Нормативно-правовая документация для обеспечения образовательного процесса
Практические занятия у студентов лечебного, военно-медицинского, педиатрического факультетов и факультета иностранных учащихся проводятся на базе крупных столичных и республиканских клиник: УЗ «6-я городская клиническая больница» (доцент О.Т. Прасмыцкий, доцент В.П. Заневский, ассистент И.З. Ялонецкий), УЗ «11-я городская клиническая больница» (заведующий кафедрой С.С. Грачев), УЗ «5-я городская клиническая больница» (ассистенты А.А.Шматова, О.П.Селицкая), УЗ «1-я городская клиническая больница» (доцент Е.М. Кострова), УЗ «Детская клиническая инфекционная больница» (ассистент А.А.Шматова), «РНПЦ ПиФ» (доцент А.Е. Скрягин, ассистент Н.Н. Маковский), УЗ «3-я городская клиническая больница» (ассистент Е.В.Королева).
Основными направлениями практических занятий со студентами являются обеспечение анестезиологического пособия у пациентов травматологического, хирургического и акушерского профилей, проведение интенсивной терапии у пациентов в критическом состоянии, реанимационные мероприятия у пациентов при терминальных состояниях.
Учебная работа кафедры организована методологически в едином ключе и выполняется преподавателями в группах студентов различного профиля по единым, отработанным стандартам и согласно утвержденным учебным программам, тематическим планам занятий.
Учебно-методическая работа на кафедре анестезиологии и реаниматологии проводятся по нескольким направлениям
Занятия со студентами 4 и 6 курсов, в т.ч. с субординаторами, специализирующимися по специальности «Анестезиология и реаниматология».
Цель занятий – знакомство студентов со специальностью «Анестезиология и реаниматология»: понимание ее места в современной системе здравоохранении Республики Беларусь, принципов организации анестезиолого-реанимационной службы, ее возможностей в сохранении здоровья населения, а также приобретение практических навыков по проведению интенсивной терапии пациенту, находящемуся в критическом состоянии. Красной нитью всех занятий проходит требование усвоения всеми студентами понимания патофизиологических механизмов нарушенных витальных процессов, что развивает клиническое мышление, позволяет логично подходить к диагностике и обоснованному лечению.
Для достижения максимального усвоения материала широко используются испытанные формы обучения: задание – опрос с максимально большим охватом студентов; решение ситуационных задач, а также, что наиболее впечатляет студентов, демонстрация тематических пациентов в отделении интенсивной терапии и реанимации с последующим их разбором в практикуме, знакомство с работой оборудования этого отделения.
Занятие начинается с опроса по теме. Каждому студенту задается по 1-2 вопроса, что позволяет оценить уровень их подготовки. С целью повышения качества понимания темы занятий, углубления знаний разбираемого материала на практических занятиях со студентами-субординаторами по анестезиологии-реаниматологии на кафедре широко практикуется использование электронных средств обучения, в том числе такая форма как доклад-презентация. Темы докладов соответствуют тематическому плану и распределяются между студентами субординаторами в начале курса обучения. Ежедневно заслушиваются 1-2 сообщения, подготовленные студентами, которые активно разбираются учебной группой под руководством преподавателя, моделируя научно-практическую конференцию. Такая форма обучения подталкивает студента на активное самостоятельное, творческое освоение профессии, формирует умение выступать перед коллегами, отстаивать свою точку зрения. В конце занятий усвояемость тем проверяется путем опроса и с использованием тестовых систем оценки знаний. В образовательном процессе активно используется система управления дистанционным образованием MOODLE. Электронные методические учебные комплексы разработаны по всем изучаемым темам.
Использование Интернет-ресурсов, накопление и хранение информации в электронном виде являются реалиями настоящего здравоохранения, постоянного и бесконечного самообразования врача. Электронная информация легко тиражируется студентами в группе, хранится на электронных носителях. Важным положительным моментом проведения занятий с привлечением компьютерных технологий является стандартизация подходов к обучению. На кафедре практически по всем темам накоплено значительное количество электронных материалов: лекций, учебных пособий, фотографий, видеофильмов.
Под руководством доцента Павлова О.Б. работает факультатив «Современные технологии в анестезиологии и реаниматологии» для студентов 3-6 курсов. На факультативных занятиях в среднем присутствует 12 студентов 3-6 курсов БГМУ. Занятия проходят на базе УЗ «3-я городская клиническая больница» в соответствии с программой факультатива.
На занятиях используются мультимедийные презентации, студенты выступают с устными сообщениями, активно обсуждают представленные проблемы клинической медицины. Во время занятий в 6 ГКБ студенты посещают отделение анестезиологии и реанимации, операционные, приемное отделение, знакомятся с технологиями проведения анестезиологического обеспечения, реанимации и интенсивной терапии, оформлением документации. Студенты осваивают практические навыки, такие как доступы к сосудистому руслу, обеспечения проходимости верхних дыхательных путей, методы местной анестезии.
На кафедре анестезиологии и реаниматологии БГМУ постоянно проводится работа по анализу и отбору новых методик обучения для их дальнейшего внедрения в учебный процесс. Активно развивается симуляционное обучение.
В программах обучения студентов на кафедре анестезиологии и реаниматологии первостепенное место отводится получению четких знаний по лечению терминальных состояний и приобретению навыков комплексной сердечно-легочной реанимации. Отработка практических навыков сердечно-легочной реанимации, владение которыми чрезвычайно важно для врача любой специальности, проводится с использованием современного симуляционного оборудования.
Система рейтинговой оценки знаний и навыков студентов
С целью обеспечения надлежащего текущего контроля работы студента в течение всего срока обучения и предоставления объективной информации о его успеваемости на кафедре анестезиологии и реаниматологии внедрена и используется система рейтинговой оценки знаний и навыков студентов (3 и 4 курс лечебного и педиатрического факультетов).
Рейтинговая оценка студента может колебаться в пределах от 0,5 до 5 баллов (максимальная оценка 10 баллов, но 50% в итоговом рейтинге приходится на долю экзамена) и рассчитывается по формуле:
Ro = 0,1Σ1 + 0,1t1 + 0,1Σ2 + 0,1t2 + 0,1ρ,
где: Ro- рейтинговая оценка студента; Σ1- средний балл за VI семестр; Σ2- средний балл за VII семестр; t1- оценка за итоговый тест, полученная в VI семестре; t2- оценка за итоговый тест, полученная в VII семестре; ρ- итоговая оценка практических навыков.
Тогда, итоговый рейтинг студента рассчитывается по формуле:
Ri = Ro + 0,5Eo,
где: Ro- рейтинговая оценка студента; Eo- оценка, полученная студентом на экзамене.