Учебно-методическая работа кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии

Учебно-методическая работа является одним из главных разделов работы кафедры. Заместителем заведующего кафедрой по учебно-методической работе является старший преподаватель Качур С.Л.

umr_2.jpg

При планировании учебно-методической работы сотрудники кафедры руководствуются Примерными учебными программами для высших учебных заведений по специальностям: 1-79 01 01 Лечебное дело; 1-79 01 02 Педиатрия; 1-79 01 07 Стоматология, утвержденными в 2023 году. В соответствии с Примерными учебными программами на кафедре составлены рабочие учебные программы, которые ежегодно пересматриваются и в них вносятся дополнения и изменения.

Планирование работы и распределение нагрузки на кафедре ведется в соответствии с учебными планами и должностными обязанностями сотрудников.

Используются разработанные и утвержденные методические рекомендации с учетом примерных учебных программ для преподавателей по лучевой диагностике и лучевой терапии – для всех факультетов.

Текущий контроль учебно-методической работы осуществляется заведующим кафедрой и заместителем зав. кафедрой по учебно-методической работе, а также деканами и проректорами университета. Постоянно осуществляется контроль успеваемости и посещаемости студентами лекций и практических занятий. Вопросы успеваемости, рейтинговой оценки и академической дисциплины студентов обсуждаются на заседаниях кафедры в соответствии с планом работы кафедры с последующим информированием деканов.

Дисциплина «Лучевая диагностика и лучевая терапия» включает разделы:

  • лучевая терапия
  • радиология
  • рентгенология

Основными формами обучения являются:

  • лекции,
  • практические занятия,
  • систематический компьютерный контроль знаний (текущий и итоговый),
  • внеаудиторная самостоятельная работа студентов.

Основой образовательного процесса на кафедре является наглядность преподавания. Для решения этой задачи всеми преподавателями созданы и постоянно пополняются тематические комплекты учебных рентгенограмм, данных радиоизотопных исследований, УЗИ, КТ и МРТ исследований, дополненные клиническими показателями.

Впервые в РБ создана специализированная база данных для студентов стоматологического факультета, охватывающая практически все темы лучевой диагностики в стоматологии, которая так же предусматривает самостоятельную работу студентов с иллюстрациями по следующим темам:

  1. Методики рентгенологического исследования,  применяемые в стоматологии.
  2. Рентгенанатомия зубо-челюстной системы. Возрастные и функциональные варианты строения зубов и челюстей.
  3. Рентгенодиагностика травматических повреждений зубо-челюстного аппарата.
  4. Лучевая диагностика воспалительных заболеваний зубо-челюстного аппарата.
  5. Лучевая диагностика кист и опухолей челюстно-лицевой области.
  6. Лучевая диагностика заболеваний слюнных желез.

На практических занятиях используются подготовленные преподавателями учебно-методические материалы, такие как:

  • ситуационные задачи по лучевой диагностике костно-суставного аппарата, органов дыхания и др., для составления плана лучевой терапии;
  • протоколы учебного контрольного описания - рентгенограмм органов грудной клетки; костей и суставов;
  • учебные истории болезней пациентов, получающих лучевую терапию;
  • эскизы поперечных срезов туловища для расчета доз.
umr_5.jpg

Студенты знакомятся с работой рентгенодиагностических и рентгенотерапевтических кабинетов, радиоизотопной лаборатории, рентгенотерапевтического кабинета. Самостоятельно при участии преподавателя работают в учебных комнатах, знакомясь с результатами исследований, наборами учебных материалов, по которым дифференцируют норму и патологические изменения. При изучении основ лучевой терапии студенты разбирают с преподавателем учебные истории болезни и протоколы облучения, рассматривают задачи по определению показаний и выбора метода лучевой терапии.

Для текущего контроля знаний разработана база тестов. Материалы для подготовки к промежуточному контролю знаний выложены в ЭУМК.

Компьютерная программа также предусматривает отработку пропущенных практических занятий по всем темам лучевой диагностики и лучевой терапии. Для самостоятельной работы студентов введены в компьютерную программу рентгенограммы, данные УЗИ, КТ и др. по всем темам.

Внеаудиторная самостоятельная работа заключается в том, что студенты в процессе самостоятельной домашней подготовки к очередному занятию знакомятся с лекционным материалом, разделами из учебных руководств и пособий, готовят графические зарисовки рентгенологического изображения, отражающие понимание пространственного расположения различных органов и патологического субстрата.

В соответствие с рабочей учебной программой кафедрой проводится интеграция предмета по отдельным вопросам лучевой диагностики и лучевой терапии с другими кафедрами: физики, нормальной анатомии, фтизиатрии, хирургических и внутренних болезней, челюстно-лицевой хирургии, стоматологическими и др.

umr_1.jpg

Текущая аттестация по дисциплине «Лучевая диагностика и лучевая терапия» для студентов 3 курса лечебного, педиатрического факультетов проводится в форме дифференцированного зачета, для студентов стоматологического факультета в форме зачета.

vosp_300916.jpg

Подготовка клинических ординаторов

На кафедре ежегодно осуществляется двухгодичная (очная) и трехгодичная (очно-заочная) формы подготовки специалистов по лучевой диагностике через клиническую ординатуру.

Теоретический раздел включает цикл лекций по лучевой диагностике и проведение семинаров по основным разделам лучевой диагностики.

Практическая подготовка осуществляется на базах специализированных клиник и РНПЦ г. Минска. В процессе обучения клинические ординаторы осваивают традиционные и современные лучевые методы исследования (КТ, МРТ, ангиография и др.).