Учебно-методическая работа кафедры физического воспитания и спорта

Преподавание предмета «Физическая культура» осуществляется в следующих формах:

Учебные занятия:

  • Практические занятия.
  • Теоретические занятия (лекции, методические занятия).
  • Дополнительные занятия (индивидуальные и групповые)

Внеурочные занятия:

  • Самостоятельное использование студентами средств физической культуры, закаливающих организм процедур.
  • Физические упражнения в режиме рабочего дня студентов (выполнение комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики, а при наличии условий рекомендуется проведение физкультурных пауз, физкультминуток).
  • Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, спартакиады, спортивные праздники, соревнования по видам спорта, турпоходы, конкурсы и др.

Использование названных форм физической культуры должно обеспечить выполнение студентами объема двигательной активности – 8-10 часов в неделю.

Содержание дисциплины «Физическая культура»

  • Теоретический раздел

Теоретический раздел программы носит профессионально-прикладной характер и направлен на овладение профессиональными знаниями и их использование при совершенствовании физического состояния организма, изучается на всех годах обучения. Теоретический раздел реализуется в форме методических занятий, объяснений учебного материала в процессе практических занятий, самостоятельного изучения студентами специальной литературы (домашние задания, написание рефератов, докладов), а также на учебных занятиях по другим дисциплинам в рамках межкафедрального плана преподавания валеологии (оздоровительно-профилактической основы медицины).

  • Методический раздел

Методические занятия состоят из разделов: оценка физического состояния и физической работоспособности, развитие основных двигательных способностей, методы контроля (педагогического и физиологического) за уровнем физического здоровья студенческой молодежи в процессе занятий физическими упражнениями, инструкторская практика (по основам методики проведения самостоятельных занятий), составление комплексов общеразвивающих упражнений гигиенической и коррегирующей гимнастики.

  • Практический раздел

Практический раздел программы содержит учебный материал, направленный на:

- оздоровление студенческой молодежи;
- улучшение физической работоспособности организма;
- развитие и совершенствование двигательных способностей;
- овладение спортивными и профессионально-прикладными навыками;
- умение использовать средства физической культуры для развития двигательных способностей;
- освоение методов самомассажа и закаливания;
- овладение методами проведения комплексов общеразвивающих упражнений, гигиенической и коррегирующей гимнастики;
- умение применять методы контроля физической работоспособности организма в процессе занятий физическими упражнениями;
- владение организацией и судейством спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Профессионально-прикладная физическая подготовка

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) реализуется на учебных и методических занятиях, на занятиях и соревнованиях по видам спорта. ППФП направлена на:

  • развитие и совершенствование физических кафедр необходимых специалисту-медику в будущей профессиональной деятельности;
  • воспитание общей выносливости (бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, игры, плавание);
  • воспитание статической выносливости. (Работа с гантелями, штангой, жим кистью теннисного мяча, сгибание и разгибание рук в упоре.

Многократное выполнение упражнений с напряжением мышц, работа с эспандером и на тренажерах);
точность двигательного и зрительного анализаторов (броски мяча на точность попадания, жонглирование теннисными мячами, булавами, предметами). Упражнения на координацию на месте и в движении, ведение баскетбольного мяча, передача мяча в движении. Двусторонние игры в волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, дыхательные упражнения. Релаксация.

Формирование жизненно важных умений и навыков

Студент должен знать:

  • методику воспитания физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости);
  • правила построения и нормирования нагрузки при самостоятельных занятиях;
  • особенности воздействия упражнений циклического и ациклического характера на организм человека;
  • физиологические механизмы утомления и восстановления;
  • правила и методику составления комплексов гигиенической гимнастики и общеразвивающих упражнений;
  • направленность профессионально-прикладной физической подготовки врача (хирург, терапевт, стоматолог, работники сидячих профессий и др.).

Студент должен уметь:

  • использовать средства физической культуры при развитии силы отдельных мышечных групп, гибкости, ловкости, воспитания выносливости;
  • дозировать нагрузку при оздоровительных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
  • ценивать объем и интенсивность физической нагрузки для лиц разного возраста и состояния здоровья;
  • определять режимы двигательной активности для укрепления сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательной систем;
  • пользоваться врачебно-педагогическими тестами для определения работоспособности организма;
  • составить комплексы упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, осанка).

Студент должен иметь навыки:

  • основных элементов техники легкой атлетики, спортивных игр, гимнастики и комплексов нормативов по общефизической подготовке, в том числе по профессионально-прикладной физической подготовке или одному из видов спорта, методики проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
p2.jpeg