Воспитательная работа кафедры общей химии

Из года в год профессорско-преподавательский состав кафедры курирует ряд академических групп первого курса лечебного факультета. Воспитательная работа проводится как в учебное время, так и во внеурочное. Осуществляя свою деятельность, кураторы опираются на старосту академической группы, на студентов, их инициативу, самостоятельность. Прежде чем разработать план работы на полугодие, кураторы изучают студентов, их интересы и склонности, запросы, семейное положение. Не оставляются без внимания вопросы быта и материальное положение студентов. Периодически посещая общежитие, кураторы вникают в трудности и если они возникают, по возможности помогают в их разрешении.

Мы стараемся учитывать в своей работе новые тенденции в структуре потребностей белорусского студенчества: в качестве важнейших приоритетов для них выступают потребности в самореализации, в хороших материальных условиях жизни, содержательном общении, познавательная потребность, потребность в социальном признании, нравственная потребность. Одновременно наблюдается потеря потребности в коллективной жизни и деятельности, рост разобщенности среди студенческой молодежи.

Воспитание молодежи должно быть направлено на становление гуманной личности с присущим для неё сочетанием выраженной индивидуальности с коллективистской направленностью, характеризующейся осознанием своего гражданского долга, трудолюбием, ответственностью, профессиональной и гуманитарной культурой, а также культурой взаимодействия с окружающими людьми.

На первом курсе кураторы практически становятся организаторами коллектива. Они принимают участие в формировании актива группы, на который в последствии опираются. Затем, вместе с активом, разрабатываются планы работы, которые рассматриваются на общем собрании группы, намечаются коллективно-творческие дела, оказывается помощь в организации различных видов деятельности и досуга студентов. В планы работ включены мероприятия по организационной, учебной, идеологической, воспитательной и культурно-массовой работе. Разрабатывая план, мы руководствуемся тем, что необходимо исходить из реальных условий, учитывать существующие возможности и конкретную обстановку. Намеченные дела должны быть интересны и понятны всем, но каждому студенту следует иметь конкретный участок работы и нести за него персональную ответственность.

Важным участком работы кураторов является вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу: кафедральные кружки, олимпиады по предметам, конкурсы студенческих научных работ, научные исследования кафедр или лабораторий.

Студенты участвуют в общеуниверситетских и факультетских мероприятиях (спортивные соревнования, праздничные вечера, КВН, художественная самодея-тельность), участвуют в охране общественного порядка, являясь членами ДД БГМУ, под руководством преподавателя кафедры Козела А.Р. Кафедра взаимодействует с такими общественными объединениями как, БРСМ и РОО «Белая Русь».

v3.jpeg

Еженедельно проводятся информационные часы и раз в месяц - кураторские часы. Такая форма просветительской работы как информационные часы очень важна, т.к. направлена на воспитание гражданской, нравственно-правовой, информационной культуры молодёжи, формирование ее кругозора, социальной и политической зрелости. Большое внимание уделялось вопросам идеологии, т.к. идеология является неустранимым компонентом функционирования общества, выполняя в определённые периоды человеческой истории роль мобилизующего начала, выступая как социально значимая и теоретически оформленная система идей, отражающая интересы соответствующих социальных групп и слоёв и призванная закрепить или изменить общественные отношения.

Кафедра привлекает студентов к непосредственному участию в общественно-политической жизни общества: выборы Президента РБ, депутатов в Минский городской Совет, Палату представителей Национального собрания РБ.

v5.jpeg

На кураторских часах проводятся беседы, направленные на улучшение качеств будущего врача, о врачебной этике, гражданской обороне, обсуждаются декреты президента РБ.

Проводятся беседы по темам:

  • Права и обязанности студентов
  • Актуальные проблемы воспитания студенческой молодёжи в современных условиях
  • Профилактика зависимости: информация, образование, отказ
  • Как правильно писать лекцию
  • Медицина нового тысячелетия
  • Умение работать с учебной и научной литературой
  • Как повысить свою память и др.

Кураторами вместе с курируемыми группами посещаются театры, художественные галереи, общеинститутские мероприятия и вечера, встречи с интересными людьми (белорусские писатели, правнук Достоевского Ф.Н. и др.). Накануне Дня Победы во всех академических группах проводятся беседы посвящённые ВОВ. Студенты побывали на экскурсиях по историческим местам Беларуси, г.Минску.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН ТУРКМЕНИСТАНА

Государственный гимн Туркменистана официально утверждён 27 сентября 1996 года. Гимн торжественно исполняется при встрече глав официальных делегаций зарубежных стран (глав государств, правительств, парламентов),по случаю праздничных, спортивных и других памятных торжеств, либо в иных случаях, определённых законодательством Туркменистана. Государственный гимн Туркменистана имеет важное политическое, юридическое и социально-нравственное значение. Он отражает глубокий патриотизм и любовь трудящихся к своему народу, Родине, первому Президенту Туркменистана, выражает чувство гордости за свою независимую страну. Государственный гимн является олицетворением единства народа, Родины и Президента Туркменистана.

vvv2.jpeg

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ ТУРКМЕНИСТАНА

Государственный герб Туркмении является официальном символом страны и отражает культурное наследие Огуз хана и династии Селджукидов, которые сыграли огромную роль в становлении и развитии тюркского народа. Государственный герб Туркмении представляет собой восьмигранник зелёного цвета с жёлто-золотистой каймой. В восьмигранник вписаны два круга голубого и красного цветов. Образованная из двух квадратов восьмиугольная звезда символизирует изобилие, мир и спокойствие.

vvv3.jpeg

Зеленый и красный цвета присутствуют на гербе, так как они еще исторически были почитаемы туркменами. Круги разделены между собой жёлто-золотистыми полосами одинаковой ширины. На зелёном фоне восьмигранника вокруг красного круга изображены основные элементы национального богатства и символики государства. Это семь раскрытых коробочек белого хлопка в нижней части герба, пшеничные колосья в средней части и полумесяц с пятью пятиконечными звёздами белого цвета располагаются в верхней части герба. Пшеничные колосья окружающие основные элементы на гербе символизируют туркменский национальный обычай - встречать гостя хлебом и солью. Полумесяц означает надежду туркмен на светлое будущее. На гербе также изображены 5 ковровых гёлей, которые являются символом дружбы и единства туркменского народа. В самом центре герба помещен ахелтекинский конь первого президента Туркмении Сапармурата Ниязова

vvv1.jpeg

18 октября кафедра общей химии курировала информационно–просветительское мероприятие в гимназии № 12 Минска, посвященное основам гигиены и здорового образа жизни

Мероприятия, проведенные на кафедре:

«Забытый геноцид. Волынская резня 1943–1944 гг.» – выставка в Национальной библиотеке Беларуси

В открытии данной экспозиции приняли участие молодежный актив «Белой Руси» БГМУ и Московского района, в том числе сотрудники приемной комиссии Белорусского государственного медицинского университета – ассистент кафедры общей химии Виктор Витольдович Побойнев, а также волонтеры.

11 июля отмечается 80-я годовщина «кровавого воскресенья» на Волыни. Волынская резня является очередным примером преступлений, совершенных украинской повстанческой армией. Бандеровцы уничтожали этническое польское гражданское население и, в меньших масштабах, гражданских лиц других национальностей, проживавших на Западной Украине и на территории Волыни (Ровенская, Волынская и северная часть Тернопольской области современной Украины). Волынская резня началась в марте 1943 года. 11 июля того же года наступила кульминация массового уничтожения украинскими националистами польского населения на Волыни. По некоторым данным, жертвами этой трагедии стали до 100 тысяч человек.

К данной скорбной дате Национальная библиотека Беларуси подготовила книжно-документальную выставку, цель которой – осмыслить события прошлого, чтобы трагедия не повторилась в настоящем и будущем. Выставку открыл генеральный директор Национальной библиотеки Вадим Францевич Гигин.

Во время церемонии были продемонстрированы отдельные эпизоды из фильма «Волынь» о зверских убийствах стариков, женщин и детей «героями» УПА, за что официальный Киев до сих пор не принес извинения.

На выставке представлены около 60 документов из фонда библиотеки. Это научные и научно-популярные книжные издания, сборники архивных документов, статьи из периодики. Книжная часть дополнена баннерной выставкой Национального архива «Без срока давности. Беларусь».

На открытие выставки собрались общественные, политические деятели, ученые, просто неравнодушные люди, которым это интересно. Каждый желающий может посмотреть, почитать, что-то для себя выписать и сделать выводы самостоятельно. Чтобы иметь четкое представление о событиях прошлого, нужно обладать истинной информацией. Не зря говорят, что знание – сила, и оно хранится именно в письменных источниках. Особенно это актуально сейчас, когда историю переписывают в угоду своим политическим взглядам и интересам, навязывая фейковую историю тем, кто с этим не согласен.

Выставку можно посетить до 10 августа в галерее «Лабиринт», на 3-м этаже Национальной библиотеки Беларуси.

Виктор Побойнев, ассистент кафедры общей химии БГМУ, фото предоставлено автором

Республиканский автопробег «За единую Беларусь!», посвящённый памяти о трагедии Хатыни

В целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа, формированию нашей исторической грамотности - 2022 год объявлен Годом исторической памяти.

Важнейшим моментом патриотического воспитания является уважительное отношение к прошлому своей страны, которое не может носить конъюнктурный характер и зависеть от политических взглядов и убеждений. Говоря об истории, всегда вспоминается такая фраза: “Народ, который не помнит и не чтит свою историю не может иметь светлого будущего”. Или, можно сказать следующим образом: “Народ, который не знает историю совей страны, будет учить историю чужой!”

Понимая всю важность сохранения исторической памяти, в обновлённой Конституции Республики Беларусь дополнены две статьи: статья 15 и 54.

Статья 15. Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь.

Государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

Статья 54. Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности.

Сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, патриотизм являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь.

В истории Беларуси много героических и славных периодов, больших свершений и великих личностей, но есть и трагические моменты истории. 22 июня 1941, 22 марта 1943 – одни из таких событий, которые являются болью и скорбью народа, его трагедией и раной в сердце.

Принимая во внимание вышеизложенное, как государство, так и различные общественные объединения проводят многочисленные патриотические акции. Одной из таких акций являлся масштабный Республиканский автопробег «За единую Беларусь», посвящённый дню памяти трагедии в Хатыни, который состоялся 22 марта 2022 года.

Каждый человек в Республике Беларусь, наверное, учась в школе или вместе с семьёй, посещал эту печально известную деревеньку нашей Родины и помнит, что 149 жителей Хатыни были заживо сожжены, а те, кто пытался спастись, расстреляны немецкой армией 22 марта 1943 года. Однако, не многие помнят, что карательный отряд состоял не только из особого батальона СС «Дирлевангер», но и из 118-й батальона шуцманшафта, костяк которого был сформирован в Польше в начале 1942 года, а формирование было продолжено в Киеве. Да, в некоторых странах уже не помнят, не хотят помнить, а иногда, и героизируют пособников фашистов и карателей. НО НЕ В БЕЛАРУСИ!

В автопробеге приняли участие представители РОО «Белая Русь», POO «Патриоты Беларуси», ОО «БСЖ», ОАО «МЗШ» и другие общественные объединения со всех областей нашей страны. От первичной организации РОО «Белая Русь» УО «Белорусский государственный медицинский университет» в автопробеге участвовали преподаватели кафедры общей химии: член совета Московской районной организации Козел Александр Ромуальдович и член первичной организации университета Побойнев Виктор Витольдович.

Стартовал автопробег от мемориального комплекса «Курган славы».

После общего сбора участники пробега организованной колонной отправились в Хатынь и приняли участие в торжественном возложили цветов к мемориальному комплексу «Хатынь».

В автопробеге приняло участие более полутысячи автомобилей со всех концов нашей страны, что говорит о небезразличии граждан к своему прошлому. Хатынь является символом зверства, творимого фашистами и их пособниками на территории не только нашей страны. Тысячи людей хотели отдать дань уважения тем, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. Целый день к скульптуре «Непокорённый человек» шли колонны людей, объединённых стремлением не допустить повторения трагедии Хатыни и 186 деревень, которые были сожжены вместе с населением.

Трагедия Хатыни – трагедия всей нашей страны, и мы не имеем права её забыть.

Авторы: Побойнев В.В., Козел А.Р.

Март 2022

Образовательная экскурсия Полоцк

В воскресенье 27 ноября в рамках образовательной экскурсии «Собери Беларусь в своем сердце» студенты Белорусского государственного медицинского университета побывали в одном из древнейших городов Беларуси – Полоцке. Основанный в VIII-XIX вв., город славится своей богатой историей.

Студенты начали свой визит с посещения старейшего образовательного учреждения, являвшегося в XVI в. центром просвещения и культуры, – Иезуитского коллегиума (1580г). Изначально в коллегиуме действовали три факультета:: богословский, свободных художеств и языков. Благодаря высокому уровню образования коллегиум в 1812 году получил статус Академии, а сегодня это Полоцкий государственный университет, который готовит будущих историков и филологов. В Иезуитском коллегиуме студенты познакомились картинами современных художников, экспозицией эпохи средневековья, а также задали свои вопросы «механической голове», воссозданной по чертежам Габриэля Грубера.

Следующим древним памятником, представленным вниманию преподавателей и студентов, стала жемчужина Полоцкой земли - Софийский собор XI века. По общему мнению, расположение собора на набережной Западной Двины еще более подчеркивает величие архитектурных форм. В соборе экскурсовод рассказал посетителям о непростой истории храма. Уникальные фрески собора, деревянные скульптуры и орган впечатлили всех присутствующих.

Во время обзорной экскурсии по городу студенты увидели памятники известным деятелям культурной и политической жизни Беларуси, которые были связаны с Полоцкой землей: Всеславу Чародею, Евросинии Полоцкой, Франциску Скорине, Симеону Полоцкому; а также вал Ивана Грозного, памятник букве «У» и монументальный памятник – географический центр Европы.

Достопримечательностью города являются музеи города. Учащиеся посетили Музей белорусского книгопечатания на Покровской улице. Экспозиция музея познакомила нас с историей книги – от первых рукописных свитков до современных изданий.

Завершением экскурсии стала поездка преподавателей и студентов в Спасо-Ефросиньевский монастырь, которая также оставила у нас незабываемое впечатление и много положительных эмоций.

Воспитательная работа кафедры биоорганической химии

Волонтерское движение «Алкоголь убивает мечты»

Воспитательная работа на кафедре биоорганической химии проводится в соответствии с утвержденным планом идеологической и воспитательной работы университета и кафедры. В ходе планирования такой работы учитываются наиболее значимые нормативные правовые акты Республики Беларусь в области государственной молодежной политики: Указы Президента Республики Беларусь; «Кодекс Республики Беларусь об образовании»; «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь»; приказ Министерства образования «Об организации работы по профилактике табакокурения в учреждениях образования Республики Беларусь»; а также подзаконные нормативные акты БГМУ (Устав университета, планы идейно-воспитательной работы университета и факультетов).

Целью воспитательного процесса на кафедре является содействие духовно-нравственному, интеллектуальному, физическому становлению личности студента.

Приоритетными направлениями являются:

  • патриотическое воспитание;
  • углубление навыков здорового образа жизни;
  • эстетическая и экологическая культура студента;
  • профессиональное и интеллектуальное воспитание.

Основная роль в воспитательной работе на кафедре отводится кураторам. Преподаватели ежегодно в курируемых группах проводят беседы об истории кафедры. Ежемесячно проводятся общереспубликанские дни информирования. На воспитательных часах со студентами проходят беседы на темы: «Моя столица – прошлое и настоящее», «Мая малая Радзiма», «Молодежь Беларуси – стратегический резерв социальной политики», «Мои прославленные земляки» и др.

В начале учебного года студенты-минчане самостоятельно готовят и проводят пешеходный экскурсионный маршрут «Сцяжынкамi старога Мiнска», рассказывают об исторических местах столицы, а затем пишут об этом в университетскую газету (Сычэвiч А. «Сцяжынкамi cтарога Мiнска», Веснiк БДМУ; Барысевiч, С.М. Лошыцкi парк – подых стагоддзяý, Веснiк БДМУ).

Кураторы организуют посещение студентами театров, кино, музеев и выставок (Барысевiч С.М. «Вехi гiсторыi мастацтва», Веснiк БДМУ); литературные чтения (Кайдаш Л. «Пясняр беларускай зямлi», Веснiк БДМУ; Бабiч З. «Далекае ŷбачу блiзкiм», Веснiк БДМУ)

Студенты активно участвуют в общеуниверситетских праздничных вечерах, посвященных знаменательным датам. Преподавателями совместно со студентами готовится информация для стенда по воспитательной работе на кафедре по теме «Здоровый образ жизни»; фотовыставки: «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся», «Прыгажосць вакол нас»; проводятся презентации по теме: «Архитектурные памятники Республики Беларусь», «Архитектурные памятники моей Родины», «Выдающиеся ученые моей страны».

В перерывах занятий по биоорганической химии физорги групп проводят физкультпаузы, в которых принимают участие студенты и преподаватели. В текущем учебном году во всех курируемых группах студентами были подготовлены и проведены кураторские часы «Врач и курение - несовместимы», «Нет - спайсам и наркотикам» с просмотром презентаций и кинороликов.

Проводятся мероприятия, направленные на освоение белорусской национальной литературы, культуры и традиций; позитивного отношения к представителям различных рас, культур. В текущем учебном году на воспитательных часах студенты курируемых групп знакомились с новыми книгами: Сергея Плыткевича «Нечаканая Беларусь» и Анатоля Тараса «Краткий курс истории Беларуси».

Традиционным является посещение студентами-первокурсниками Республиканской медицинской библиотеки с экскурсией по залам, а также - Музея истории медицины (Борисевич С.Н. «Знакомство с источниками современных и исторических медицинских знаний», Веснiк БДМУ).

Для введения в будущую специальность студентам курируемых групп ежегодно предоставляется возможность ознакомиться с работой лабораторий Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, РНПЦ гигиены, лабораторий Научно-исследовательской части БГМУ, научной лаборатории кафедры БОХ, фармацевтических учреждений. Экскурсии такого типа для студентов первого курса важны, так как позволяют понять, что уровень диагностики и лечения заболеваний в нашей стране очень высок и требует специалистов высокой квалификации в разных областях знаний: химии, молекулярной биологии, анатомии, физиологии. Об этом студенты и преподаватели пишут в университетскую газету (Максимович А. «Какую выбрать специализацию?», Веснiк БДМУ; Римашевская В. «Интересное путешествие», Веснiк БДМУ; Барысевiч С.М. «Знаемства з будучай прафесiяй» Веснiк БДМУ; Барысевiч С.М. «У музеi гicторыi фармацыi» Веснiк БДМУ; Барысевiч С.М. «Хiмiя –гэта наша ýсе», Веснiк БДМУ; С.М.Барысевiч, В.М.Рынейская, К.Р.Бурдашкiна Роля куратараў кафедры бiяарганiчнай хiмii БДМУ ў прафарыентацыi студэнтаў-першакурснiкаў / Медицинское образование XXI века: практикоориентированность и повышение качества подготовки специалистов / Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции с международным участием).

Одаренная молодежь – это будущее, «золотой запас» Беларуси, поэтому на кафедре уделяется особое внимание работе с одаренными студентами, создаются условия для дальнейшего их развития. Такие студенты привлекаются преподавателями кафедры к научной деятельности, для них организуются встречи с учеными. В русле реализации плана Научного отдела университета по дополнительной работе с одаренной молодежью кафедра регулярно организует встречи студентов с интересными людьми. Так, на встрече с заведующим кафедрой радиационной медицины и экологии профессором А.Н.Стожаровым Александр Николаевич выступил с сообщением «О состоянии и перспективах развития атомной энергетики в Беларуси». После сообщения им были даны исчерпывающие компетентные ответы на вопросы студентов и преподавателей (Романовский И.В. «Золотой запас» Беларуси», Веснiк БДМУ).

На кафедре действует волонтерский отряд «Алкоголь убивает мечты», цель которого – самостоятельная работа студентов среди населения, в первую очередь школьников, по профилактике употребления алкоголя (с участием кураторов подготовлены 20 лекторов-волонтеров).

Кафедра является куратором Землячества иностранных студентов Государства Израиль. Регулярно проводятся собрания Землячества и заседания его Совета, оказывается помощь членам Землячества в адаптации к жизни и учебе в нашей стране, осуществляется привлечение членов Землячества к участию к общественной и культурной жизни БГМУ (Барысевiч С.М. «Аб,яднанне замежных студэнтаў», Веснiк БДМУ).

В апреле 2021 года исполнилось 20 лет со дня организации кафедры биоорганической химии БГМУ. Юбилею кафедры, а также 80-летию ее основателя профессора И.В. Романовского была посвящена выставка студенческих работ «Биоорганическая химия в образах», организованная сотрудниками кафедры. В выставке-конкурсе приняли участие студенты лечебного, фармацевтического, военно-медицинского факультетов и медицинского факультета иностранных учащихся. Выставочная экспозиция включала рисунки карандашом и маслом, портреты, вышивку, поделки из дерева и других материалов, модели молекул и др., всего более 50 работ. Работы отличались креативностью, легкостью, точностью, уникальным подходом (Рынейская В.М., Барысевiч С.М. “Каштоўныя традыцыі”, Веснік БДМУ; И.В.Романовский, О.Н.Ринейская, С.Н.Борисевич, С.В.Глинник, «Юбилей: 20 лет кафедре биоорганической химии», Медицинский журнал; И.В.Романовский, О.Н.Ринейская, С.Н.Борисевич, С.В.Глинник «Итоги 20-летней работы кафедры биоорганической химии БГМУ», Современные достижения химико-биологических наук в профилактической и клинической медицине: сборник научных трудов 2-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, С-Петербург).

Год малой радзiмы