Научная школа фармакологии Белорусского государственного медицинского университета: сто лет национального служения
Становление и развитие общества и государства опирается не только на всемирные, но и национальные достижения его лучших представителей в области культуры, науки, производства, общественной деятельности – основу духовного и интеллектуального прогресса. В этой связи трудно переоценить значение исторических знаний, историю научных свершений, создающих фундамент социально-экономического развития общества.
В сфере естественно-медицинских наук фармакология занимает особое место: она создает важнейший социально значимый продукт – лекарственные средства, и как образовательная дисциплина является одной из базовых в подготовке врачей. Развитие фармакологии, включая освещение главных вех и этапов ее национальной истории, является одним из условий прогресса в области медицинской науки, клинической медицины и фармации.
Настоящий раздел освещает основные вехи зарождения и развития научной школы фармакологии в Белорусском государственном медицинском университете, ее роли в становлении белорусской фармакологии в целом, ее наиболее значимые фундаментальные и прикладные научные достижения.
В 1919 г. в Минске открывается Белорусский государственный университет с медицинским факультетом в его составе, на котором в июле 1922 г., одной из первых, создается кафедра фармакологии под руководством профессора А.П. Бестужева, заложившего фундамент преподавания этой учебной дисциплины и зарождения экспериментальной фармакологии как науки в Беларуси. К началу 1930-х гг. кафедрой опубликовано 20 научных работ, издан «Терапевтический справочник», составлен гербарий лекарственных растений и большая учебно-демонстрационная коллекция лекарств.
Профессор, заведующий кафедрой фармакологии с 14.07.1922 г.
Выпускник Саратовского университета.
Интенсивное развитие кафедры фармакологии под руководством профессора В.А. Анищенко начинается с открытием Белорусского медицинского института (1930 г.) на базе медицинского факультета БГУ. Главное внимание на этом этапе уделялось вопросам преподавания фармакологии будущим врачам и провизорам, а с середины 1930-х гг. и развитию научных исследований в области военно-медицинской фармакологии и токсикологии, лекарственных взаимодействий, фитофармакологии, подготовке кадров высшей квалификации, выстраиванию системы профессионального взаимодействия с фармацевтическими заводами и учреждениями здравоохранения, другими медицинскими вузами.
Профессор, заведующий кафедрой фармакологии (1931–1941 гг.), одновременно – первый декан лечебно-профилактического факультета,
заместитель директора института по научной работе (1936).
Выпускник Саратовского университета.
Военный (годы эвакуации) и ранний послевоенный (1946-1951 гг.) периоды связаны с восстановлением работы кафедры под руководством доцента В.В. Коробко – ученика профессора А.П. Бестужева.
Кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой 1943-1953 гг.
Выпускник Казанского университета.
В дальнейшем развитие школы фармакологии связано с деятельностью выдающегося ученого и педагога профессора К.С. Шадурского – заведующего кафедрой фармакологии МГМИ в период 1952-1963 гг., заложившего в Беларуси фармакохимическое направление экспериментальных исследований, нацеленное на изыскание оригинальных лекарственных средств.
Доктор медицинских наук, профессор, заведовал кафедрой с 1952 по 1963 г., с 1963 по 1973 г. возглавлял отдел радиационной фармакологии НИИ медицинской радиологии АМН СССР, г. Обнинск.
Научная деятельность профессора К.С. Шадурского – представителя авторитетной сибирской школы фармакологов профессора Н.В. Вершинина (действ. члена АМН СССР, лауреата Сталинской премии) была посвящена фармакологическим изысканиям в различных классах химических соединений (ФОС, карбаматов, нитритов, производных индола, гамма-карболина, карбазола, бензофурана и ряда других) в тесной кооперации со многими центрами синтетической химии СССР. В итоге этих широко проводимых работ были выявлены гипотензивные, антигистаминные, антиангинальные. антипаркинсонические, утеротонические, радиозащитные и иные соединения, ставшие основой для изыскания и внедрения новых лекарственных средств.
На базе этих исследований, в которые были вовлечены десятки исследователей разного профиля по всему Союзу, проводилась и интенсивная подготовка кадров – выпущено более 100 кандидатов и докторов наук. Ученики профессора К.С.Шадурского – И.В. Комиссаров, В.Н. Саляев, М.И. Кораблев, И.А. Франков, К.А. Вятчанников, А.А. Столярчук, С.Ю. Буслович, Н.А. Реут, А.В. Миклевич, А.С. Захаревский, Б.Б. Кузьмицкий, В.И. Талапин, Б.В. Дубовик, М.К. Кевра – возглавили многие профильные кафедры и научные коллективы в СССР, в том числе в Минске, Витебске, Гродно, Ярославле, Обнинске, Смоленске, Донецке, Виннице; создали собственные направления и научные школы, получившие широкое признание.
С 1963 по 1996 гг. кафедра интенсивно продолжала работать под руководством доцента Н.А. Реута (1963-1976 гг.), затем профессоров Б.В. Кузьмицкого (1976-1982 гг.) и А.С. Захаревского (1983-1995 гг.). В этот период были продолжены изыскания в направлениях, заложенных ранее, и сформированы новые – фармакология и токсикология синтетических стероидов, простагландинов, холинолитиков, антигипоксантов, миорелаксантов, противоаритмических средств. Продолжалась и интенсивная подготовка специалистов высшей квалификации: выпущено свыше 40 кандидатов и докторов медицинских наук. Разработаны и внедрены новые лекарственные средства: димедрохин, мерабоин, дейтифугин, сормантол, дитолоний и другие.
Кандидат медицинских наук, доцент, заведовал кафедрой фармакологии МГМИ в 1963-1976 г.
Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой фармакологии (1976-1982 г.).
Доктор медицинских наук, профессор,
в течение ряда лет руководитель ЦНИЛ МГМИ и лаборатории фармакологии в его составе, а затем кафедры фармакологии в 1983-1995 г.
Следующий этап развития кафедры связан с именем профессора Б.В. Дубовика, лауреата Государственной премии СССР, заведующего кафедрой фармакологии в период 1996-2006 гг., который ранее (1966-1996 гг.) работал в области радиационной фармакологии (г. Обнинск, РФ) и внес весомый вклад в разработку ряда теоретических и практических вопросов в этой области знаний, в частности, открытие механизма развития ранней преходящей недееспособности (РПН, ETY) при высокоинтенсивных лучевых поражениях и создание на этой основе средств ее профилактики и сохранения дееспособности (церебральных радиопротекторов) а также других препаратов военно-медицинского назначения, принятых на табельное снабжение МО РФ.
Доктор медицинских наук, профессор,
Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой фармакологии в 1996-2006 гг., с 2006 г. – профессор кафедры.
С конца 1990-х гг. научная работа кафедры фармакологии была развернута в направлении творческой кооперации с рядом научных центров Беларуси и фармацевтической промышленностью, в результате чего проводились интенсивные разработки ряда оригинальных лекарственных средств на базе местного растительного сырья, синтетических аминокислот и пептидов, новых органических и неорганических соединений. В частности, совместно с ГНУ «Институт физико-органической химии» НАН и фармпредприятиями Беларуси были созданы средства коррекции иммунологического дефицита, лечения заболеваний нервной, сердечно-сосудистой, костно-суставной системы, включая гроцепрол, эхингин, фитонсол, тримунал, селенобел, нейрамин, тетракард, инокардин, валикар, гриппомикс и другие (2000-2012 гг.). Интенсивно продолжалась и подготовка научных и преподавательских кадров.
В текущий период кафедра фармакологи БГМУ развивает научные исследования в области изыскания средств коррекции воспалительных и нейродегенеративных процессов, тревожных и депрессивных расстройств, тканевого ремоделирования, оксидантного стресса; выявления синергических комбинаций лекарственных средств, поиска новых подходов в решении фундаментальных и методологических проблем фармакологии. Отдельные направления работы кафедры освещены в тематических разделах.
Со времени своего становления школа фармакологии Белорусского государственного медицинского университета внесла значимый вклад в социально-экономическое развитие страны в сфере подготовки врачебных, фармацевтических и научных кадров, а также плодотворной кооперации с научными центрами и отечественной фармацевтической промышленностью.