали также два ведущих лаборанта Шибаева З.В. и  Забело Е.И., лаборант Шибаева Е.Н.

В первые годы существования кафедры основные усилия сотрудников были направлены на организацию учебного процесса и методической работы.
Тщательно подбирались клинические базы, на которых можно было бы организовать полноценное обучение студентов: вначале 4, затем 5 поликлиник г.Минска, с которыми заключены договоры о сотрудничестве, плодотворно продолжающемся до сих пор: поликлиники №№ 1, 3, 6, 32 и 34.

Детально продумывалась рабочая программа дисциплины, впервые появившейся в учебном плане МГМИ, изучение которой предусматривалось тогда только студентами 6-го курса лечебного факультета и медицинского факультета иностранных учащихся. Подготавливались методические рекомендации для преподавателей по проведению занятий, разрабатывались тестовые задания и ситуационные клинические задачи, формировалась база наглядных средств обучения (наборы ЭКГ, рентгенограмм, таблиц и др.), которые сразу внедрялись в процесс обучения. Проводились выезды субординаторов на заседания МРЭК с целью ознакомления их с организацией работы этого структурного отдела здравоохранения.

Составлен алгоритм итогового контроля знаний по дисциплине в виде зачета, включавшего вопросы по 5 разделам:  организация работы участкового терапевта, оказание амбулаторной неотложной помощи, решение клинических ситуационных задач, выписка рецептов и оформление медицинских документов утвержденных форм. Условием допуска к зачету было добросовестная работа во время цикла и самостоятельное (под контролем преподавателя) выполнение не менее 60 визитов к пациентам на дом.

 В учебном процессе всегда использовались различные формы УИРС и студенческой НИР. В частности, использовались такие формы, как анализ эффективности и качества диспансеризации на терапевтических участках, самостоятельная работа студентов с научной литературой (с последующим выступлением в учебной группе), самостоятельное составление ситуационных задач и др. Для преподавателей были изданы методические рекомендации «Учебно-исследовательская работа студентов на кафедре внутренних болезней» (авторы -- зав. 2-й кафедрой внутренних болезней профессор Н.Ф.Сорока и доцент Р.В.Хурса), в которых рассмотрены различные формы УИРС для студентов 4, 5 и 6 курсов.

В связи с отсутствием тогда современного хорошего учебника по преподаваемой на кафедре дисциплине, были изданы ряд методических рекомендаций, учебно-методических пособий для студентов, содержащих учебный материал. Эти методические материалы до сих пор пользуются популярностью у студентов и применяются в учебном процессе.

Начиналась и научно-исследовательская работа (НИР): в первые годы преподаватели продолжали свои исследования, начатые ими ранее на других кафедрах, затем в качестве общекафедральной темы НИР проводились исследования по совершенствованию и внедрению методов диспансеризации и медицинской реабилитации пациентов с ревматическими заболеваниями. В эти же годы доцентом Хурса Р.В. (совместно с В.М.Чеботаревым, в прошлом сотрудником НАН РБ) начата разработка оригинального способа количественного анализа величин артериального давления КАСПАД, которая активно продолжается и в настоящее время. 

В 2004-2008г.г. была утверждена и успешно завершена НИР по теме «Ранняя диагностика, прогнозирование и дифференцированная терапия артериальной гипертензии в амбулаторно-поликлинических условиях», в настоящее время кафедра работает по утвержденной научной теме «Ранняя диагностика нарушений адаптации организма и возможностей их коррекции в амбулаторной терапевтической практике». Все сотрудники не только участвуют в выполнении этой темы, но многие из преподавателей параллельно проводят исследования в соответствии со своими научными интересами: изучают качество жизни пациентов и адаптацию организма при разных терапевтических заболеваниях, проводят различные исследования гемодинамики (реографическими методами, при СМАД, с применением КАСПАД и др.), изучают проблемы остеопороза и др.

Результаты НИР отражены в публикациях статей и тезисов, озвучены в докладах и выступлениях сотрудников на научных форумах, в т.ч. международных, внедрены в работу практических учреждений здравоохранения.

За годы существования кафедры сотрудниками защищены 7 кандидатских и 1 докторская (Зюзенков М.В.) диссертации.

Постепенно развивалась и улучшалась работа по привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности: от  индивидуальных занятий научной работой студентов с преподавателями (в первые годы), до полноценного студенческого научного кружка (в настоящее время). 

Студенты участвуют в заседаниях кружка, на которых выступают с докладами о своих научных исследованиях,  разбирают с руководителем кружка интересные клинические случаи, делают сообщения на актуальные медицинские темы и др. Кроме того,  кружковцы выполняют самостоятельные исследования под контролем преподавателя-руководителя, регулярно выступают с докладами на студенческих научных форумах, публикуют материалы в периодической печати, принимают участие в ежегодных Республиканских конкурсах студенческих научных работ. Многие из этих работ отмечены высокими квалификационными категориями.

За прошедшие годы преподавательский состав кафедры не только пополнялся, но и повышалась научно-педагогическая квалификация сотрудников. Так в 1996 г.  доцент Зюзенков М.В. защитил докторскую диссертацию и стал профессором, асс. Хурса Р.В. - доцентом. Защитили кандидатские диссертации и получили в последующем звания доцента ассистенты Яковлева Е.В., Романенко З.В., Месникова И.Л, Малькевич Л.А. (в настоящее время – доцент кафедры физиотерапии и медицинской реабилитации), защитили кандидатские диссертации ассистенты Ковешникова Т.А., Каштальян О.А., Трушина А.С., завершает  работу над диссертацией ассистент Еремина Н.М.

Все годы существования кафедры ее сотрудники были надежными помощниками практическому здравоохранению: осуществляли консультации пациентов и консилиумы, участвовали в оказании медицинской помощи пациентам на дому (с привлечением субординаторов-терапевтов во время занятий по предмету), читали лекции для врачей поликлиник, оказывали всестороннюю организационно-методическую помощь и др.

Сотрудников кафедры связывают не только профессиональные отношения, но и чисто человеческие, дружеские: неоднократно организовывались совместные (с семьями) встречи праздников, культпоходы в театры и на концерты, празднования дней рождения.

Большой вклад в организацию культурной жизни кафедры вносила ее профорг – ассистент Т.Н.Туронок (в настоящее время она находится на заслуженном отдыхе, но не забывает кафедру, часто наведывается). Многие сотрудники  кафедры являются постоянными участниками культурных мероприятий, организованных профкомом БГМУ: интересные экскурсионные поездки, походы и др. Свое десятилетие (в 2004г.) кафедра отметила выездом в музей архитектуры и быта (п. Озерцо), который навсегда останется в памяти всех сотрудников.

В 2011-2012 г. коллектив кафедры пополнился новыми сотрудниками в лице доцента к.м.н. Близнюка А.И., ассистентов к.м.н. Трушиной А.С., Микша Я.С., ассистентов без степени (пока) Дрощенко В.В. и Симончик И.В. Таким образом, сейчас в состав кафедры входят 11 преподавателей и 4 человека вспомогательного персонала.  Прибывшие преподаватели активно приступили к выполнению всех видов деятельности кафедры. С целью овладения педагогическим мастерством и углубления знаний по предмету все они посещали занятия, проводимые наиболее опытными преподавателями кафедры, прослушали читаемые лекции, участвуют в учебно-методической, лечебной, научно-исследовательской работе, а также выполняют возложенные на них дополнительные обязанности (руководство студенческим кружком, ведение протоколов совещаний кафедры, ответственность за технику безопасности и др.).  Преподаватели без ученой степени активно интересуются актуальными научными направлениями, которые могут явиться предметом их дальнейших исследований.

С 2012 г. в связи с расширением кафедры к прежним учебным базам кафедры добавилась городская поликлиника  № 10.