Проблемы биофизического образования – в центре внимания кафедр медицинской и биологической физики БГМУ и ГрГМУ

Проблемы биофизического образования – в центре внимания кафедр медицинской и биологической физики БГМУ и ГрГМУ

Актуальные вопросы биофизического образования в медицинском вузе в условиях цифровизации, проблемы и перспективы развития цифровых образовательных технологий, в том числе с применением проблемно-эвристического обучения, дискретный подход в изучении биомедицинской физики, использование математического моделирования, возможности современного программного обеспечения для построения и фильтрации множеств регрессионных моделей, построенных на выборках ограниченного объема, реализация активных методов обучения в инновационном медицинском образовании обсуждались на заседании секции «Цифровые технологии в медицинском образовании, педагогика». Она проходила в рамках Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Медицинский университет: современные взгляды и новые подходы», посвященной 65-летию Гродненского государственного медуниверситета (ГрГМУ). В ней участвовали и сотрудники кафедры медицинской и биологической физики Белорусского государственного медицинского университета – заведующий кафедрой, кандидат физико-математических наук, доцент Михаил Гольцев, заместитель заведующего кафедрой, кандидат физико-математических наук, доцент Ольга Белая, старший преподаватель, магистр биологических наук Марина Тарасик.

В первый день конференции выступили заведующий кафедрой фтизиопульмонологии ГрГМУ, кандидат медицинских наук, доцент Елена Алексо, профессор кафедры общей физики Гродненского государственного университета имени Янки Купалы», доктор физико-математических наук, профессор Наталья Стрекаль, заведующий кафедрой медицинской и биологической физики Белгосмедуниверситета, кандидат физико-математических наук, доцент Михаил Гольцев, доцент кафедры физики Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, кандидат физико-математических наук, доцент Ия Ташлыкова-Бушкевич, заместитель заведующего кафедрой медицинской и биологической физики ГрГМУ, кандидат физико-математических наук, доцент Станислав Клинцевич, старшие преподаватели кафедры медицинской и биологической физики Гродненского госмедуниверситета Анна Пашко и Андрей Копыцкий. Во второй день тон задавали профессор кафедры терапевтической стоматологии Института повышения квалификации и переподготовки кадров здравоохранения БГМУ, доктор медицинских наук, профессор Ирина Луцкая, заведующий кафедрой медицинской и биологической физики Гродненского государственного медицинского университета, кандидат педагогических наук, доцент Валентина Хильманович, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней ГрГМУ, кандидат медицинских наук, доцент Екатерина Сурмач.

На подведении итогов конференции выступили модератор секции «Цифровые технологии в медицинском образовании, педагогика», кандидат педагогических наук, доцент Валентина Хильманович и кандидат физико-математических наук, доцент Михаил Гольцев.

После чего представители кафедр медицинской и биологической физики Белорусского и Гродненского госмедуниверситетов провели круглый стол, посвященный насущным проблемам и перспективам развития практикоориентированного биомедицинского физического образования, а также преподавания информационных технологий в медицинских университетах, реализации новых типовых и примерных учебных программ.

p2.jpg

Участники круглого стола отметили общемировую тенденцию превращения медицины из хирургической и лекарственной во всё более физическую, учитывая, что физические средства и методы позволяют более избирательно воздействовать и иногда более точно контролировать процессы в организме пациента, чем хирургические и лекарственные. Когда сегодня ставятся задачи модернизации здравоохранения, создания высокотехнологичных центров ядерной медицины, закупаются сложнейшие ускорительные комплексы для медицинских учреждений и так далее, необходимо осознавать, что без соответствующей (как минимум высокой базовой квалификации) в области биомедицинской физики понимание всего этого будет сопряжено с определенными трудностями у будущих специалистов как лечебного, так и медико-диагностического профилей. А без высокоразвитой медицинской физики выполнение поставленных целей и задач совершенствования здравоохранения будет под вопросом.

Коллеги из БГМУ и ГрГМУ были единодушны в том, что результаты деятельности двух кафедр и конференции «Медицинский университет: современные взгляды и новые подходы» свидетельствуют: применение в обучении будущих врачей профессионально-ориентированных биомедицинских физических задач и заданий положительно влияет на результаты учебы, способствует интеллектуальному развитию студента медицинского университета. Применение данных задач и заданий также дает возможность индивидуализировать процесс обучения, достаточно эффективно освоить практикоориентированное содержание биомедицинской физики, что является необходимым условием формирования у будущих врачей надпрофессиональных метакомпетенций, которые могут понадобиться специалистам медицинского профиля в их деятельности.

p3.jpg

Участники круглого стола решили выйти с предложением к руководству Белорусского и Гродненского государственных медицинских университетов с инициативой приведения в соответствие с примерной учебной программой дисциплины «Медицинская и биологическая физика» для специальностей «лечебное дело» и «медико-профилактическое дело» программы по дисциплине «Медицинская и биологическая физика» для специальности «педиатрия», а еще – изменить форму промежуточной аттестации с «зачет» на «экзамен». В пользу этого предложения – многолетний положительный отечественный и зарубежный опыт. Нельзя не принять во внимание и высокий экспорт образовательных услуг, лидером по уровню которого в последние годы является Белорусский государственный медицинский университет.

Ольга Белая, доцент кафедры медицинской и биологической физики БГМУ, фото автора и из архива ГрГМУ