Куклу надо спасать
Как врачи отрабатывают навыки на роботах-симуляторах
«Докажи, что знаешь, покажи, что умеешь!» — этот принцип лежит в основе симуляционного обучения с использованием тренажеров. Или по-другому — тренируйся на симуляторах сколько хочешь, но к человеку подходи со знанием дела. Некоторые больные при словах «интерн» или «молодой специалист» сжимаются от страха. Их воображение рисует новичка, которому нужен подопытный. Преподаватели БГМУ утверждают: теперь это исключено. Специализированные центры практической подготовки позволяют довести до автоматизма любой навык. На симуляторе. Чтобы не тренироваться на человеке, а сразу его лечить.
Лаборатория практического обучения БГМУ открыта год назад. Здесь проводят занятия по терапии, акушерству и гинекологии, анестезиологии и реаниматологии, хирургии, педиатрии для студентов 2—6-х курсов всех факультетов. Пройдемся по аудиториям и подсмотрим необычный процесс.
Вообще, первые куклы-симуляторы появились в XVIII веке. Те, кто лечит нас сегодня, тоже практиковались на манекенах. Примитивных. Сегодня студенты медвуза работают с современными симуляторами и настоящим медицинским оборудованием. Прорабатывают не просто отдельные действия, а целые клинические сценарии. Программа сама выставляет оценку.
Заведующая лабораторией практического обучения Наталья Мирончик знакомит поближе с компьютеризированными пациентами Семеном и Анной. Они безмолвно лежат на кушетках, но как только преподаватель задает программу симптомов, фантомы оживают.
— По заданному сюжету у этого «парня» распространенная история, — рассказывает Наталья Васильевна, указывая на застонавший симулятор.
— Потерял сознание, упал. У «больного» отмечается нарушение сердечного ритма. — Прислушиваемся. Действительно, сердце «пациента» играет на разные лады.
— Можно пощупать живот, заглянуть ему в рот, прослушать дыхание. Взгляните — у него может изменяться размер зрачка. В этой ситуации можно снимать электрокардиограмму, делать дефибрилляцию и инъекции — все, как если бы нужно было спасать человека. Симуляционные технологии повышают качество, эффективность и безопасность оказываемой населению медицинской помощи. Экономят средства, затраченные на обучение специалистов, за счет сокращения времени на подготовку. Уменьшается число врачебных ошибок. Навыки отрабатываются без вреда для пациента, и выставляется объективная оценка достигнутого уровня профессиональной подготовки каждого специалиста.
Сосуды фантома заполняются жидкостью, имитирующей кровь. Студент прокалывает вену шприцем и забирает важную биологическую жидкость на анализ. Звуковой контроллер подает сигнал, что манипуляция выполнена верно.
Тем временем субординаторы-хирурги учатся накладывать швы. Дотрагиваемся до макета руки — «кожа» гладкая, как шелк. На столе лежат инструменты и шовный материал. Можно латать рану. Студенты работают при специальном освещении. Компьютер оценивает правильность наложения шва и глубину прокола.
Студент 6-го курса Игорь Игнатик тренируется в наложении петли на основание аппендикса в условиях лапароскопической хирургии и эндоскопии.
— Такие приспособления, конечно, ориентируют в том, чем мы будем заниматься в дальнейшем, и точно передают реальные условия,
— не отрываясь от дела, поясняет Игорь.
— Рассказывают и показывают опытные преподаватели, поэтому навыки приобретаем быстро.
Врач-хирург, ассистент первой кафедры хирургических болезней Олег Куделич поясняет, в чем преимущества симуляционного обучения:
— Допуск стажера к больному достаточно ограничен. А фантомное оборудование помогает натренировать манипуляции, которые мы могли выполнять только в больнице. Это достаточно серьезный шаг в развитии обучения. Задача в том, чтобы довести все этапы операции до автоматизма. Как долго студент овладевает навыком, зависит от его старания и трудолюбия. Есть талантливые, у которых с первого раза получается. Уже весь мир давно этим пользуется. Ребята, которые занимались первыми на тренажерах, сейчас проходят интернатуру. Молодцы, работают.
А что же происходит у будущих педиатров? Они столпились над «недоношенным». Ассистент первой кафедры детских болезней Алексей Сапотницкий задает с планшета сценарий симулятору ребенка. Родился в 32 недели. Первый крик не издает. Губы заливает синева. У голыша-малыша асфиксия — нужна реанимация.
— Сначала обеспечиваем проходимость дыхательный путей, — ставит задачи автор сюжета. — Не помогает. Тогда идем на интубацию.
Показатели основных параметров жизнедеятельности — частота дыхания и сердечных сокращений, уровень углекислого газа — на мониторе. Их изменения позволяют отследить правильность действий. Синева сходит с губ фантомного новорожденного. Он плачет, как здоровый младенец.
— Наша страна на третьем месте в мире по показателям младенческой смертности, — замечает врач-неонатолог Сапотницкий. Во многом благодаря современному оборудованию и верно выбранным подходам в обучении. Мы вполне можем организовать междисциплинарное взаимодействие. Например, акушеры-гинекологи принимают новорожденного и передают его нам для интенсивной терапии.
Идем на симуляционные роды. Доцент кафедры акушерства и гинекологии Виталий Дуда открывает чрево Ноэль. В нем — миниатюрный плод, готовый к выходу. Врач демонстрирует, как сложен этот робот. Специальные крепления позволяют сымитировать тазовое и головное предлежание плода и его движение по родовым путям. Плацента и пуповина прилагаются. Все должно соответствовать реальности. Разница только в том, что роды тренажера можно затормозить, исправить ошибку. В жизни все иначе. К ее непредсказуемости и готовят здесь будущего доктора.
Студентка Анна Свирская на таком занятии впервые. Поражается, насколько все правдоподобно. Ведь она уже наблюдала появление малыша в родильном зале.
За первый учебный год обучение на современных манекенах прошли 162 группы. А это более 1300 студентов-субординаторов. Сейчас это уже врачи-интерны, которые закрепляют свои навыки в клиниках.
— Использование симуляторов высокого уровня реалистичности целесообразно для подготовки как студентов старших курсов, интернов, клинических ординаторов, так и для повышения квалификации врачей-специалистов, — считает заведующая лабораторией Наталья Мирончик. — Студенты не только отрабатывают конкретные навыки, но и познают диагностические нюансы, постигают работу в команде, развивают лидерские качества, совершенствуют креативность, обучаются действиям в нестандартных ситуациях, развивают клиническое мышление.
Анкетирование субординаторов показало, что симуляция очень востребована и эффективна. Конечно, потом идет работа у постели больного. Ее ничто не заменит. Но врачу, который спасал фантомы, проще спасать и человека.
Ольга Косякова
Фото: Виталий Пивоварчик
Советская Белоруссия, 15 сентября 2016