Учебно-методическая работа кафедры внутренних болезней, гастроэнтерологии и нутрициологии с курсом повышения квалификации и переподготовки

Одним из важных разделов работы кафедры является учебно-методическая работа. Учебными доцентами были: доцент Силивончик Н.Н. (1981-1989 г.), доцент Новикова Р.А. (с 1989г. по 2003 г.), доцент Алексейчик С.Е. (с 2003г. по настоящее время).

Кафедра осуществляет подготовку по специальностям:


Кафедра является выпускающей по дисциплине «Внутренние болезни». «Внутренние болезни» (терапия) – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об этиологии, патогенезе и клинических проявлениях заболеваний внутренних органов; методах их диагностики, нехирургического лечения, профилактики и реабилитации.

К сфере терапии относятся:

Острый коронарный синдром – время не ждет

Первая кафедра внутренних болезней БГМУ активно работает с медицинскими учреждениями, являющимися ее клиническими базами. В частности ведется конструктивное сотрудничество с коллективом 10-й ГКБ.

1_05122016.jpg

Сотрудники 1-й кафедры внутренних болезней осуществляют активную лечебно-консультативную и организационно-методическую работу. Проводятся совместные клинические конференции. Сотрудники кафедры принимают участие в проведении лечебно-консультативных советов, являются рецензентами на патолого-анатомических конференциях. В рамках сотрудничества в сентябре-октябре 2016 года был проведен цикл обучающих семинаров с врачами больницы, посвященный организации оказания неотложной помощи пациентам с острым коронарным синдромом, тромбоэмболией легочной артерии, острой сердечной недостаточностью.

2_05122016.jpg

Кроме того, под руководством кафедры был организован круглый стол, посвященный разбору сложных с диагностической и лечебной точки зрения случаев, имевших место в практике кардиологических отделений 10-й ГКБ.

Доцент 1-й кафедры внутренних болезней учреждения образования «Белоруссский государственный университет» И.В. Корнелюк


Цель преподавания и изучения дисциплины «Внутренние болезни» состоит в приобретении студентами научных знаний об этиологии, патогенезе, диагностике, дифференциальной диагностике, лечении, реабилитации и профилактике основных заболеваний внутренних органов и формировании клинического мышления. Для этого при организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов.

Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.

Практические занятия проводятся по цикловой системе. Цикл «Внутренние болезни» содержит работу с преподавателем и самостоятельную работу.

На практических занятиях студенты изучают приемы клинического интервью, приобретают практические навыки по обследованию пациентов, диагностике, дифференциальной диагностике, лечению и профилактике заболеваний. Учатся правильно представлять полученные данные в виде дневниковых записей в картах наблюдения больного, написании учебной истории болезни, а также формулировать выводы.

Студентов знакомят с приемами и особенностями работы в разных специализированных терапевтических отделениях, безопасными условиями труда, нормами медицинской этики и деонтологии. Ежедневный контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путём устных и письменных, компьютерных тестовых опросов в процессе практических занятий.

В процессе обучения студентов, важное место отводится современным технологиям обучения. Широко используется на практических занятиях по внутренним болезням обучающая тест-программа по электрокардиографии. Применяется также на практических занятиях видео- и аудиоматериалы, просмотр цифровых рентгеновских изображений, компьютерных томографий, компьютерные обучающие программы.

Сотрудниками кафедры создается и свой видео- и DVD архив, который регулярно пополняется и широко используется при обучении студентов.

В рамках инновационного проекта «Компьютерное тестирование в БГМУ» разработаны тесты различного уровня сложности для студентов 4 курса педиатрического факультета, студентов 5 курса по «Профессиональным болезням».

Коллектив кафедры подготовил электронный учебно-методический комплекс «Внутренние болезни» для студентов 4-5 курсов лечебного факультета. ЭУМК полностью соответствует типовой учебной программе.

Учебно-методический комплекс позволяет студентам готовиться к каждому занятию, предусмотренному учебной программой; осуществлять самостоятельный поиск дополнительных сведений в рамках изучаемой темы по указанным ссылкам; проверять усвоение темы с помощью тестов самоконтроля; развивать основы клинического мышления при решении ситуационных задач.

Учебно-методическая работа кафедры гастроэнтерологии и нутрициологии

Основной формой обучения на кафедре являются двухнедельные курсы повышения квалификации. Существенной особенностью кафедры является активное проведение выездных однонедельных курсов повышения квалификации.

В соответствии с утвержденными программам целевыми группами обучающихся являются: врачи – терапевты, врачи общей практики, врачи – гастроэнтерологи, врачи – инфекционисты, врачи - реабилитологи. Комплектование групп обучающихся осуществляется по заявкам учреждений здравоохранения.

Методические рекомендации

Инструкции по применению

  1. Метод морфологической диагностики и прогнозирования течения колоректального рака.  Регистрационный № 125-111215  
  2. Метод определения вариантов синдрома избыточно проницаемой слизистой оболочки кишечника. Регистрационный № 125-1114 .
  3. Алгоритм комплексной оценки минеральных вод по физиологическим параметрам потребности в жидкости и клинико - терапевтическим характеристикам при регидратации, Регистрационный № 247-1212.
  4. Критерии определения области применения минеральных вод в целях лечения и санаторно – курортного оздоровления, Регистрационный № 248-1212
  5. Алгоритм клинической диагностики алкогольной болезни печени. Регистрационный № 203-1213.
  6. Метод определения группы риска неблагоприятных исходов беременности и родов у женщин с наследственными нарушениями соединительной ткани, Регистрационный № 128-1012.
  7. Гистологическая дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся хронической диареей или синдромом мальабсорбции, Регистрационный № 137-1110
  8. «Программа дифференциальной диагностики хронической некровавой диареи у взрослых, Регистрационный № 136-11101.
  9. Гистологическая дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся хронической диареей или синдромом мальабсорбции: Инструкция по применению, Регистрационный № 137-1110.
  10. Программа мониторинга и лечения портосистемной энцефалопатии у больных циррозом печени в стадии декомпенсации. Регистрационный № 117–1102,
  11. Способ оценки степени тяжести и вариантности гиперчувствительности к глиадину Регистрационный № 68–0704.
  12. Серологическая диагностика целиакии
  13. Тест с лактозой для диагностики лактазной недостаточности
  14. Множественная дуоденальная биопсия с ориентацией биоптатов

Презентации

  1. Ю.Х. Мараховский Ph и/или Hp: от патофизиологии к клинической практике.
  2. Общая характеристика ингибиторов протонной помпы (ИПП/IPP).
  3. Ю.Х. Мараховский Нутрициологическая компенсация дефицита железа: правила, нормы, стандарты.
  4. Краткий учебный курс по метаболизму железа и железодефицитным состояниям.
  5. Мараховский Ю.Х. Rabeprazole натриевая соль. Перспективы в терапии с воздействием на продукцию кислоты в желудке.
  6. Оптимизация медикаментозной терапии заболеваний ГЭРБ.
  7. Дисперсия как кислотоассоциированное заболевание.
  8. Терапия железодефицитных состояний.
  9. Г.А. Шишко Нарушения обмена железа у новорожденных.
  10. Портянко А.С. Возможности морфологической оценки накопления железа.
  11. Жерносек В.Ф. Педиатрический взгляд на проблему дефицита железа.
  12. Смирнова Л.А. Диагностические аспекты дефицита и избытка железа в организме.
  13. Материалы научно-практической конференции «Достижения гастроэнтерологии – в практику», 23.05.2017г.

Документы ВОЗ

  1. Бедность и здоровье – фактические данные и действия в европейском регионе воз
  2. Глобальная задача по обеспечению безопасности пациентов
  3. Лечение диареи: учебное пособие для врачей и других категорий медработников старшего звена
  4. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2007 г.
  5. Стратегия ВОЗ в области народной медицины 2002-2005гг
  6. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2008 г. первичная медико-санитарная помощь – сегодня актуальнее, чем когда-либо
  7. Консультативный документ для руководства разработкой глобальной стратегии воз в области режима питания, физической активности и здоровья
  8. Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью
  9. Анатомическая терапевтическая и химическая классификационная система (АТХ классификация) ВОЗ

Международные рекомендации

  1. Стратегия снижения распространенности антимикробной устойчивости
  2. Лечение асцита, осложняющего цирроз у взрослых
  3. Лечение вирусных гепатитов
  4. Вакцинация против гепатита B у взрослых
  5. Повреждения инъекционной иглой и случайный контакт с кровью
  6. Бессимптомная желчнокаменная болезнь
  7. Остеопороз и гастроэнтерологические заболевания
  8. Острая диарея у взрослых
  9. Пробиотики и пребиотики
  10. Колоректальный рак. Скрининг и наблюдение.
  11. Целиакия
  12. Дезинфекция в эндоскопии
  13. Антибиотикопрофилактика в гастроинтестинальной эндоскопии

Прочая информация