Учебно-методическая работа 1-й кафедры детских болезней

Образовательный процесс на 1-й кафедре детских болезней организован в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь, касающихся сферы высшего образования и осуществляется в соответствии с образовательными стандартами высшего образования первой ступени, типовыми учебными планами по специальности 1-79.01.01 «Лечебное дело», 1-79 01 02 «Педиатрия», учебными планами, типовыми и учебными программами учебных дисциплин «Ознакомительная учебная практика», «Педиатрия», «Клиническая иммунология, аллергология», «Клиническая патологическая физиология», «Оказание медицинской помощи при неотложных состояниях», «Педиатрия (в т.ч. неонатология)», «Педиатрия (в т.ч. неонатология, поликлиническая педиатрия»)», «Поликлиническая педиатрия», «Онкология (в т.ч. онкогематология)».

Учиться, учиться и ещё раз учиться! Первый курс повышения квалификации на базе 1-ой кафедры детских болезней.

В октябре 2018 года на базе 1-ой кафедры детских болезней прошёл первый курс повышения квалификации «Актуальные аспекты эндокринологии детского возраста» (куратор - профессор Солнцева А.В.), предназначенный для врачей-эндокринологов и педиатров. Уникальность этого курса состоит в том, что впервые в Республике в течение двух недель слушатели получили возможность полностью погрузиться в основные вопросы детской эндокринологии, ознакомиться с современными рекомендациями по наблюдению и лечению детей с эндокринопатиями, принять непосредственное участие в консультациях и консилиумах, клинических разборах с участием экспертов республиканского уровня.

Прочитанный лекционный курс позволил слушателям ознакомиться не только с современными лечебно-диагностическими возможностями и достижениями в детской эндокринологии, но и актуальными междисциплинарными проблемами в смежных специальностях (урология, гинекология). Занятия проходили на нескольких клинических базах с высококвалифицированными преподавателями - ведущими экспертами в области эндокринологии детского возраста (профессор Солнцева А.В., к.м.н. Окулевич Н.М., к.м.н. Леонова Т.А.). При проведении курса большое внимание было уделено не только теоретическим знаниям. Малое количество слушателей (6 человек) позволило максимально индивидуализировать учебный процесс, особенно его практическую часть. Слушатели имели возможность непосредственно участвовать в клинических осмотрах и консультациях пациентов как на первичном амбулаторном приеме, так и в специализированном эндокринологическом отделении, посетить занятия «школы диабета». Особенно понравились слушателям клинические разборы и обсуждения диагностически сложных пациентов в Республиканском детском эндокринологическом центре (УЗ «2 городская детская клиническая больница» г. Минска), которые проводила профессор Солнцева А.В. Заведующая консультативно-диагностическим отделением тиреоидной патологии, к.м.н. Леонова Т. А. при проведении практических занятий на базе УЗ «Минский городской клинический онкологический диспансер» подробно остановилась на современных рекомендациях в области тиреидологии, тактике эндокринолога при выявлении и дальнейшем наблюдении детей разного возраста с дисфункцией щитовидной железы, доброкачественными и злокачественными опухолями щитовидной и паращитовидных желез или подозрениями на них, а также с предопухолевыми заболеваниями. Важный акцент был сделан ею на особенностях результатов ультразвуковой диагностики в зависимости от тиреоидной патологии, показаниях для проведения пункционной аспирационной биопсии. Большой интерес вызвали и практические занятия на базе республиканского амбулаторного эндокринологического центра (ГУ «Республиканский центр медицинской реабилитации и бальнеолечения»), которые к.м.н Окулевич Наталья Михайловна вела с демонстрацией пациентов с низкорослостью, нарушением половой дифференцировки, редкой эндокринной патологией. Все практические занятия носили выраженный интерактивный характер, что несомненно будет востребовано в дальнейшей практической работе слушателей. Каждый из курсантов на итоговой аттестации высказал свои пожелания и предложения для следующего курса ФПК, но все единогласно благодарили за уникальную возможность обмена опытом и знаниями, даже за такой короткий период.

1.jpg

Следующий курс «Актуальные аспекты эндокринологии детского возраста» планируется провести уже весной 2019 года.

Авторы: Шлимакова Екатерина Игоревна, клинический ординатор 1-ой кафедры детских болезней БГМУ Солнцева Анжелика Викторовна, профессор 1-ой кафедры детских болезней БГМУ, д.м.н., профессор

u1.jpg

Кафедра обеспечивает методическое руководство врачей-интернов педиатров, неонатологов, детских онкогематологов Минской, Гомельской, Могилевской областей. Контроль подготовки осуществляется путем проведения промежуточного и итогового тестирования, собеседования, выполнения НИР.

Обучение в клинической ординатуре осуществляется в соответствии с образовательными стандартами высшего образования второй ступени, типовыми и учебными планами, разработанными в университете и утвержденными в установленном порядке. На кафедре ежегодно обучается 2-3 заочных клинических ординатора по специальности «Педиатрия».

Вся учебно-программная документация по своей структуре, содержанию, порядку разработки и утверждения соответствует требованиям нормативных документов.

Организация учебного процесса на каждый учебный год регламентируется приказом по университету «Об организации и методическом обеспечении учебного процесса на первой ступени высшего образования». Расписание учебных занятий по дисциплинам и базам формируется на семестр в соответствии с учебными планами по специальностям и графиком учебного процесса, утвержденным ректором университета. Практические занятия проводятся в отделениях клинических баз УЗ «ДИКБ», УЗ «2-й ГДКБ», УЗ «17-й ГДП», «8-й ГДП» и отделений новорожденных УЗ «2-й ГРД», РНПЦ «Мать и дитя», РНПЦ ДОГиИ.

С 2014 года введено преподавание учебной дисциплины «Педиатрия» на английском языке. В настоящее время аттестованы четыре преподавателя. В 2022-2023 учебном году на кафедре обучается 47 англоязычных студента 4-6 курсов МФИУ.

u2.jpg

Для обеспечения учебного процесса используются современные информационные технологии – электронные учебно-методические комплексы, компьютерный тестовый контроль, интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы, компьютерные презентации лекций, клинические протоколы, достижения отечественной науки и здравоохранения. Самостоятельная работа студентов организуется в процессе внеаудиторной работы и включает: подготовку рефератов в целях усвоения, закрепления и углубления знаний каждого раздела дисциплины; выступление с докладами на студенческих научных конференциях и участие в олимпиадах.

В целях удовлетворения индивидуальных запросов студентов на кафедре разработаны курсы по выбору: «Современные подходы к диагностике и лечению острой и хронической почечной недостаточности у детей»; «Немедикаментозные методы лечения при заболеваниях органов пищеварения у детей»; «Паллиативная помощь детям» для специальности 1-79 01 02 Педиатрия.

Практика ориентированное обучение предусматривает отработку навыков на клинических базах кафедры и занятия в симуляционно-аттестационном центре. Организация и контроль практики студентов проводится в соответствии с программой производственной практики студентов: поликлиническая по программе: «Программа врачебной поликлинической производственной практики» для специальности 1-79 01 02 Педиатрия, клиническая по программе: «Программа врачебной клинической производственной практики для специальности 1-79 01 02 Педиатрия».

Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устного опроса, решения ситуационных задач и выполнения контрольных тестовых заданий. Для улучшения качества преподавания на кафедре организовано для ППС взаимное посещения лекций и практических занятий. По результатам посещений проводится оценка занятия в соответствии с утвержденными критериями.

Текущая аттестация проводится в форме зачетов, дифференцированных зачетов, экзаменов по учебным дисциплинам у студентов I, IV, V и VI курсов педиатрического и лечебного факультетов, медицинского факультета иностранных учащихся, в том числе обучающихся на английском языке и у курсантов военно-медицинского института. Проведение Государственного экзамена по Педиатрии для специальности 1-79 01 02 «Педитария» организовано в 3 этапа: 1 - компьютерное тестирование, 2 - аттестация практических навыков на клинической базе и в симуляционно-аттестационном центре, 3 - теоретический экзамен.