Учебно-методическая работа кафедры биологии

Учебная работа на кафедре ведется по двум направлениям: обучение студентов и обучение слушателей подготовительного отделения факультета профориентации и довузовской подготовки.

Преподаваемые дисциплины:

  • Медицинская биология и общая генетика» - для студентов 1-го курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов; медицинского факультета иностранных студентов; военно-медицинского института;
  • «Биология» - для студентов 1-го курса фармацевтического факультета;
  • «Биология» - для слушателей подготовительного отделения факультета профориентации и довузовской подготовки, являющихся гражданами Республики Беларусь, а также для слушателей – иностранных граждан.
u2.jpg

Обучение проводится в форме лекций и лабораторных занятий, с применением элементов самостоятельной управляемой работы учащихся (тестовый самоконтроль, тематические доклады и рефераты).

Используются традиционные (методические рекомендации, пособия, сборники тестов и ситуационных задач) и современные учебно-информационные ресурсы (ЭУМК, компьютерные презентации лекций, компьютерные тесты, интерактивные ресурсы в Internet и локальной сети БГМУ).

В процессе обучения осуществляются все виды контроля знаний: текущий, промежуточный и итоговый.

Для контроля используются различные методы:

устный опрос - фронтальный и индивидуальный, письменный опрос - решение задач, выполнение тестовых заданий, компьютерное тестирование.

Методическая работа направлена на повышение эффективности учебного процесса и постоянное совершенствование педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава кафедры.

По всем преподаваемым дисциплинам в соответствии с направлениями учебной деятельности кафедры созданы оригинальные учебно-методические комплексы, включающие в себя учебные пособия, практикумы, методические разработки.

Наиболее значимые учебные издания:

  • учебник «Медицинская биология и общая генетика» для студентов медицинских ВУЗов;
  • «Сборник задач по общей и медицинской генетике»;
  • учебное пособие «Практические задания по медицинской биологии и общей генетике. В двух частях»;
  • учебное пособие «Основы биологии» для иностранных слушателей подготовительного отделения.
  • Не одно переиздание выдержала целая серия учебных пособий по биологии для абитуриентов и школьников, написанных преподавателями кафедры.
  • Ряд наших пособий издается не только в Беларуси, но и за рубежом (Россия, Украина).

Разработаны и внедрены компьютерные тесты для студентов всех факультетов по темам: «Молекулярная биология», «Общая и медицинская генетика», «Диагностика паразитологических микропрепаратов», «Общая и медицинская паразитология».

Составляющие учебно-методической деятельности кафедры.

  • Обучение студентов лечебного и медико-профилактического профиля. Проводится на протяжении 2-х семестров; включает в себя основные разделы «Молекулярная биология», «Общая генетика с основами медицинской генетики», «Паразитология», «Биология развития».
  • Обучение отечественных и иностранных студентов фармацевтического факультета (очная форма получения образования). Проводится на протяжении 1-го семестра в объёме 12 лекций и 14 лабораторных занятий. Обучение отечественных студентов фармацевтического факультета (заочная форма получения образования) предусматривает 1 лекцию и 4 лабораторных занятия за период осенней установочной и зимней лабораторно-экзаменационной сессий, а также выполнение контрольной работы.
  • Обучение отечественных и иностранных студентов стоматологического факультета проводится на протяжении 1-го семестра в объёме 5 лекций и 19 лабораторных занятий.
  • Обучение отечественных студентов педиатрического факультета проводится на протяжении 1-го семестра в объёме 4 лекций и 18 лабораторных занятий.
  • По специальностям «Лечебное дело», «Стоматология» и «Фармация» обучение иностранных студентов проводится как на русском, так и на английском языке. Кафедрой подготовлены учебно-методические комплексы для обучения иностранных студентов на английском языке.
  • Для студентов лечебного и медико-профилактического факультетов промежуточная аттестация проводится в соответствии с учебными планами по специальностям в форме зачета (1 семестр) и письменного экзамена (2 семестр). Для студентов фармацевтического, педиатрического и стоматологического факультетов - письменного экзамена (1-й семестр). Итоговая оценка формируется по накопительной системе, включающей среднегодовой балл успеваемости студента, результаты сдачи коллоквиумов и экзамена, с учетом рейтинга его научно-исследовательской активности на кафедре..
  • Подготовительные курсы по биологии для граждан иностранных государств в объёме 150 часов. Обучение ведётся на русском и английском языке. Начало занятий с сентября месяца для слушателей, изучающий русский язык как родной; с декабря месяца - для слушателей, изучающих русский язык как иностранный; далее - по мере формирования групп (состав группы 6-9 человек). Итоговая аттестация проводится в июне месяце.
  • Подготовительные курсы к сдаче ЦТ по биологии для граждан Республики Беларусь. Обучение проводится в дневной (396 часов в год) и вечерней форме (140 часов в год).
  • Заочные подготовительные курсы по биологии. Курсы ориентированы на иногородних учащихся и проводятся в виде консультаций учащихся 10-11 классов лицеев Минской области (Старые Дороги, Лапичи, Смолевичи, Борисов, Солигорск и др.). Преподаватели лицеев планируют определенные темы лекций (занятий) по согласованию их с кафедрой. Основная задача курса – изложить наиболее сложные вопросы, сформировать представление о необходимом объеме и уровне знаний для успешной сдачи ЦТ.
  • Дистанционные подготовительные курсы по биологии. Обучающая программа включает в себя 10 учебных модулей, охватывающих весь материал программы для поступающих в вузы. Каждый модуль содержит: лекционный материал (видеоролик); список рекомендуемой литературы; пробный тест с комментариями ошибок; контрольный тест. Контрольные тесты (работы) проверяются и рецензируются преподавателями кафедры. Один раз в месяц проводятся очные консультации, на которых анализируются типичные ошибки, допущенные при выполнении контрольных работ, рассматриваются наиболее сложные вопросы изучаемого материала и предлагаются другие задания для закрепления полученной информации.