Преподавание предмета «Физическая культура» осуществляется в следующих формах:
Учебные занятия:
- Практические занятия.
- Теоретические занятия (лекции, методические занятия).
- Дополнительные занятия (индивидуальные и групповые)
Внеурочные занятия:
- Самостоятельное использование студентами средств физической культуры, закаливающих организм процедур.
- Физические упражнения в режиме рабочего дня студентов (выполнение комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики, а при наличии условий рекомендуется проведение физкультурных пауз, физкультминуток).
- Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, спартакиады, спортивные праздники, соревнования по видам спорта, турпоходы, конкурсы и др.
Использование названных форм физической культуры должно обеспечить выполнение студентами объема двигательной активности – 8-10 часов в неделю.
Содержание дисциплины «Физическая культура»
- Теоретический раздел
Теоретический раздел программы носит профессионально-прикладной характер и направлен на овладение профессиональными знаниями и их использование при совершенствовании физического состояния организма, изучается на всех годах обучения. Теоретический раздел реализуется в форме методических занятий, объяснений учебного материала в процессе практических занятий, самостоятельного изучения студентами специальной литературы (домашние задания, написание рефератов, докладов), а также на учебных занятиях по другим дисциплинам в рамках межкафедрального плана преподавания валеологии (оздоровительно-профилактической основы медицины).
- Методический раздел
Методические занятия состоят из разделов: оценка физического состояния и физической работоспособности, развитие основных двигательных способностей, методы контроля (педагогического и физиологического) за уровнем физического здоровья студенческой молодежи в процессе занятий физическими упражнениями, инструкторская практика (по основам методики проведения самостоятельных занятий), составление комплексов общеразвивающих упражнений гигиенической и коррегирующей гимнастики.
- Практический раздел
Практический раздел программы содержит учебный материал, направленный на:
- оздоровление студенческой молодежи;
- улучшение физической работоспособности организма;
- развитие и совершенствование двигательных способностей;
- овладение спортивными и профессионально-прикладными навыками;
- умение использовать средства физической культуры для развития двигательных способностей;
- освоение методов самомассажа и закаливания;
- овладение методами проведения комплексов общеразвивающих упражнений, гигиенической и коррегирующей гимнастики;
- умение применять методы контроля физической работоспособности организма в процессе занятий физическими упражнениями;
- владение организацией и судейством спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Профессионально-прикладная физическая подготовка
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) реализуется на учебных и методических занятиях, на занятиях и соревнованиях по видам спорта. ППФП направлена на:
- развитие и совершенствование физических кафедр необходимых специалисту-медику в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание общей выносливости (бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, игры, плавание);
- воспитание статической выносливости. (Работа с гантелями, штангой, жим кистью теннисного мяча, сгибание и разгибание рук в упоре.
Многократное выполнение упражнений с напряжением мышц, работа с эспандером и на тренажерах);
точность двигательного и зрительного анализаторов (броски мяча на точность попадания, жонглирование теннисными мячами, булавами, предметами). Упражнения на координацию на месте и в движении, ведение баскетбольного мяча, передача мяча в движении. Двусторонние игры в волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, дыхательные упражнения. Релаксация.
Формирование жизненно важных умений и навыков
Студент должен знать:
- методику воспитания физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости);
- правила построения и нормирования нагрузки при самостоятельных занятиях;
- особенности воздействия упражнений циклического и ациклического характера на организм человека;
- физиологические механизмы утомления и восстановления;
- правила и методику составления комплексов гигиенической гимнастики и общеразвивающих упражнений;
- направленность профессионально-прикладной физической подготовки врача (хирург, терапевт, стоматолог, работники сидячих профессий и др.).
Студент должен уметь:
- использовать средства физической культуры при развитии силы отдельных мышечных групп, гибкости, ловкости, воспитания выносливости;
- дозировать нагрузку при оздоровительных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
- ценивать объем и интенсивность физической нагрузки для лиц разного возраста и состояния здоровья;
- определять режимы двигательной активности для укрепления сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательной систем;
- пользоваться врачебно-педагогическими тестами для определения работоспособности организма;
- составить комплексы упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, осанка).
Студент должен иметь навыки:
- основных элементов техники легкой атлетики, спортивных игр, гимнастики и комплексов нормативов по общефизической подготовке, в том числе по профессионально-прикладной физической подготовке или одному из видов спорта, методики проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.