Сущность и содержание образования А.И. Близнюк

Основной целью образования практически во все времена было подготовка социально востребованного профессионала и гражданина. В соответствии с современными представлениями образование включает в себя обучение и воспитание. Порой образование понимают как их суммирование. Рассмотрим подробнее содержание данных понятий.

Обучение – процесс усвоения знаний, навыков, умений какого-либо рода деятельности, формирование стандартного (в соответствии с запросом общества) профессионального поведения.

В широком смысле обучение – это формирование (навязывание) навыков заданного (целевого) поведения на уровне стереотипов. Обучение касается животного (обучение лошади возить телегу) и человеческого мира. Содержанием обучения человека является процесс приобретения навыков, умений и стереотипов поведения, социальной и профессиональной деятельности. Обучение индивида по сути своей является социальной дрессировкой. Оно начинается с грудного возраста и включает приобретение навыков ухода за собой, речи, общения, рисования, физической деятельности, овладение чтением, письмом, профессиональной деятельностью и т.д. Основная роль в процессе обучения принадлежит отдельным социально близким личностям, осуществляющим эту преимущественно физическую подготовку. Обучение построено на принципах подражания, соревнования, наказания, премирования, удовлетворения от повышения степени самостоятельности и способности влияния на других, признания, материального вознаграждения.

Воспитание – это процесс усвоения правил и норм социального поведения и их применение, овладения основами культуры, формирования идеологически выдержанных интересов, запросов, потребностей и условий их удовлетворения.

Воспитание также начинается с раннего детского возраста. В его формировании ведущая роль принадлежит микросоциальному и социальному окружению, которое представляет образцы установившегося поведения и формирует представление о должном и целесообразном. Ведущее значение в воспитательном процессе принадлежит семье, школе, бытовому окружению. Основные цели воспитания – это формирование преемственности поколений, сохранение и умножение культурных и духовных ценностей. Воспитание должно базироваться на выработанных человечеством культурно-нравственных и духовных ценностях, но чаще формируется по законам жизни определенного этноса и принятым в данной субкультуре понятиям. Роль отдельных личностей, как образца нравственного поведения, может быть весьма актуальна для отдельного, с высоким чувством ответственности человека и менее значима в популяционном плане. Негативное влияние на воспитание оказывают тяжелые материально-бытовые условия жизни и родительская эмоциональная депривация.

Образование – процесс созидания социально и духовно зрелой личности, способной к качественному выполнению многоролевой (семейной, профессиональной, гражданской, культуральной) социальной деятельности на основе самопонимания и в соответствии с исторически сложившимися традициями и потребностями общества.

Образование – это не просто сумма обучения и воспитания, это качественно новый, более высокий этап подготовки социально зрелого гражданина. Образование (образ, образовать) – процесс формирования целостной, гармонично развитой, самодостаточной и творческой личности, обладающей систематизированными профессиональными знаниями и навыками, научным мировоззрением и социальной компетентностью. Образование невозможно без наличия образа для подражания. Образование базируется на научном обучении, социальном воспитании, собственной трудовой активности и включает три этапа: подготовительный (дошкольный), познавательно – понятийный (школьный), профессионально – мировоззренческий (ВУЗовский). Подготовительный этап образования (дошкольный возраст) проходит в  семье и детских дошкольных учреждениях. Его задачи – развитие навыков самообслуживания, общения, формирование интереса к познанию и творчеству. Задачами школьного этапа образование становятся постижение основ фундаментальных наук, литературы, искусств, формирование собственного представления о Мире, природе, человеке, законах и смысле жизни, развитие навыков общения. ВУЗовское образование призвано формировать социально зрелую, творческую личность, специалиста определенного вида профессиональной деятельности. Условиями формирования такой личности становится наличие яркой профессионально и нравственно зрелой личности педагога (Учителя), высокий научный и культурный уровень педагогического коллектива (научная школа), авторитет и деловые связи учебного учреждения с профильными учреждениями (социальная признанность). Образование призвано формировать гармоничную, творческую, адаптивную социально личность.

Полноценное образование возможно лишь при наличии следующих условий:

  • наличия образа духовно зрелой и душевно красивой личности Учителя;
  • активного формирования собственного собирательного социального и профессионального образа до уровня его реального воплощения.

Образование без притягательного образа личности учителя (педагога) сводится к обучению. Обучение формирует самомнение, эгоцентризм, провоцирует активность и агрессивность. Воспитание предполагает признание внешнего (общественного, божественного) контроля, внутреннего самоограничения (совесть, честь). В этом состоит определенная противоречивость характерологических тенденций создаваемых обучением и воспитанием. Обучение без воспитания формирует конкурентно ориентированную эгоцентрическую личность, ставящую собственные интересы выше общественных. Только воспитание позволяет сохранять гуманность и культуру общественного поведения, которая определяется внутренними установками, сформированными обучением и воспитанием, опытом собственной жизни, внешними обстоятельствами и преломляется через собственную совесть.