Учебно-методическая работа кафедры организации фармации

План проведения открытых занятий 2024

В настоящее время подготовлены учебно-методические и электронные учебно-методические комплексы по 8 дисциплинам: биофармацевтической этике, истории фармации, фармацевтической ботанике, организации и экономике фармации, фармакогнозии, медицинскому и фармацевтическому товароведению, менеджменту в фармации, фармацевтической помощи; разработаны программы и методические указания к пропедевтической, ботанической, фармакогностической и производственной организационно-управленческой практике.

Разработаны УМК и ЭУМК на английском языке по истории фармации, фармацевтической ботанике, фармакогнозии, организации и экономике фармации, пропедевтической практике. Подготовлены методические материалы и все программы на английском языке. Организовано проведение всех видов практик. На повышении квалификации подготовлен банд данных «Библиотека провизора» и тестовые задания для входного и выходного контроля знаний слушателей.

Разработаны учебные программы обучения на второй ступени высшего образования (магистратуры) по фармацевтической специальности двух профилизаций.

Внедрена рейтинговая система оценки знаний студентов, которая используется при выставлении оценки в зачетную книжку студента.

Сотрудниками кафедры заложена коллекция гербарных образцов лекарственных растений (более 600 экземпляров), имеется около 100 макропрепаратов, набор фиксированного спиртового материала для занятий по морфологии растений, коллекция микропрепаратов для занятий по анатомии растений, 52 таблицы, более 100 презентаций лекций, обновлены два кафедральных стенда. Собран банк лекарственного растительного сырья (около 200 видов сырья).

Разработаны и внедрены:

  • мультимедийные презентации лекций во всем учебным дисциплинам, закрепленных за кафедрой;
  • учебные программы, методические указания к практическим занятиям по во всем учебным дисциплинам, закрепленных за кафедрой;
  • апробированы и внедрены в практику тестовые задания по во всем учебным дисциплинам, закрепленных за кафедрой;
  • мультимедийные презентации о музеях фармации и музеях-аптеках к занятиям по истории фармации.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется на каждом занятии. Применяется устный (фронтальный и индивидуальный) опрос, письменный опрос, тестовый контроль и другие формы. Проводится самостоятельная подготовка студентов к сдаче зачетного гербария по фармацевтической ботанике и фармакогнозии, по написанию реферативных работ по фармацевтической этике и истории фармации. Курсовые работы пишут по фармакогнозии и организации и экономике фармации.

Ботаническая и фармакогностическая практики для студентов 1 и 3 курсов фармацевтического факультета

Организована и проведена учебная ботаническая практика для студентов 1 курса и учебная фармакогностическая практика 3 курса фармацевтического факультета.

Учебная ботаническая практика складывается из следующих основных форм работы: экскурсий, камеральной обработки, самостоятельной работы студентов и отчетности. Полевая практика проводилась на территории города Минска, студенты познакомились с большим разнообразием представителей местной флоры, в том числе лекарственными растениями. Были организованы экскурсии в луговой фитоценоз, для знакомства с представителями лесного фитоценоза посетили Памятник природы республиканского значения «Дубрава». При посещении Цнянского водохранилища изучили растения болот и побережий водоемов, флора парка имени Павлова стал объектом для изучения рудеральных и синантропных растений.

0610_1.jpeg

Также благодаря доцентам Кабушевой И. Н. и Савчуку С.С. были организованы и проведены экскурсии в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси, где студенты смогли познакомиться с интродуцированных в Беларуси в условиях ботанического сада растениями, а также с оранжерейными и комнатными лекарственными растениями субтропической, тропической и пустынной флор.

0610_2.jpeg

За время практики студентами было заготовливается около 100 гербарных образцов и лекарственное растительное сырье для обеспечения учебного процесса на занятиях по фармацевтической ботанике и фармакогнозии.

0610_3.jpeg
p4.jpegp5.jpeg

Фармакогностическая практика включала в себя заготовку лекарственного растительного сырья флоры РБ, а также культивируемых растений на территории КУП Минская овощная фабрика, Центрального ботанического сада НАН Беларуси. Студенты знакомились с лекарственными средствами и БАДами, представленными в аптеках города Минска, изучали их особенности применения, хранения и реализацию из аптек. Группа студентов прошла практику по фармакогнозии на базе питомника Санкт-Петербургской Государственной Химико-фармацевтической академии, который расположен в поселке Лемболово Ленинградской области. Группа студентов имела возможность познакомиться с более 40 видами культивируемых лекарственных растений, а также с представителями лесного и прибрежно-водного фитоценоза.

0610_4.jpeg

С 2019 года данные виды практики проходят на учебно-полевом участке в д. Новое поле, где студенты самостоятельно учатся заготавливать растительное сырье, подвергать его первичной обработке и сушке. Участвуют в опытно-полевых работах: посадке лекарственных растений, их прополке, сборе и закладке питомников (коллекционного и фармакопейного).

Организационно-управленческая практика проходит на базе аптечных организаций Республики Беларусь и в аптеках г. Белостока (Польша). Студенты знакомятся с учетной и отчетной документацией аптечной организацией, проводят фармацевтическую экспертизу рецептов, изучают ассортимент лекарственных средств, биологически активных добавок к пище, медицинские изделия и медицинскую технику, а также другие товары аптечного ассортимента. Продолжительность практики составляет 9 недель, что позволяет студентам в полной мере вникнуть в работу современных аптек.

Список учебно-методических изданий

  1. Мушкина, О. В. Дневник по учебной фармакогностической практике / О. В. Мушкина, Н. С. Гурина, Н. И. Грищенко. – Минск : БГМУ, 2020. – 56 с.
  2. Дневник по учебной ботанической практике. – Минск : БГМУ, 2020. – 48 с.
  3. Кузнецова, О. А. Фармацевтическая ботаника. Практикум для студентов фармацевтического факультета в двух частях. Часть 1 / О. А. Кузнецова, Н. С. Гурина, В. Э. Бутвиловский. – Минск : БГМУ 2020. – 86 с.
  4. Кузнецова, О. А. Фармацевтическая ботаника. Практикум для студентов фармацевтического факультета в двух частях. Часть 2 / О. А. Кузнецова, Н. С. Гурина, В. Э. Бутвиловский. – Минск : БГМУ 2020. – 66 с
  5. Кузнецова, О. А. Pharmaceutical botany. Workshop for students of pharmaceutical faculty in two parts. Part 1 / О. А. Кузнецова, Н. С. Гурина, В. Э. Бутвиловский. – Минск : БГМУ 2020. – 66 с
  6. Кузнецова, О. А. Pharmaceutical botany. Workshop for students of pharmaceutical faculty in two parts. Part 2 / О. А. Кузнецова, Н. С. Гурина, В. Э. Бутвиловский. – Минск : БГМУ 2020. – 40 с.
  7. Коноплева, М. М. Фармакогнозия. Практикум для студентов фармацевтического факультета / М. М Коноплева, Н. С. Гурина, О. В.Мушкина. – Минск : БГМУ, 2020. – 152.
  8. Мушкина, О. В. Фармакогнозия. Практикум для студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения / О. В. Мушкина, Н. С. Гурина. – Минск : БГМУ, 2019. – 84 с.
  9. Учебная фармацевтическая пропедевтическая практика=Pharmaceutical Propaedeutical Practical Training : методические рекомендации / О. В. Мушкина [и др.]. – Минск : БГМУ, 2019 – 24с.
  10. Лекарственные растения белорусской Фармакопеи / Н.С. Гурина [и др.]; под ред. Н.С. Гуриной. – Минск: «Профессиональные издания», 2020. – 235 с.
  11. Фармацевтический менеджмент : в 2 ч. / Н. С. Голяк [и др.] ; под ред. Н.С. Гуриной. – Минск : БГМУ, 2020. – Ч. 1. – 175 с.