Воспитательная и идеологическая работа на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии выполняется в соответствии с программой воспитательной работы университета и планом кафедры. Целью работы является воспитание социально-компетентной, высокопрофессиональной, творческой личности.
На протяжении многих лет кафедра курирует студентов 3-го курса лечебного факультета. Деятельность кураторов регулируется нормативными правовыми актами Республики Беларусь в области государственной молодежной политики: Указы Президента Республики Беларусь; «Кодекс Республики Беларусь об образовании»; «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» ; «Государственная программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 год»; приказ Министерства образования «Об организации работы по профилактике табакокурения в учреждениях образования Республики Беларусь»; Методические рекомендации Министерства образования; локальные нормативные документы БГМУ ; информационные материалы, размещённые на сайте Отдела воспитательной работы с молодёжью БГМУ.
Основные направления работы:
- Идеологическое воспитание. Формирование знания основ идеологии белорусского государства. Формирование нравственно зрелой, политически грамотной личности, способной на адекватное отношение к происходящему в мире и стране событиям.
- Духовно-нравственное воспитание. Формирование нравственной культуры, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям.
- Трудовое и профессиональное воспитание. Формирование профессионально-трудовых компетенций, готовности к осознанному профессиональному выбору.
- Семейное и гендерное воспитание. Формирование ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей. Формирование осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе.
- Воспитание культуры здорового образа жизни. Формирование навыков здорового образа жизни и знаний о здоровье как ценности.
- Воспитание психологической культуры. Формирование знаний о развитии и саморазвитии личности.
- Эстетическое воспитание. Формирование эстетического вкуса и чувства прекрасного.
- Поликультурное воспитание. Формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий.
Мероприятия, проводимые кафедрой в 2024-2025 учебном году
Никто не забыт, ничто не забыто…
Великая Отечественная Война стала тяжёлым испытанием для советского народа. На фронт были отправлены самые опытные медицинские работники, которых не хватало из-за большого количества тяжелораненых солдат. Правительство приняло решение отправлять на фронт резерв. Под звуки разрывающихся бомб врачи спасали тысячи жизней.
В 1942 году ситуация стабилизировалась: наладились методы распределения и доставки раненых, улучшились хирургические методы лечения. Большую роль в скором возвращении военнослужащих в строй сыграли госпитали, организованные в СССР глубоко в тылу. Туда с фронта немедленно отправлялись раненые, которым оказывалась квалифицированная медицинская помощь.
Ещё с начала 1941 года благодаря стараниям великого русского учёного Н.Н. Бурденко во всех медицинских учебных заведениях стали преподавать основы военно-полевой хирургии. Врачи изучали технику гипсования, первичной обработки ран, переливания крови. К маю 1941 года было выпущено пособие «Сборник положений об учреждениях санитарной службы военного времени».
За годы Великой Отечественной войны на фронте трудилось 700 тысяч медицинских работников. Погибшими или пропавшими без вести считались 85 тысяч человек, из них 5 тысяч врачей, 9 тысяч персонала среднего звена, 71 тысяча медсестёр и санинструкторов. На войне смертность среди врачей стояла на втором месте после солдат стрелковых подразделений. На поле боя продолжительность жизни медика составляла не более 40 секунд. Железная воля и вера в победу позволяли им работать в тяжелейших условиях и спасать людей. Около 70% раненых солдат и офицеров, это около 17 миллионов человек, вернулись в строй благодаря самоотверженному труду медицинских работников.
Более 116 тысяч военных врачей было награждено орденами и медалями, из них 47 стали Героями Советского Союза, 17 представителей были женщинами.
10 апреля ярким примером бережного отношения к памяти героев войны-военных врачей стало выступление заведующего кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Николая Бовтюка в рамках проведения дней лечебного факультета. Он рассказал о своем родственнике, враче-хирурге Александре Сильвестровиче Ромашко, выпускнике медицинского факультета Белорусского государственного университета 1937 года, начавшего службу в Красной Армии в том же году. С большим интересом студенты 3-го курса лечебного факультета и преподаватели кафедры познакомились с уникальной книгой, подаренной Александром Сильвестровичем Ромашко Николаю Бовтюку. Это редкий экземпляр «Топографической анатомии» Г.К. Корнинга, выпущенной в 1936 году издательством «Биомедгиз». Книга прошла с Александром Сильвестровичем через все военные годы и сейчас с любовью хранится в семье супругов, врача хирурга Николая Ярославовича Бовтюка и врача акушера-гинеколога Светланы Бовтюк (Ромашко).
Выступление Николая Бовтюка стало настоящим посланием для будущих врачей.
Татьяна Кидясова, старший преподаватель кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии (статистические данные-по материалам статьи Н.П.Гончеровой и др. «Военные врачи и их роль в Великой Победе»). Фото из личного архива Н.Я.Бовтюка. Фотографии военных лет-из средств массовой информации
Мы вместе навсегда: к 85-летию воссоединения Западной Беларуси и БССР
Для каждого, кто любит и верит в Беларусь, дата 17 сентября является особенной. Уникальное событие в истории — воссоединение некогда разъединённого государства, ставшего одним целым.85 лет назад произошло воссоединение белорусского народа в результате польского похода Красной Армии, начавшегося 17 сентября 1939 года. С тех пор мы едины территориально и духовно.
После краха Российской империи в условиях Первой мировой войны в Беларуси вёлся активный поиск модели государственности. Территория Беларуси была разделена между двумя государствами в результате польско-советской войны 1919-1920 годов. Рижский договор 1921 года был антибелорусским. Свыше 110 тыс. кв. км белорусских территорий оказались у Польши. В составе польского государства оказались территория Новогрудского, большая часть Полесского воеводств, восемь восточных уездов Белостокского воеводства. Позже к ним добавилось Виленское воеводство, образованное после присоединения к Польше в марте 1922 года Ошмянского, Браславского, Воложинского, Вилейского, Виленско-Трокского, Дисненского, Молодечненского, Поставского, Свенцянского уездов. Площадь этого региона, в котором проживало преимущественно белорусское население, составляла около 113 тыс. кв.км. Неофициально эти земли именовались «Западная Беларусь», однако польские власти использовали название «крэсы всходне». В восточной части была создана Белорусская Советская Социалистическая Республика, вошедшая в состав СССР.
Насильственно население Западной Беларуси подвергалось полонизации. В государственных учреждениях польские власти запрещали использовать белорусский язык, закрывали белорусские школы. До оккупации в регионе существовало 400 белорусских школ, однако в 1934 году их осталось всего 16, а в 1939-м — уже ни одной. Как результат — неграмотность почти 35% населения. Жестко преследовалась и белорусская пресса. В 1932 году легально издавались лишь 8 белорусских газет и журналов из 23.
Весьма показательными являются слова Бронисла́ва Перацкого – министра внутренних дел с 1931 по 1934 год. На вопрос американской журналистки о карательных акциях в Западной Беларуси и Украине он прямо заявил: «Дайте нам ещё десять лет, и вы с фонарём среди бела дня не найдете ни одного украинца и ни одного белоруса».
В 1934 году в Берёзе-Картузской появился концентрационный лагерь. Здесь в нечеловеческих условиях подвергались пыткам тысячи людей, пытавшихся противостоять полонизации.
В условиях ведущейся против нас полномасштабной «гибридной» войны наша страна самоотверженно отстаивает историческую память и правду. Мы никогда не будем равнодушными к попыткам оправдать кровавые рейды боевиков и убийства мирных жителей, осквернить память наших соотечественников.
Указом Президента Беларуси № 206 от 7 июня 2021 года в нашей стране был учреждён государственный праздник День народного единства.
Строительство подлинно социально-ориентированного государства возможно только в консолидированном обществе. Это осознаёт и молодёжь нашей страны, представители которой каждый год собираются 17 сентября на различных диалоговых площадках и форумах. Одной из таких площадок стала городская Ратуша г.Минска, где 19 сентября прошёл Единый день информирования, посвящённый 85-летию воссоединения Западной Беларуси и БССР. Вместе с приглашёнными экспертами молодёжь обсудила важность сохранения единства общества и государства. Преподаватель-стажёр кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии БГМУ Ян Острожинский активно принял участие в этом важном мероприятии.
Для белорусов День народного единства – символ солидарности, патриотизма и силы нации.
Татьяна Кидясова, старший преподаватель кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии (по материалам Пресс-центра Академии управления при Президенте Республики Беларусь). Фото из личного архива Я.Острожинского и средств массовой информации.
Мероприятия, проводимые кафедрой в 2023-2024 учебном году
Нет наркотикам
Генеральная Ассамблея ООН в 1987 г. провозгласила 1 марта Международным днем борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, определив тем самым всю важность проблемы и проявив свою решимость расширять международное сотрудничество для достижения цели – мирового сообщества, свободного от наркомании. Сегодня наркомания поразила все страны мира, число употребляющих наркотики превышает 200 млн. человек. По самым приблизительным оценкам специалистов, от 3 до 4 процентов жителей планеты употребляют наркотики.В Республике Беларусь под наблюдением врачей психиатров-наркологов в настоящее время находится более 15 тысяч пациентов, которые употребляют наркотические средства, из них 27,1% составляют лица от 19 до 25 лет.
Противостоять наркомании можно, обозначив приоритетность здорового образа жизни: занятия спортом, чтением книг, позитивным общением со сверстниками, родителями, педагогами.
Зачастую конфликты в семье и в коллективе сверстников приводят к тому, что молодёжь находит утешение в употреблении наркотиков. Преподавателям учебных заведений необходимо проявлять мудрость, создавать доверительные отношения со студентами, чтобы они чувствовали себя защищёнными.
В рамках Международного дня борьбы с наркоманией преподаватели кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии провели кураторские часы со студентами 3-го и 4-го курсов лечебного факультета.
З0-летие Конституции Республики Беларусь
15 марта ежегодно отмечается государственный праздник — День Конституции Республики Беларусь. К 30-летию со дня принятия Конституции Республики Беларусь библиотекой БГМУ была организована выставка по теме конституционного права, которую посетили преподаватели кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии со своими курируемыми группами -студентами 3-го и 4-го курсов лечебного факультета.Сотрудники библиотеки делились со студентами информацией о содержании Конституции Республики Беларусь, принятых на республиканских референдумах дополнениях и изменениях. Такие встречи направлены на политическое просвещение, укрепление гражданской осознанности и активности молодежи.
Конституцию Республики Беларусь впервые приняли 15 марта 1994 года. Тогда же страна получила статус унитарного демократического социального правового государства. Конституция 1994 года действует с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года и 27 февраля 2022 года.
Масленица идёт!
Масленица-один из древнейших славянских праздников «проводов зимы». В народном календаре восточных славян - это граница зимы и весны. Считалось обязательным катание со снежных горок. Чем дальше проедет на санках молодая хозяйка, тем выше вырастет лён у нее в хозяйстве. Такие народные масленичные забавы, как "подушки трясти" и "перетаскивание колоды", до сих пор радуют нас своей самобытностью. Масленица предшествует Великому посту. В масленичную неделю принято веселиться, есть много молочных и сладких блюд, угощать блинами родственников и друзей. Хозяйки пекут блины из ржаной, овсяной, ячневой и гречневой муки. Блин символизирует свет и тепло, и считается, что люди, которые кушают блины, получают солнечную живительную энергию. Заканчивается Масленица Прощённым воскресеньем. По традиции в этот день принято просить прощения друг у друга. Считалось, что в этот день нужно сесть за стол семь раз, так как Великий пост длится семь недель.Провожая зиму, сжигали чучело Масленицы и рассеивали пепел по полям для лучшей урожайности.
Студенты 3-го курса лечебного факультета с удовольствием пробовали масленичные блины и участвовали в народном гулянье в деревне Станьково Дзержинского района Минской области.
Мы выбираем здоровье
В современном мире побуждающим фактором заняться своим здоровьем чаще всего является болезнь либо иные экстремальные жизненные обстоятельства. В обществе снижается продолжительность жизни, растут цифры заболеваемости и смертности. Всё это свидетельствует о том, что есть потребность в формировании престижа здорового образа жизни, особенно в молодёжных коллективах. Молодость считается самой счастливой, полной жизненных сил и энергии порой, а также очень благоприятным временем для формирования привычек. 
Культура здоровья берёт своё начало из культуры общества. Используя опыт и знания социума, молодёжь осознанно может формировать такой образ жизни, который принесёт максимум пользы.
Взаимное уважение и ценностное отношение к человеку являются личным примером преподавателей кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии для студентов 3-го и 4-го курсов лечебного, педиатрического факультетов, студентов военно-медицинского института. Доверительные отношения со студентами служат основой для формирования навыков здорового образа жизни, которые включают в себя не только двигательную активность и спорт, но и культуру общения, основанную на доброте и взаимопомощи, культуру выбора спутника жизни для планирования семьи, формирование здоровых привычек( отказ от негативных эмоций через дружественное общение, отказ от интоксикаций различной природы-табака, алкоголя, наркотиков).
Всё вышесказанное является темами кураторских часов, проводимых на кафедре.
Татьяна Кидясова, старший преподаватель кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии.
81-я годовщина Хатынской трагедии

Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полет,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споет,
Помните!
Р. Рождественский
Целенаправленная политика геноцида по отношению к белорусскому народу проводилась нацистами на протяжении всего периода оккупации. Одним из проявлений этой политики было уничтожение мирных граждан во время так называемых усмирительных акций-карательных экспедиций.
Мирная деревушка Хатынь Логойского района Минской области насчитывала 26 дворов. Ранним утром 22 марта 1943 года Хатынь была окружена отрядами карателей. Всех жителей согнали в большой амбар, заперли и подожгли. Погибло 149 человек, из них 75 детей. Выжило всего шесть человек, один взрослый и пятеро детей.
На основании решения, принятого ЦК КПБ, в 1967 году коллектив архитекторов в составе Ю. Градова, В. Занковича, Л. Левина и скульптора С. Селиханова приступил к созданию мемориального комплекса, чтобы увековечить память о сожжённых белорусских деревнях. 5 июля 1969 г. был открыт Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» на месте сожжённой деревни.
Для белорусского народа Великая Отечественная война – это душевная рана, непреходящая скорбь. Миллионы погибших, многие из них так и не успели создать семьи, не стали счастливыми родителями. Память и благодарность нашим землякам за мирное небо должны вечно жить в наших сердцах.
Студенты 3-го курса лечебного факультета вместе с преподавателями кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии 22 марта почтили память жертв Хатынской трагедии минутой молчания.
Татьяна Кидясова, старший преподаватель кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии.