Учебно-методическая работа кафедры внутренних болезней, кардиологии и ревматологии с курсом повышения квалификации и переподготовки

7.jpg

Учебно-методическая работа сотрудников кафедры направлена на организацию образовательного процесса, подготовку учебных программ и электронных учебно-методических комплексов, учебно-методических пособий по темам практических занятий.

Кафедра осуществляет подготовку по специальностям 1-79 01 01 и 7-07-0911-01 «Лечебное дело» для студентов 1, 4-6 курсов лечебного факультета, медицинского факультета иностранных учащихся.

Традиционным методом подготовки студентов является метод программно-целевого и практико-ориентированного обучения.

Преподавателями кафедры разработана и утверждена учебно-программная документация учреждения высшего образования:

  • учебная программа по учебной дисциплине «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ» для студентов 4-5 курсов лечебного факультета и МФИУ для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»;

  • учебная программа по учебной дисциплине «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ» для студентов 6 курса лечебного факультета, обучающимся по профилю субординатуры «Акушерство и гинекология» для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»;

  • учебная программа по учебной дисциплине «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ» для студентов 6 курса лечебного факультета, обучающимся по профилю субординатуры «Хирургия» для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»;

  • учебная программа по учебной дисциплине «КЛИНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ » (для студентов лечебного факультета и МФИУ, обучающимся на русском и английском языках) для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»;

  • учебная программа по учебной дисциплине «КЛИНИЧЕСКАЯ РЕВМАТОЛОГИЯ» (для студентов МФИУ, обучающимся на русском и английском языках) для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»;

  • программа учебной практики «ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА» для специальности 7-07-0911-01 (лечебный факультет; МФИУ на русском и английском языке);

  • учебные программы курсов по выбору для лечебного факультета и МФИУ для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»:

«Гастроэнтерология» (лечебный факультет);
«Клиническая ревматология» (лечебный факультет);
«Наследственные нарушения соединительной ткани» (лечебный факультет);
«Неотложные состояния в кардиологии» (лечебный факультет);
«Современные методы диагностики и лечения заболеваний почек» (лечебный факультет);
«ЭКГ в диагностике заболеваний мио- и перикарда» (лечебный факультет);
"Current problems in gastroenterology" (МФИУ);
"Electrocardiological diagnosis of myo- and pericardial diseases" (МФИУ);
"Innovative diagnosis and treatment of systemic connective tissue diseases" (МФИУ); 
"New approaches to diagnosis and treatment of kidney diseases" (МФИУ).

В рамках подготовки к проведению объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ), преподавателями кафедры проведена работа по разработке паспортов экзаменационных станций ОСКЭ.  

С целью осуществления самостоятельного поиска дополнительных сведений в рамках изучаемой темы, проверки усвоения темы с помощью тестов самоконтроля, развития клинического мышления при решении ситуационных задач преподавателями кафедры разработаны электронные учебно-методические комплексы:

13.jpg

  • Внутренние болезни для профиля субординатуры «Хирургия»;

  • Внутренние болезни для профиля субординатуры «Анестезиология и реаниматология»;

  • Внутренние болезни для профиля субординатуры «Общая врачебная практика (для иностранных граждан)» (МФИУ);

  • Внутренние болезни для профиля субординатуры «Общая врачебная практика (лечфак);

  • Внутренние болезни для студентов 4 и 5 курсов;

  • Внутренние болезни для профиля субординатуры «Акушерство и гинекология»;

  • Внутренние болезни для профиля субординатуры «Терапия»;

  • Клиническая патологическая физиология;

  • Клиническая ревматология;

  • Clinical Rheumatology;

  • Clinical Pathological Physiology;

  • Ознакомительная учебная практика;

  • Introductory practice

Контроль знаний студентов осуществляется как с помощью устного опроса, так и с использованием составленных сотрудниками кафедры тестов и ситуационных задач, контрольных письменных работ и клинического разбора пациентов на основании оценочных листов. Разработаны чек-листы для контроля практических навыков по учебным дисциплинам «Внутренние болезни», «Клиническая ревматология», «Клиническая оценка лабораторных исследований», «Клиническая патологическая физиология».

Учебно-методические пособия

Сотрудники кафедры никогда не жалели времени на подготовку монографических трудов, учебных пособий, в которых обобщали современный уровень кардиологических знаний для быстрейшего их внедрения в терапевтическую практику. Хотелось бы перечислить ряд из них:

  • «Трудности и ошибки диагностики некоторых заболеваний сердечнососудистой системы» (1978),
  • «Диагностическая чреспищеводная электрокардиостимуляция» (1989),
  • «Лечение нарушений ритма и проводимости у больных ИБС» (1989),
  • «Диагностика кардиологических заболеваний» (1990),
  • «Дислипидемии» (1996),
  • «Недостаточность кровообращения» (1999),
  • «Атеросклероз и радиация» (1999),
  • «Профилактика преждевременной и внезапной смерти» (2000),
  • «Беременность и пороки сердца» (2001),
  • «Остеопороз: диагностика, лечение и профилактика» (2001),
  • «Витамины, микро и макроэлементы» (2003),
  • «Атеросклеротическая болезнь» (2003),
  • «Психосоматические проблемы ишемической болезни сердца» (2004),
  • «Артериальная гипертензия» (2004),
  • «Медикаментозная и немедикаментозная коррекция артериальной гипертензии у беременных» (2004),
  • «Интервенционная кардиология: что мы знаем о ней» (2004),
  • «Некоронарогенные поражения миокарда» (2004),
  • «Алгоритм оказания неотложной помощи пациентам с фибрилляцией желудочков» (2005), «Пролабирование митрального клапана» (2005),
  • «Ведение пациентов с фибрилляцией и трепетанием предсердий» (2007),
  • «Артериальная гипертензия беременных» (2008),
  • «Ишемическая болезнь сердца» (2008),
  • «Перикардиты» (2009, 2015),
  • «Лабораторная диагностика ревматических заболеваний» (2013),
  • «Генноинженерная базисная терапия в ревматологии» (2014),
  • «Современная концепция диагностики и лечения спондилоартритов» (2013),
  • «Ревматоидный артрит» (2014, 2016),
  • «Сердечнососудистая профилактика» (2013),
  •  «Глюкокортикоидный остеопороз» (2014),
  • «Тромбоэмболия легочной артерии» (2016),
  • «Атлас. 100 случаев из практики ревматолога» (2018),
  • «Метаболический синдром» (2018),
  • «Пропедевтика внутренних болезней : пособие для студентов факультета иностранных учащихся» (2018),
  • «Инфаркт миокарда» (2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2019,2020),
  • «Острый коронарный синдром без подъема ST» (2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2019, 2020, 2022),
  • «Острый коронарный синдром с подъемом ST» (2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2019, 2020).
  • Kaulų mineralų tankio ir genetinių  žymenų klinikinis taikymas individualizuojant sergančiųjų pomenopauzine osteoporoze gydymą antirezorbaciniais vaistais. Metodinės rekomendacijos (2018).
  • Клиническое использование маркеров минеральной плотности костей и генетических маркеров для индивидуализации антирезорбтивной терапии постменопаузального остеопороза. Методические рекомендации (2018).
  • Клиническая электрокардиография: пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по специальности 179 01 01 «Лечебное дело», 179 01 04 «Медикодиагностическое дело» (2019).
  • Питание кардиологического пациента (2019).
  • Хронические коронарные синдромы (2020, 2021).
  • Ревматоидный артрит/ М.В. Волкова Е.В. Кундер, Т.Д. Тябут  и др.– Минск: БелМАПО, 2020. – 40 с.
  • Острый коронарный синдром без стойкого подъема сегмента ST : пособие для врачей / А. М. Пристром, А.В. Пырочкин. – Минск : «Альтиора Форте», 2021. – 67 с.
  • Клиническая электрокардиография : пособие / В. М. Пырочкин [и др.].– Гродно: ГрГМУ, 2021. – 284 с. Пособие имеет гриф учебно-медицинского объединения в сфере дополнительного образования взрослых по профилю образования «Здравоохранение».
  • Глюкокортикоидный остеопороз : учеб.-метод. пособие / Е.В. Руденко, Тябут Т.Д., Кундер Е.В., Буглова А.Е. – Минск : БелМАПО, 2021. – 45 с.
  • Гиповитаминоз D у взрослых – факторы риска, диагностика, профилактика, лечение: учеб.-метод. пособие / Е.В. Руденко – Минск : БелМАПО, 2021. – 40 с.
  • Хроническая сердечная недостаточность: учебно–методическое пособие / А.М. Пристром, А.В. Пырочкин. – Минск : БелМАПО, 2022. – 101 с.
  • Профилактика сердечно–сосудистых заболеваний: учебно–методическое пособие / А.М. Пристром, А.В. Пырочкин. – Минск : БелМАПО, 2022. – 61 с.
  • Профилактика инфекционного эндокардита: учебно–методическое пособие / М.М. Михно, т.Д. Тябут, С.М. Рачок. – Минск : БелМАПО, 2022. – 27 с.
  • Витамин К независимые оральные антикоагулянты у пациентов с фибрилляцией предсердий: учеб.-метод. пособие / С.М. Рачок, М.М. Михно. – Минск: БелМАПО, 2022.
  • Сердечно-сосудистые заболевания и беременность: учебно–методическое пособие / А.М. Пристром, О.А. Пересада, В.В. Шумовец. – Минск: БелМАПО, 2022. – 72 с.
  • Сердечно-сосудистая профилактика: пособие для врачей / А.М. Пристром, А.В. Пырочкин. – Минск : Ковчег, 2022. – 55 с.
  • Диагностика и лечение хронической сердечной недостаточности.
  • Хроническая сердечная недостаточность / Трисветова Е.Л. – Минск, 2023.
  • Диагностика и лечение хронических форм ишемической болезни сердца / Трисветова Е.Л. – Минск, 2023.
  • Инструментальные диагностические технологии в кардиологии: холтеровское мониторирование / Паторская О.А., Полянская А.В.– Минск, 2023.
  • Methodological recommendations for case history = Методические рекомендации по написанию истории болезни / Паторская О.А. – Минск, 2023.

Проводимые курсы повышения квалификации и переподготовки кафедры функциональной диагностики

Проводимые курсы повышения квалификации

  • Ультразвуковая диагностика в специальности: трансторакальная эхокардиография

Учебная программа курса повышения квалификации «Ультразвуковая диагностика в специальности: трансторакальная эхокардиография» составлена с учетом достижений современной медицинской науки и новых подходов к диагностике заболеваний сердечно-сосудистой системы, предусматривает обучение в объеме 160 часов. Курс повышения квалификации разработан для врачей кардиологов, врачей-ревматологов, врачей-детских кардиоревматологов, врачей-кардиохирургов, врачей-ангиохирургов, врачей рентгено-эндоваскулярных хирургов и предполагает получение слушателями знаний о методике трансторакальной эхокардиографии, ультразвуковых критериях диагностики наиболее распространенных сердечно-сосудистых заболеваний.

  • Эхокардиография пороков сердца

Целью обучения является совершенствование знаний по диагностике и дифференциальной диагностике острого коронарного синдрома, предусматривает обучение в объеме 40 часов. Курс повышения квалификации разработан для врачей функциональной диагностики, врачей ультразвуковой диагностики межрайонных центров и предполагает получение слушателями знаний по ультразвуковой диагностике инфаркта миокарда и его осложнений.

  • Инструментальная диагностика нарушений ритма и проводимости сердца

Обучение на курсе повышения квалификации предполагает получение слушателями современных знаний по электрокардиографической диагностике наиболее распространенных нарушений ритма и проводимости сердца, изучение возможностей и ограничении холтеровского мониторирования, нагрузочных проб в выявлении нарушений ритма и проводимости.

  • Клиническая эхокардиография

Обучение на курсе повышения квалификации предполагает совершенствование и приобретение слушателями новых знаний о возможностях эхокардиографического исследования и особенностях ультразвуковой картины при наиболее распространенных заболеваниях сердца: приобретенных пороках сердца, ишемической болезни сердца, кардиомиопатиях, др.

  • Клиническая электрокардиография

Обучение на курсе повышения квалификации предполагает совершенствование и приобретение слушателями новых знаний по инструментальной диагностике нарушений ритма и проводимости сердца, изучение возможностей холтеровского мониторирования, нагрузочных в выявлении нарушений ритма и проводимости сердца, выявление жизнеопасных аритмий для проведения своевременной терапии с учетом критериев эффективности. Целью обучения является повышение квалификации врачей функциональной диагностики, врачей-кардиологов, врачей-терапевтов, врачей-педиатров,обладающих достаточным уровнем знаний и владеющих основными практическими навыками, необходимыми для самостоятельной работы, как в стационарных условиях, так и на амбулаторно-поликлиническом уровне.

  • Эхокардиография пороков сердца

Курс повышения квалификации посвящён совершенствованию и приобретению врачами функциональной и ультразвуковой диагностики современных знаний об ультразвуковых критериях диагностики наиболее распространенной клапанной патологии сердца, наиболее распространенных врожденных пороках сердца.

  • Клиническая электрокардиография с изучением методики суточного мониторирования ЭКГ и АД

Обучение на курсе повышения квалификации предполагает совершенствование и приобретение слушателями новых знаний по электрокардиографической диагностике нарушений ритма и проводимости сердца, изучение возможностей холтеровского мониторирования в выявлении нарушений ритма и проводимости сердца, интерпретацию результатов суточного мониторирования артериального давления пациентов с патологией сердечно-сосудистой системы.

Переподготовка «Функциональная диагностика»

  • Включает учебные программы по дисциплинам специальности: «Клиническая электрокардиография», «Ультразвуковая диагностика заболеваний сердца и сосудов», «Ультразвуковое исследование внутренних органов и эндокринной системы», «Исследование внешнего дыхания, нейрофизиологические методы исследования, методы оценки артериальной жесткости».

  • Целью обучения на курсе переподготовки «Функциональная диагностика» является получение слушателями современных знаний по вопросам анатомии сердца, функций сердца, клинической электрокардиографии, освоение методов инструментальной диагностики нарушений ритма и проводимости сердца, а также диагностики коронарной болезни сердца, обучение слушателей методу ультразвуковой диагностики патологии сердца и сосудов, изучение современных ультразвуковых технологий, обучение врачей методам ультразвуковой диагностики патологии внутренних и эндокринных органов, современным ультразвуковым технологиям, применяемых в сонографии, обучение слушателей вопросам исследования функции внешнего дыхания и нейрофизиологическим методам исследования.