Этика и деонтология: взгляд студентов

Каждый представитель нашей славной, но сложной профессии ежедневно и даже ежечасно сталкивается с морально-этическими вопросами при общении с пациентами и их родственниками, с коллегами.… Нередко для пациента более важным является не только уровень знаний, а отношение врача, его участие, сопереживание… Часто самым важным и действенным лекарством оказывается именно сам врач и его слова. Именно поэтому студенты 623 группы, проведя традиционную для нашей кафедры поликлинической терапии студенческую конференцию, выбрали тему «Нравственно-этические предпосылки профессионального становления врача» (руководитель -- доцент Месникова Ирина Леонтьевна).

Председателем конференции была субординатор Шамановская Екатерина.

Первое сообщение на тему «Профессиональная этика – моральная пропедевтика делового поведения. Этапы становления, основные принципы профессиональной этики», подготовленное Лазовик Юлией, было посвящено общим принципам профессиональной этики в целом и более подробно особенностям, присущим медицинской этике.

Следующий докладчик Липницкий Евгений рассказал про этапы становления медицинской этики, пронеся слушателей сквозь призму времени, начиная с античности до современности, напомнил о великих личностях, которым мы обязаны развитием медицины. В докладе также были затронуты и наиболее актуальные и животрепещущие вопросы современности, такие как эвтаназия, аборты, трансплантация, контрацепция, экстракорпоральное оплодотворение... Не удивительно, что выступление вызвало активную дискуссию.

Лобач Виолетта постаралась раскрыть тему «Врач как личность. Моральные качества врача». Врачебная деятельность относится к трудным профессиям, и человек, посвятивший себя медицине, несомненно, должен иметь к ней призвание. Можно быть хорошим медиком-теоретиком, но в практическом отношении с пациентами быть несостоятельным. Докладчик особо подчеркнула, что профессионализм – это показатель подготовленности медика к ответственной работе, его нравственно-этическая характеристика, поэтому в современных условиях каждый медицинский работник должен настойчиво овладевать психолого-философскими знаниями, профессиональными навыками и обладать высокими нравственными качествами.

Следующий доклад, подготовленный Журавской Ольгой, был посвящен кодексу врачебной этики, принятому I съездом врачей Республики Беларусь 25 июня 1998 года и утвержденному приказом МЗ РБ №137 от 3 февраля 1999 года.

Бизукойть Ирина выступила с докладом «Современные модели взаимоотношений врача и пациента. Ответственность врача». Докладчик привела примеры сотрудничества врача и пациента, представленные моделями технического, сакрального, коллегиального и контрактного типов, которые часто существуют не в чистом, а в смешанном виде. При всём разнообразии подходов сотрудничество врача и пациента состоит из четырёх главных компонентов: поддержки, понимания, уважения и сочувствия.

Особый интерес вызвала практическая работа, подготовленная субординаторами Асипович Л.А., Лоскутовой Е.И. Сергомассовой М.С. и Шубодеровой Ю.П. Они провели анкетирование студентов 4-6 курсов БГМУ по специально составленной анкете, включавшей спектр разнообразных вопросов: о необходимых качествах для врачебной профессии, о разных сторонах взаимоотношений между врачом и пациентом, о «платности» и «бесплатности медицины» и др.

Стоял вопрос и о том, был ли в жизни анкетируемых Учитель -- человек, который оказал на них самое большое влияние при профессиональном становлении. Приятно, что в качестве таких Учителей были упомянуты преподаватели БГМУ и кафедры: Беспальчук Павел Иванович, Бовтюк Николай Ярославович, Гедревич Зигмунд Эдуардович, Борис Александр Михайлович, Хурса Раиса Валентиновна, Мороз Елена Геннадьевна, Володько Николай Николаевич, Сорока Николай Федорович, Апанасович Валерий Генрихович, Шоломицкая Ирина Александровна, Якубовский Сергей Владимирович, Терешко Елена Викторовна и многие другие.

Показательно и очень печально, что будучи студентами и даже еще не приступив к самостоятельной работе, часть будущих выпускников мечтают и даже планируют отъезд заграницу, поскольку не видят себя в нашей системе здравоохранения. Уже один этот настораживающий факт заставляет задуматься о том, что назрела необходимость реформ в сфере медицины.

Конференция прошла на одном дыхании, вызвала живую дискуссию, в которой участвовали многие из присутствовавших не только преподавателей, но и студентов (что особенно важно!).

Закрывая конференцию, заведующая кафедрой доцент Хурса Р.В. еще раз подчеркнула важность выбранной тематики для формирования будущих врачей и дальнейшей профессиональной деятельности, выразила надежду, что сегодняшние студенты завтра станут настоящими профессионалами, которые будут бережно и внимательно относиться к своим пациентам, и будут по-настоящему любить свою работу.

Доклады:

Подготовила ассистент кафедры поликлиническая терапия
Алексеева Елена Сергеевна