День юного микробиолога в БГМУ

День юного микробиолога в БГМУ

Профессиональная ориентация сейчас – путь к сознательному выбору в будущем. Выбор учреждения образования является ответственным шагом как для школьников, так и для их родителей, поскольку имеет огромное влияние на будущую жизнь подростка. Для того чтобы данный выбор был осознанным, необходимо оценивать как личные качества молодого человека, интерес к определенным профессиям, так и особенности учебы и будущей работы. Проводимые мероприятия по профессиональной ориентации учащихся во многом способствуют рациональному выбору учреждения высшего образования.

Известно, что процесс обучения в Белорусском государственном медицинском университете является отнюдь не простым, а сама профессия врача или провизора накладывает огромную ответственность. Усидчивость, тяга к знаниям, целеустремленность, альтруизм, умение справляться со стрессом и принимать взвешенные решения в кратчайшие сроки – вот неполный список характеристик, которыми обладают студенты-медики. Вместе с тем учеба в нашем университете весьма увлекательна, интересна и многогранна, а перечень специальностей впечатляющий. Помимо врачебных специальностей, у выпускников вуза есть возможность стать научным сотрудником республиканских научно-практических центров различного профиля, а также работать преподавателями в стенах Альма-матер.  

Кафедра микробиологии, вирусологии, иммунологии БГМУ представляет собой симбиоз теории и практики, фундаментальную науку, знания которой позволяют строить причинно-следственные связи для установления  этиологии заболевания, выбора оптимального способа лечения и разработки методов профилактики постинфекционных осложнений. Студенты 2-го и 3-го курсов всех факультетов во время обучения на кафедре изучают разделы общей микробиологии, иммунологии и аллергологии, частной бактериологии, вирусологии, микологии, протозоологии и клинической микробиологии. Это еще раз подтверждает, что без изучения данной дисциплины невозможно познавать мир медицины.

…В июне под руководством директора средней школы № 225 Минска Татьяны Владимировны Качан на базе данного учреждения работал мультипрофильный отряд летнего лагеря «Наукоград» учреждений образования Первомайского района столицы. При поддержке ректора Белгосмедуниверситета, доктора медицинских наук, профессора Сергея Петровича Рубниковича и декана медико-профилактического факультета, кандидата медицинских наук, доцента Андрея Владимировича Гиндюка 21 июня для знакомства с вузом приехали лучшие школьники и гимназисты Первомайского района, окончившие 7–8 классов, которые посетили кафедру микробиологии, вирусологии, иммунологии.

Доцент кафедры Жанна Георгиевна Шабан ознакомила подростков с возможностями и особенностями получения образования в ведущем медицинском университете страны.

Затем ребята совершили виртуальную экскурсию в поистине уникальный и единственный в мире музей микроорганизмов MICROPIA в Амстердаме, который был создан в 2014 году, ровно через 340 лет после открытия микробов Энтони ван Левенгуком, чтобы показать всем этот захватывающий микромир. Экспозиции музея создавались на протяжении 12 лет, на это было затрачено 10 миллионов евро. Миссия музея – пробудить интерес к микробиологии и поддержать тех, кто решит этим заниматься в будущем. В основе создания экспозиций музея лежит идея распространить информацию о микроорганизмах, которые часто связаны с болезнями, также играют важную роль в повседневной жизни человека.

Организаторы музея видели свою задачу в демонстрации тесной взаимосвязи природы и человеческой цивилизации. Данная взаимосвязь не может быть полностью реализована без понимания микромира, существующего рядом с макромиром. Невозможно полностью понять взаимосвязь природного мира, не зная о самой могущественной, самой успешной и в то же время самой маленькой форме жизни – микроорганизмах. Они – первые организмы, появившиеся на Земле и до сих пор наиболее многочисленные. Рядом с человеком находится другой мир, о котором большинство людей даже не подозревают. Этот микромир составляет две трети всего живого!

Одна из основных задач музея – способствовать более позитивным отношениям между микроорганизмами и широкой публикой. Музей MICROPIA меняет ваше отношение к жизни, показывает, что окружает вас, но обычно остается скрытым от глаз. Многочисленные экспонаты демонстрируют, кто и в каком количестве живет на предметах повседневного обихода, в пище, воде и почве, какие микробы населяют различные части тела людей и животных. Демонстрируется роль микроорганизмов в производстве лекарств, продуктов питания (сыра, йогурта, вина, пива, соков, хлеба, салями, квашеной капусты) и биотоплива.

Превалирующая часть экспонатов музея живые. За их жизнью можно наблюдать через специальные микроскопы, которые проецируют высококачественные изображения на экран. Наибольший интерес у учащихся вызвали такие экспозиции музея, как сканер микроорганизмов тела, Kiss-o-meter, который может подсчитать количество микробов, передающихся во время поцелуя, а еще впечатляющая и красочная демонстрация чашек Петри с различными бактериями и грибами. За размножением микроорганизмов можно следить в 3D-микроскопе. Таким образом, MICROPIA открывает невидимое, знакомя нас с миром микроорганизмов.

Совершив виртуальную экскурсию с микромир, ребята смогли погрузиться в атмосферу таинства скрытого мира микроорганизмов. Взаимодействие с учащимися было максимально интерактивным, диалог велся живо, поскольку подростки обладали искренним желанием понять и познать все, что им говорят.

Была предусмотрена и практическая часть занятия, которая проходила в микробиологической лаборатории. Облачившись в медицинские халаты, под контролем преподавателей кафедры школьники и гимназисты приобретали настоящие практические навыки по работе с бактериями, спиртовкой и микроскопом – фактически то же самое, что делают наши студенты на первых занятиях на кафедре.

Ребята узнали, что микроорганизмы есть на нас и внутри нас. Каждый носит с собой более 100 триллионов микробов. Практическая часть занятия была посвящена изучению микробиоты полости рта. В качестве материала для приготовления мазка был выбран зубной налет, что позволило ребятам увидеть микроскопических обитателей своей полости рта. Некоторые из учащихся не ограничились только одним мазком и выполнили исследования трех зубов.

Следующая стадия – сложная окраска по Граму, являющаяся базовой в микробиологии. Тут все учащиеся также продемонстрировали прекрасное сочетание умения слушать, слышать и технически точно и правильно выполнять все необходимые этапы работы с красителями.

Заключительный этап – техника иммерсионной микроскопии и исследование приготовленного препарата во всех полях зрения, что было выполнено с помощью преподавателей на «отлично».

Кроме того, учащиеся изучили демонстрационные препараты наиболее значимых в медицинской практике микроорганизмов. Затем они смогли ознакомиться с возможностями культивирования микроорганизмов и увидели, что может вырасти после инкубации на чашке Петри, оставленной на рабочей поверхности стола буквально на несколько минут. Знакомство с микрофлорой воздуха учебного помещения и микроскопия воздушных колоний вызвали неподдельный интерес.

Несмотря на плотный график, ни школьники, ни сопровождающие не остались равнодушными, стремясь поглотить всю информацию и задать интересующие вопросы. Учащиеся и педагоги высказали пожелание продолжить общение.

Мы искренне надеемся, что пребывание в стенах БГМУ понравилось ребятам, а знания, полученные ими, будут применяться в будущем и поспособствуют правильному выбору профессии и вуза.

Помните, врач – это не только специальность, но и состояние души!

Кафедра микробиологии, вирусологии, иммунологии БГМУ, Илона Задора, ассистент кафедры, Жанна Шабан, кандидат медицинских наук, доцент кафедры, фото авторов