Учебно-методическая работа является одним из главных разделов работы кафедры. Заместителем заведующего кафедрой по учебно-методической работе является старший преподаватель Качур С.Л.
При планировании учебно-методической работы сотрудники кафедры руководствуются Примерными учебными программами для высших учебных заведений по специальностям: 1-79 01 01 Лечебное дело; 1-79 01 02 Педиатрия; 1-79 01 07 Стоматология, утвержденными в 2023 году. В соответствии с Примерными учебными программами на кафедре составлены рабочие учебные программы, которые ежегодно пересматриваются и в них вносятся дополнения и изменения.
Планирование работы и распределение нагрузки на кафедре ведется в соответствии с учебными планами и должностными обязанностями сотрудников.
Используются разработанные и утвержденные методические рекомендации с учетом примерных учебных программ для преподавателей по лучевой диагностике и лучевой терапии – для всех факультетов.
Текущий контроль учебно-методической работы осуществляется заведующим кафедрой и заместителем зав. кафедрой по учебно-методической работе, а также деканами и проректорами университета. Постоянно осуществляется контроль успеваемости и посещаемости студентами лекций и практических занятий. Вопросы успеваемости, рейтинговой оценки и академической дисциплины студентов обсуждаются на заседаниях кафедры в соответствии с планом работы кафедры с последующим информированием деканов.
Дисциплина «Лучевая диагностика и лучевая терапия» включает разделы:
- лучевая терапия
- радиология
- рентгенология
Основными формами обучения являются:
- лекции,
- практические занятия,
- систематический компьютерный контроль знаний (текущий и итоговый),
- внеаудиторная самостоятельная работа студентов.
Основой образовательного процесса на кафедре является наглядность преподавания. Для решения этой задачи всеми преподавателями созданы и постоянно пополняются тематические комплекты учебных рентгенограмм, данных радиоизотопных исследований, УЗИ, КТ и МРТ исследований, дополненные клиническими показателями.
Впервые в РБ создана специализированная база данных для студентов стоматологического факультета, охватывающая практически все темы лучевой диагностики в стоматологии, которая так же предусматривает самостоятельную работу студентов с иллюстрациями по следующим темам:
- Методики рентгенологического исследования, применяемые в стоматологии.
- Рентгенанатомия зубо-челюстной системы. Возрастные и функциональные варианты строения зубов и челюстей.
- Рентгенодиагностика травматических повреждений зубо-челюстного аппарата.
- Лучевая диагностика воспалительных заболеваний зубо-челюстного аппарата.
- Лучевая диагностика кист и опухолей челюстно-лицевой области.
- Лучевая диагностика заболеваний слюнных желез.
На практических занятиях используются подготовленные преподавателями учебно-методические материалы, такие как:
- ситуационные задачи по лучевой диагностике костно-суставного аппарата, органов дыхания и др., для составления плана лучевой терапии;
- протоколы учебного контрольного описания - рентгенограмм органов грудной клетки; костей и суставов;
- учебные истории болезней пациентов, получающих лучевую терапию;
- эскизы поперечных срезов туловища для расчета доз.
Студенты знакомятся с работой рентгенодиагностических и рентгенотерапевтических кабинетов, радиоизотопной лаборатории, рентгенотерапевтического кабинета. Самостоятельно при участии преподавателя работают в учебных комнатах, знакомясь с результатами исследований, наборами учебных материалов, по которым дифференцируют норму и патологические изменения. При изучении основ лучевой терапии студенты разбирают с преподавателем учебные истории болезни и протоколы облучения, рассматривают задачи по определению показаний и выбора метода лучевой терапии.
Для текущего контроля знаний разработана база тестов. Материалы для подготовки к промежуточному контролю знаний выложены в ЭУМК.
Компьютерная программа также предусматривает отработку пропущенных практических занятий по всем темам лучевой диагностики и лучевой терапии. Для самостоятельной работы студентов введены в компьютерную программу рентгенограммы, данные УЗИ, КТ и др. по всем темам.
Внеаудиторная самостоятельная работа заключается в том, что студенты в процессе самостоятельной домашней подготовки к очередному занятию знакомятся с лекционным материалом, разделами из учебных руководств и пособий, готовят графические зарисовки рентгенологического изображения, отражающие понимание пространственного расположения различных органов и патологического субстрата.
В соответствие с рабочей учебной программой кафедрой проводится интеграция предмета по отдельным вопросам лучевой диагностики и лучевой терапии с другими кафедрами: физики, нормальной анатомии, фтизиатрии, хирургических и внутренних болезней, челюстно-лицевой хирургии, стоматологическими и др.
Текущая аттестация по дисциплине «Лучевая диагностика и лучевая терапия» для студентов 3 курса лечебного, педиатрического факультетов проводится в форме дифференцированного зачета, для студентов стоматологического факультета в форме зачета.
Подготовка клинических ординаторов
На кафедре ежегодно осуществляется двухгодичная (очная) и трехгодичная (очно-заочная) формы подготовки специалистов по лучевой диагностике через клиническую ординатуру.
Теоретический раздел включает цикл лекций по лучевой диагностике и проведение семинаров по основным разделам лучевой диагностики.
Практическая подготовка осуществляется на базах специализированных клиник и РНПЦ г. Минска. В процессе обучения клинические ординаторы осваивают традиционные и современные лучевые методы исследования (КТ, МРТ, ангиография и др.).