Искусство имитировать реальность 

 Фото предоставлено БГМУ.
Фото предоставлено БГМУ.

В лаборатории практического обучения впервые провели открытое контрольно-обучающее занятие

Семь клинических ординаторов кафедры анестезиологии и реаниматологии продемонстрировали оказание неотложной помощи по заранее разработанным сценариям на реалистичном симуляторе SimMan Essential. При итоговой аттестации оценивались знания и практическая подготовка. 

После инструктажа и теоретической вводной части выпускники приступили к освоению навыков (интубация трахеи, спинальная пункция, катетеризация центральной вены) на тренажерах. Условия приближены к настоящим: реальная обстановка, оборудование, манекен реагирует на вмешательства — «дышит», имитирует сердечную деятельность (тоны сердца, пульс и ЭКГ), есть мышечные сокращения и реакция зрачков на свет. 

Спасение «пациента» длилось 10 минут и фиксировалось на видеокамеру. Затем — детальный разбор и анализ ошибок, обсуждение приобретенного опыта. 

— Преимущества симуляционных технологий — обучение без нанесения вреда пациенту и объективная оценка профессиональной подготовки каждого специалиста, — считает заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии Олег Прасмыцкий.

«Репетировать» в лаборатории практического обучения могут не только студенты, но и интерны, клинические ординаторы, практикующие врачи. Специалистами кафедры анестезиологии и реаниматологии БГМУ создана собственная концепция. Программа обучения рассчитана на поэтапное формирование навыков. Оптимальное число обучающихся в группе — 6–8 человек. Для 1–4-х курсов доступны первичные и базовые практические навыки: 

  • верификация синдромального диагноза с теоретической интерпретацией на основании представленных лабораторных данных;
  • верификация фатальных нарушений сердечного ритма и проводимости по ЭКГ;
  • чтение рентгенограмм;
  • диагностика терминального состояния;
  • обеспечение проходимости верхних дыхательных путей без специального инструментария;
  • непрямой массаж сердца;
  • выполнение базового комплекса сердечно-легочной реанимации;
  • обеспечение проходимости верхних дыхательных путей с применением специального инструментария;
  • верификация смерти мозга.


Сложные предназначены для студентов 4–6-х курсов. Комбинированные — для студентов 6-го курса, субординаторов по анестезиологии и реаниматологии, врачей-интернов по анестезиологии и реаниматологии, обучающихся на второй ступени высшего медобразования. Мультидисциплинарные — для интернов и клинических ординаторов по анестезиологии и реаниматологии, врачей-анестезиологов-реаниматологов, а также обучающихся на второй ступени высшего медобразования. 

Используются симуляторы 1–6-го уровня реалистичности. Симуляционные системы 7-го уровня предназначены для отработки нетехнических навыков (командный тренинг). Учитываются рекомендации Европейского совета по реанимации — 4 ступени обучения. Не освоившие этап не допускаются к следующему.

Базовые навыки аттестуются на этапе дистанционного обучения (онлайн). Тест надо выполнить минимум на 70%. 

Очный экзамен предполагает, что каждый навык оценивается на основании 10 критериев (по трехбалльной системе). Итоговая оценка — сумма баллов.

Занятия в лаборатории практического обучения ведут преподаватели кафедры, прошедшие специальный инструктаж.

Ольга Алиновская
Медицинский вестник, 25 июля 2016