Учебно-методическая работа кафедры эпидемиологии

Основной целью учебно-методической работы на кафедре эпидемиологии является создание условий, способствующих повышению качества и эффективности образовательного процесса.

Методическая работа на кафедре представляет собой комплекс мероприятий, направленных на:

  • организацию, осуществление и совершенствование образовательного процесса в виде основных его форм – лекций и практических занятий;
  • разработку учебно-программной документации (образовательных стандартов, учебных планов, типовых и рабочих учебных программ);
  • подготовку учебно-методической литературы (методических разработок, учебных и учебно-методических пособий, учебников);
  • обеспечение образовательного процесса электронными учебно-методическими комплексами;
  • обеспечение образовательного процесса дидактическими материалами (ситуационными задачами, тестами, наглядными пособиями, упражнениями, плакатами, слайдами, презентациями, электронными тестами);
  • совершенствование форм текущей и промежуточной аттестации студентов;
  • совершенствование рейтинговой системы оценки учебных достижений студентов;
  • внедрение в учебный процесс инновационных формы и методов обучения;
  • совершенствование практической подготовки студентов (освоение практических навыков и умений, занятия в базовых центрах гигиены и эпидемиологии, в многопрофильных стационарах, поликлиниках, производственная практика);
  • повышение академической дисциплины, совершенствование самостоятельной работы студентов и системы отработок пропущенных занятий;
  • повышение педагогического мастерства преподавателей;
  • развитие образовательного процесса с иностранными студентами на английском языке;
  • совершенствование тематики и содержания курсов по выбору;
  • улучшение всех форм, видов и методов учебной работы на кафедре с учетом состояния и перспектив развития санитарно-эпидемиологической службы.

На кафедре эпидемиологии проходят обучение студенты всех факультетов и курсанты Военно-медицинского института.

Перечень, преподаваемых дисциплин:

  • Общая эпидемиология
  • Эпидемиология
  • Эпидемиология кишечных инфекций и паразитарных болезней
  • Эпидемиология аэрозольных инфекций
  • Эпидемиология и военная эпидемиология 
  • Фармакоэпидемиология
  • Доказательная медицина
  • Введение в госпитальную эпидемиологию 
  • Санитарная охрана территории и биологическая безопасность медицинской деятельности
  • Госпитальная эпидемиология профиля субординатуры Клиническая (госпитальная) эпидемиология
  • Эпидемиология профиля субординатуры Гигиена и эпидемиология
  • Лабораторные исследования в эпидемиологии» профиля субординатуры Лабораторные исследования
  • Вакциноуправляемые инфекции: вчера, сегодня, завтра (курс по выбору)

Традиционно «Эпидемиология» является одной из основополагающих дисциплин на медико-профилактическом факультете. Теоретические знания и практические умения по эпидемиологии позволяют осуществить подготовку конкурентоспособных специалистов по специальности «Медико-профилактическое дело», с активной жизненной позицией, обладающих современными знаниями, практическими навыками, инновационным мышлением, востребованных на рынке труда.

Развитие информационных технологий существенно повлияло на эпидемиологию в целом и преподавание этой дисциплины в частности. Прежде всего, прогресс в информационных технологиях поднял на новый уровень эпидемиологическую диагностику. Применение компьютеров позволяет создавать базы данных по заболеваемости населения инфекционными болезнями, выбирать рациональные методики обработки материала, представлять его в виде компьютерных таблиц и графиков, обрабатывать данные и формулировать заключение (эпидемиологический диагноз), на основании которого затем обосновываются профилактические мероприятия.

Студенты медико-профилактического факультета приобретают навыки работы с компьютерными программами «Иммунопрофилактика» и «ЕИС-эпидемиология». Программа «ЕИС-эпидемиология» включает подсистемы: 1) сбора, учета и хранения информации; 2) обработки и анализа информации; 3) эпидемиологического диагноза; 3) эпидемиологического прогноза; 4) контроля управленческих решений; 5) профилактических и противоэпидемических мероприятий.

С 2012 года на кафедре эпидемиологии было введено преподавание новой дисциплины «Доказательная медицина» на медико-профилактическом факультете. Парадигма современной профилактической медицины состоит в комплексности и научно-обоснованном подходе к разработке профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, в том числе в условия чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения. В ходе изучения доказательной медицины студенты приобретают систематизированные научные знания о процессе поиска, оценки и использования информации для выбора научно доказанных медицинских вмешательств в диагностику, лечение и профилактику заболеваний Преподавание учебной дисциплины «Доказательная медицина» для профилей субординатуры «Гигиена и эпидемиология», «Лабораторные исследования» и «Клиническая (госпитальная) эпидемиология», способствует формированию у субординаторов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций для организации научно обоснованных мероприятий по гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению населения.

Повышению практической подготовки студентов медико-профилактического факультета способствует совместная слаженная работа кафедры эпидемиологии с центрами гигиены и эпидемиологии. В центрах гигиены и эпидемиологии студенты под руководством опытных врачей-эпидемиологов участвуют в обследовании эпидемических очагов, осуществляют контроль противоэпидемического режима в дошкольных учреждениях, школах, амбулаторно-поликлинических и лечебно-профилактических организациях, выполняют научно-практические работы. В 2023 году на медико-профилактическом факультете внедрили практико-ориентированный подход к обучению профильным дисциплинам на рабочих местах специалистов органов государственного санитарного надзора. Практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений и навыков – опыта практической деятельности. Практико-ориентированность в обучении позволяет сформировать у будущих специалистов навыки общения, как с коллегами, так и с пациентами, посетителями; толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег; умение выделять основную проблему и выбирать оптимальный способ ее решения; анализировать результаты своей деятельности; прогнозировать ситуацию, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.

Подготовка студентов по дисциплинам «Введение в госпитальную эпидемиологию», «Госпитальная эпидемиология» осуществляется на клинических базах: УЗ «5 Городская клиническая больница», ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н. Александрова», ГУ «Республиканский научно-практический центр детской онкологии, гематологии и иммунологии». Образовательный процесс по данным дисциплинам максимально ориентирован на практическую подготовку будущих специалистов.

Студенты других факультетов постигают эпидемиологические знания в объеме, необходимом и достаточном для обеспечения эпидемиологической безопасности всех видов лечебно-диагностической деятельности.

На кафедре эпидемиологии также организован образовательный процесс по дисциплине «Epidemiology» со студентами медицинского факультета иностранных учащихся, обучающихся на английском языке по специальностям «Лечебное дело» и «Стоматология». Студенты из разных стран проявляют огромный интерес к изучению данной дисциплины.

Коллектив кафедры эпидемиологии ведет постоянную работу по созданию учебных программ и поддержанию электронных учебно-методических комплексов.

Электронный учебно-методический комплекс, являясь высокотехнологичным дидактическим средством, обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, содержит организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, адаптивности, информационной открытости и дистанционности. Электронные учебно-методические комплексы дают возможность студенту самостоятельно наиболее гибко манипулировать предлагаемой учебной информацией в соответствии с их индивидуальными способностями.

Список учебно-методических пособий

1. Эпидемиологическая характеристика и основы профилактики геогельминтозов: учебно-методическое пособие / Т.С.Гузовская, Г.Н.Чистенко. – Минск: БГМУ, 2012. – 40 с.;

2. Эпидемиологическая характеристика и основы профилактики парентеральных вирусных гепатитов: учебно-методическое пособие / И.В.Северинчик, И.Н.Вальчук, М.И.Бандацкая, Г.Н.Чистенко. – Мн.: БГМУ, 2013. – 84 с.;

3. Эпидемиологическая характеристика и основы профилактики биогельминтозов: учебно-методическое пособие / И.А.Раевская, Т.С.Гузовская, Г.Н.Чистенко. – Минск: БГМУ, 2014. – 61 с.

4. Эпидемиологическая характеристика и профилактика вирусных гепатитов с фекально-оральным механизмом передачи: учеб.-метод. Пособие / И.В.Федорова, И.В.Северинчик, Г.Н.Чистенко. – Минск: БГМУ, 2014. – 48 с.

5. Эпидемиологическая характеристика и основы профилактики контактных гельминтозов: учебно-методическое пособие / И.Н.Вальчук, Т.Е.Дороженкова, Г.Н.Чистенко. – Мн.: БГМУ, 2017. – 40 с.

6. Shylava M.A., Chistenko G.N. Basics of general epidemiology. Anti-epidemic measures and means. Epidemic control measures in health care organizations. Minsk: BSMU; 2018. 28 p.

7. Основы иммунопрофилактики : учебно-методическое пособие / А.М. Дронина [и др.]. – Минск : БГМУ, 2019. – 138 с.

8. Дороженкова, Т.Е. Эпидемиологическая характеристика и основы профилактики бруцеллеза и лептоспироза : учеб.-метод. пособие.- Минск: БГМУ, 2019. - 48 с.

9. Basics of general epidemiology. Anti-epidemic measures and means. Epidemic control measures in health care organizations / M.A. Shylova, G.N. Chistenko. – Minsk: BSMU, 2019. – 28 p.

10. Чистенко, Г. Н. Эпидемиология : учебник / Г. Н. Чистенко, А. М. Дронина, М. И. Бандацкая, Т. С. Гузовская, И. Н. Вальчук, Т. Е. Дороженкова, О. А. Горбич, И. А. Раевская, И. В. Северинчик, И. В. Федорова ; под ред. проф. Г. Н. Чистенко. – Минск: Новое знание, 2020. – 848 с.

11. Дороженкова, Т. Е. Клещевые инфекции : учеб.-метод. пособие. – Минск : БГМУ, 2020. – 52 с.

12. Вирусные геморрагические лихорадки : учебно-методическое пособие / Т.Е. Дороженкова [и др.]. – Минск : БГМУ, 2020. – 44 с.

13. Клиническая эпидемиология : учебно-методическое пособие / Г. Н. Чистенко [и др.]. – Минск : БГМУ, 2020. – 148 с.

14. Эпидемиологическая характеристика и основы профилактики кишечного иерсиниоза и псевдотуберкулеза : учебно-методическое пособие / Т.Е. Дороженкова, О.А.Горбич. – Минск : БГМУ, 2020. – 47 с.

15. Shylava M.A., Chistenko G.N. Basics of infectious diseases immunoprophylaxis. Minsk: BSMU; 2020. 60 p.

16. Кишечные инфекции: сборник задач / И.В. Федорова [и др.]. Минск : БГМУ, 2022. – 52 с.

17. Гузовская, Т.С. Стерилизация в медицинской деятельности: учебно-методическое пособие / Т.С. Гузовская, Ю.Н. Кузьменков – Минск : БГМУ, 2022. – 55 с.

18. Эпидемиологическая характеристика и основы профилактики кишечного иерсиниоза и псевдотуберкулеза : учебно-методическое пособие / Т.Е.Дороженкова, О.А.Горбич. – Минск: БГМУ, 2022. – 47 с.

19. Аэрозольные инфекции: сборник ситуационных задач: учебно-методическое пособие / М.И. Бандацкая [и др.]. – Минск : БГМУ, 2023. – 63 с.

20. Эпидемиология=Epidemiology : практикум / И.В. Федорова, Ю.В. Митряйкина, Л.В. Комарчук. – Минск : БГМУ, 2024. – 92 с.