Учебно-методическя работа кафедры психиатрии и медицинской психологии

Обучение на кафедре психиатрии и медицинской психологии БГМУ проходят студенты всех курсов лечебного, педиатрического, стоматологического, военно-медицинского, медико–профилактического, фармацевтического факультетов, медицинского факультета иностранных учащихся. Обучение осуществляется на клинических базах ГУ «Республиканский научно-практический центр психического здоровья» и УЗ «Городской клинический детский психоневрологический диспансер».

На кафедре преподаются следующие дисциплины:

Основы педагогики и психологии.

Данная учебная дисциплина реализует тесные междисциплинарные связи с учебной дисциплиной «Философия», одновременно ориентирована на профессиональную подготовку будущего врача.

Ставит целью формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивает решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.

Изучает сущность, закономерность и принципы психической жизни человека в онтогенетическом контексте и с учетом половых различий, структуру клинического интервьюирования, психологическую перцепцию и оценку событий окружающего мира. Даёт базовые представления о психологии личности, о процессе формирования личности во время обучения, развития и воспитания.

Описывает сущность процессов самоактуализации и самореализации, личностную реализацию в системе межличностных и социальных отношений.

Медицинская психология.

Данная учебная дисциплина содержит:

  • систематизированные научные знания о роли психологических и социальных факторов в развитии заболеваний человека;
  • понятия об этиологии, патогенезе, специфической профилактике, терапии и коррекции патологических состояний, обусловленных реакцией индивида на болезнь и поломку механизмов психологической защиты,
  • включает новейшие научные данные о роли психологических факторов в формировании социальной дезадаптации.

Цель преподавания и изучения данной дисциплины - подготовка врача, владеющего современными медицинскими знаниями в области психологии больного человека, коррекции и профилактики психологических проблем в клинической практике.

Психиатрия и наркология.

Данная учебная дисциплина включает в себя теоретические и прикладные вопросы диагностики, лечения, профилактики и социальной реабилитации лиц, страдающих психическими и поведенческими расстройствами, новые научные данные по систематике, этиологии, патогенезу, ранней диагностике и лечению, а также эпидемиологические данные о распространенности психических и поведенческих расстройств. Особенностью дисциплины является прикладной характер с целью практического применения в клинической практике врача первичного звена здравоохранения.

Психиатрия, психогигиена и наркология учебная дисциплина, включающая в себя теоретические и прикладные вопросы профилактики, психогигиены, диагностики, коррекции и социальной реабилитации лиц, страдающих психическими и поведенческими расстройствами. Дисциплина является частью подготовки врача медико-профилактического профиля. Цель – сформировать навыки психогигиены и психопрофилактики психических и поведенческих расстройств.

В качестве курсов по выбору (элективных курсов) осуществляется преподавание следующих дисциплин:

Наркология.

Растущая распространенность в популяции потребления психоактивных веществ, сопровождающаяся серьёзным экономическим и социальным уроном, вызывает серьезную озабоченность как общественности, так и государства. В Республике Беларусь разработана и осуществляется Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма, согласно которой предусматривается расширение объема подготовки студентов медицинских учреждений образования по вопросам наркологии, разработка программ преподавания общей и частной наркологии с акцентом на раннюю диагностику, лечение и профилактику зависимостей от психоактивных веществ. В связи с масштабностью поставленных задач изменяются представления о роли врача первичного звена в распознавании, терапии и профилактике расстройств, обусловленных употреблением психоактивных веществ. Цель преподавания дисциплины заключается в предоставлении врачам всех специальностей необходимого объема знаний по диагностике, лечению и профилактике зависимостей от психоактивных веществ.

Основы психотерапии.

При рассмотрении условий, причин возникновения, динамики развития, стратегий лечебного воздействия и реабилитационных мероприятий при разного рода болезненных расстройствах целесообразно учитывать наряду с биологическими факторами и социально-психологические феномены, разворачивающиеся в поле «организм – среда». Последние, с учетом своего многообразия и динамичности, могут либо способствовать выздоровлению и реадаптации индивида к окружающим его социальным условиям, либо, наоборот, поддерживать в нем «болезненное начало», приводя к хронизации патологического процесса и возможной профессиональной и социально-бытовой инвалидизации.

Не случайно в структуре требований к врачебной компетентности врача в мире имеется знание возможностей психотерапевтической коррекции болезненных состояний.

Преподавание дисциплины ориентировано на формирование навыков психотерапевтической коррекции состояний в рамках медицинской и психологической моделей психотерапии.

Основы психосоматической медицины.

В современном понимании психосоматическая медицина представляет собой науку о взаимоотношениях психических и соматических процессов. Умение врача за отдельными признаками болезненного расстройства видеть личность страдающего человека и лечить «не болезнь, а больного» определяет эталон вершины медицинского образования. Являясь одним из постулатов гуманности врачебной специальности, этот принцип лег в основу современного биопсихосоциального подхода в медицине. Таким образом, цель преподавания дисциплины определяется необходимостью формирования у будущего врача-клинициста целостного мировоззрения на основе биопсихосоциального подхода, овладения знаниями и навыками раннего распознавания, основных методов лечения и профилактики психосоматических расстройств.

Конфликтология.

Задачей дисциплины является изучение закономерностей формирования конфликтов, предупреждение и урегулирование их на практике. Изучение конфликтов предполагает знания теории конфликта.

Профилактика или предупреждение конфликтов – это работа с еще не начавшимися, но возможными конфликтами. Урегулирование конфликта или управление им есть предотвращение агрессивных действий, достижение договоренностей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликтного взаимодействия. Таким образом, целью преподавания дисциплины является формирование у врачей навыков предупреждения, либо управления конфликтными ситуациями профессиональной среде.

Также на кафедре проходят обучение клинические ординаторы, магистранты, аспиранты и докторанты очной и заочной форм обучения, в том числе и иностранные учащиеся. Сотрудниками кафедры разработаны и утверждены учебные и рабочие программы по вышеназванным дисциплинам для студентов всех факультетов, клинических ординаторов, магистрантов, аспирантов.

В течение года кафедра проводит последипломную подготовку до 45 врачей-интернов по специальности «Психиатрия-наркология».

В соответствии с содержанием учебных программ разработаны вступительные и выпускные экзаменационные вопросы по специальности. В рамках инновационного проекта «Компьютерное тестирование в БГМУ» разработаны тесты различного уровня сложности по дисциплинам «Основы педагогики и психологии», «Медицинская психология» и «Психиатрия и наркология».

В учебно-методической деятельности кафедра опирается как на традиционные методы преподавания в виде лекций и практических занятий, так и на инновационные с использованием современных учебно-информационных технологий. В процессе чтения лекций и проведения практических занятий активно применяются компьютерные презентации.

В ходе практических занятий проводятся тренинги с привлечением студентов, которым предлагается играть роль как врача, так и пациента, имеющего какую-либо психическую патологию, а также осуществлять супервизию работы своих коллег ; обязательным на кафедре стало участие студентов старших курсов в проведении еженедельных клинических разборов как с непосредственным участием больных , так и представления клинических случаев посредством видеопрезентаций.

На кафедре отснято несколько десятков учебных интервью с пациентами, имеющими различную психическую патологию, данные материалы широко используются в учебном процессе.

С целью оптимизации учебного процесса в соответствии с утверждённой рабочей программой на кафедре разработаны методические рекомендации по различным аспектам изучаемых тем для преподавателей и студентов, а также «Методические рекомендации по курации больных.

В 2006 году издательством «Вышэйшая школа» под редакцией Скугаревской Е.И. издано учебное пособие «Клиническая психиатрия. Детский возраст».

Контроль знаний осуществляется как в виде устных и письменных опросов учащихся, так и в форме компьютерного тестирования, заслушивания докладов и презентаций, контроля практических навыков ведения диагностического интервью, написания учебной истории болезни.

Студенты активно вовлечены в научно-исследовательскую деятельность, свыше 20 докладов по различной психиатрической проблематике представляется студентами БГМУ на ежегодной студенческой научной конференции.

Каждый год работы студентов отмечают дипломами 1, 2 и 3 степеней на Республиканском смотре-конкурсе студенческих научных работ.

За 2021-2022 годы кафедра психиатрии и медицинской психологии издала восемь учебно-методических пособий, которые, в перспективе, станут основой кафедрального учебника по психиатрии.

Список учебно-методических пособий