Искусство имитировать реальность
Фото предоставлено БГМУ.
В лаборатории практического обучения впервые провели открытое контрольно-обучающее занятие
Семь клинических ординаторов кафедры анестезиологии и реаниматологии продемонстрировали оказание неотложной помощи по заранее разработанным сценариям на реалистичном симуляторе SimMan Essential. При итоговой аттестации оценивались знания и практическая подготовка.
После инструктажа и теоретической вводной части выпускники приступили к освоению навыков (интубация трахеи, спинальная пункция, катетеризация центральной вены) на тренажерах. Условия приближены к настоящим: реальная обстановка, оборудование, манекен реагирует на вмешательства — «дышит», имитирует сердечную деятельность (тоны сердца, пульс и ЭКГ), есть мышечные сокращения и реакция зрачков на свет.
Спасение «пациента» длилось 10 минут и фиксировалось на видеокамеру. Затем — детальный разбор и анализ ошибок, обсуждение приобретенного опыта.
— Преимущества симуляционных технологий — обучение без нанесения вреда пациенту и объективная оценка профессиональной подготовки каждого специалиста, — считает заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии Олег Прасмыцкий.
«Репетировать» в лаборатории практического обучения могут не только студенты, но и интерны, клинические ординаторы, практикующие врачи. Специалистами кафедры анестезиологии и реаниматологии БГМУ создана собственная концепция. Программа обучения рассчитана на поэтапное формирование навыков. Оптимальное число обучающихся в группе — 6–8 человек. Для 1–4-х курсов доступны первичные и базовые практические навыки:
- верификация синдромального диагноза с теоретической интерпретацией на основании представленных лабораторных данных;
- верификация фатальных нарушений сердечного ритма и проводимости по ЭКГ;
- чтение рентгенограмм;
- диагностика терминального состояния;
- обеспечение проходимости верхних дыхательных путей без специального инструментария;
- непрямой массаж сердца;
- выполнение базового комплекса сердечно-легочной реанимации;
- обеспечение проходимости верхних дыхательных путей с применением специального инструментария;
- верификация смерти мозга.
Сложные предназначены для студентов 4–6-х курсов. Комбинированные — для студентов 6-го курса, субординаторов по анестезиологии и реаниматологии, врачей-интернов по анестезиологии и реаниматологии, обучающихся на второй ступени высшего медобразования. Мультидисциплинарные — для интернов и клинических ординаторов по анестезиологии и реаниматологии, врачей-анестезиологов-реаниматологов, а также обучающихся на второй ступени высшего медобразования.
Используются симуляторы 1–6-го уровня реалистичности. Симуляционные системы 7-го уровня предназначены для отработки нетехнических навыков (командный тренинг). Учитываются рекомендации Европейского совета по реанимации — 4 ступени обучения. Не освоившие этап не допускаются к следующему.
Базовые навыки аттестуются на этапе дистанционного обучения (онлайн). Тест надо выполнить минимум на 70%.
Очный экзамен предполагает, что каждый навык оценивается на основании 10 критериев (по трехбалльной системе). Итоговая оценка — сумма баллов.
Занятия в лаборатории практического обучения ведут преподаватели кафедры, прошедшие специальный инструктаж.
Ольга Алиновская
Медицинский вестник, 25 июля 2016