Помним! Чтим! Гордимся!

В последнюю неделю февраля на кафедре поликлинической терапии прошла встреча со студентами 1406 и 1407 групп, посвященная 23 февраля и памяти родных, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
Старший преподаватель Елена Сергеевна Алексеева поделилась со студентами семейными историями, воспоминаниями своих бабушки и дедушки.
Мои дедушка и бабушка, Мирон Иванович Алексеев (1937-2009) и Евгения Назаровна Алексеева (Гайшун) (1934-2010), после завершения Великой Отечественной войны остались сиротами. Бабушка потеряла родителей и четверых братьев, у дедушки погибли родители и младший брат.
После окончания войны бабушка росла в семье своей старшей сестры Марьяны в деревне Круки Светлогорского района Гомельской области, а дедушка учился и воспитывался в детском доме города Бобруйска. Шло время, однажды они встретились и создали семью. У них родились дети: четыре сына и дочь. Старшим их сыном был мой отец.

Бабушка очень любила петь песни своей молодости и иногда рассказывала истории своего детства. Шел 1941 год… Моя бабушка Женя жила в деревне Круки, тогда еще Паричского района Полесской области, в большой семье, у неё были родители, братья и сёстры, много родственников. Бабушка успела закончить лишь несколько классов начальной школы.

Война началась быстро и неожиданно. Впрочем, так вспоминали о начале войны очень многие люди. Бабушка говорила, что взрослые на краю деревни успели сделать укрытие от бомбежки. Рассказывала, как вздрагивала земля от разрывов. Помнила общую растерянность взрослых, тревогу и страх.
Немцы на мотоциклах со стороны железнодорожной станции Мошны въехали в деревню Круки. Это была разведгруппа. От леса по полю с автоматами наперевес со всех сторон в д. Круки шли немецкие автоматчики. Советские солдаты держали оборону в окопах на огородах. Местные жители прятались в блиндажах в урочище “Полянки”, рядом с деревней. После завершения боя и отступления советских солдат, местное население вернулось из укрытий в деревню. В деревне хозяйничали немцы и назначенный староста Крук Степан. Немцы установили свой порядок. Сбор грибов, ягод был разрешен только членам семей созданной полиции.
Уже с самого начала войны семью Гайшун определили, как «партизанскую» и это совсем не случайно. Федор Назарович Гайшун, один из старших братьев бабушки, до войны руководил колхозом “Перамога”; Иван Гайшун работал десятником в леспромхозе; Тихон Гайшун после окончания школы пошел работать маркировщиком леса и собирался поступать в военное училище, а также по комсомольской путевке участвовал в строительстве Брестской крепости и с самого начала войны стал связным партизанской бригады имени Пархоменко, действовавшей в районе: поселок Октябрьский - Глуск - Слуцк; Василий Гайшун был офицером Красной Армии.

Бабушка вспоминала, что по доносу одного из полицаев немцы узнали о связи Тихона с партизанами и много раз делали облавы. Тогда еще совсем маленькой девочке, моей бабушке, один из немецких офицеров говорил, глядя в окошко дома: «Смотри, вон пошел твой брат Тихон», надеясь, что бабушка выдаст случайно, где ее брат, но бабушка все поняла и с криком «Где? Где мой брат?» побежала к окну, хотя Тихон прятался в подвале. В тот раз немцам не удалось поймать юношу, но в конце 1942 года Тихон был схвачен и доставлен в СД (отдел службы безопасности рейхсфюрера СС) в Паричи. Тихона пытали, очень сильно избили, на спине не было живого места, но он не выдал данные о партизанской бригаде. Вместе с тем, собрав все свои силы, Тихон совместно с советским пленным танкистом сумел сделать подкоп и ночью убежать из СД и пробраться в деревню Ратмировичи, где были на тот момент партизаны. Начиналась операция “Багратион” по освобождению Беларуси от немцев, и партизаны должны были взаимодействовать с советской армией и выдвинуться в другой район. Так как Тихон был очень слаб, его оставили в деревне Зеленковичи у одной из местных женщин на долечивание. Больше сведений о Тихоне не стало: все попытки узнать его дальнейшую судьбу не увенчались успехом.
После побега Тихона немцы и местные полицаи сильно избили отца моей бабуши, Назара, – всё пытались узнать, где находится Тихон. Вскоре от побоев отец бабушки умер.
Уже после войны, ремонтируя кровлю дома, из-под дранки выпал комсомольский билет Тихона, заставив вспомнить все ужасы тех страшных дней. Комсомольский билет был отправлен в Белорусский государственный историко-краеведческий музей, где определенное время экспонировался.

В 1942 году, на Пасху, брат Иван, выйдя утром на улицу, был остановлен приехавшими в деревню немцами. По рассказам взрослых, немцы схватили около 40 человек. Их заперли в одном из домов и, продержав взаперти некоторое время, сожгли. Сегодня мы знаем, что это был лишь один из многих кровавых эпизодов карательной операции «Бамберг», о чём свидетельствует второй том книги «Память».
Еще бабушка вспоминала, как местные полицаи искали в лесу советских летчиков со сбитого самолета. Рассказывала, что вокруг деревни полицаи построили сеть оборонительных сооружений, как однажды целую ночь полицаи вели бой с партизанами…
Зима 1944 была ужасной: жители прятались в лесу в заболоченных местах в наспех построенных землянках. Их выслеживали полицаи, из-за чего приходилось убегать, вновь сооружая хоть какое-то жилище. Однажды их заметил немецкий патруль и отконвоировал в ближайшую деревню. Во время очередной бомбежки часть пленников ползком добралась до леса и смогла убежать. Другая часть, в том числе и моя прабабушка Евгения, попала в Озаричский концентрационный лагерь. Она дождалась освобождения, но уже в госпитале умерла от тифа.
В те тяжелые долгие и страшные дни оккупации бабушка Женя еще не знала, что брат Василий, служивший офицером в городе Гродно, пропал без вести и им не суждено больше встретиться.


Василий Назарович Гайшун родился 1 мая 1907 года в деревне Круки Ковчицкого сельского совета Паричского района Полесской области Белорусской ССР. В 1930 году поступил на военную службу в ряды Красной Армии. Достоверно известно, что в 1939 году проходил службу в г. Витебске, в/ч 4582. Василий Назарович был активным сторонником Советской власти. Будучи комсомольцем, агитировал к вступлению в ряды, содействовал вовлечению членов семьи в созданный колхоз. Был женат, имел сына и дочь. Накануне начала Великой Отечественной войны его часть передислоцировалась в район г. Гродно. Туда же переехала и его семья. Из приказа Министра обороны России от 8 мая 2007 года № 181 «О рассекречивании архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» нам стало известно о том, что старший лейтенант Василий Назарович Гайшун служил в 132 стрелковом полку 27 дважды Краснознаменной Омской стрелковой дивизии имени Итальянского Пролетариата, созданной еще ноябре 1918 года в период Гражданской войны.
27 стрелковая дивизия держала оборону в районе города Гродно. Дивизия входила в состав 4 стрелкового корпуса 3 Армии под руководством генерал-лейтенанта В. И. Кузнецова. Изучая немногочисленные архивные сведения, а также воспоминания бойцов и командиров, сражавшихся в этом районе, можно с уверенностью сказать, что все, начиная от рядового до самого высшего звена руководящего состава дивизии, проявили себя храбро и по-геройски. Дивизия прикрывала город Августов (ныне входит в состав Польши) со стороны Сувалкского шоссе. К сожалению, хорошо укомплектованная и подготовленная дивизия героически погибла после получения приказа о прикрытии отхода 10-й Армии генерал-майора К. Д. Голубева из Белостокского выступа. В августе-сентябре 1941 года разрозненные группы дивизии вышли из окружения в районе г. Смоленска. 19 сентября 1941 года дивизия была расформирована.
После войны мы пытались узнать о судьбе старшего лейтенанта Василия Назаровича, но безрезультатно: отовсюду приходил ответ «Пропал без вести…». Рассматривалась версия, что он попал в плен, но увы, поиск в сети интернет также не пролил свет на судьбу красноармейца – в списках пленных Василий Назарович не значится.
Когда война закончилась, все были очень рады, но в то же время горечь страданий и потерь была очень сильной. Несчастье постигло ещё одного старшего брата бабушки - Фёдора. Получив контузию и ранения на фронте, вскоре после демобилизации он умер. Наступили мирные, но очень тяжёлые дни. Не хватало еды, одежды, предметов быта. В колхозе работали за трудодни…
История моего дедушки Мирона не менее трагична. Его семья проживала в деревне Дражня Паричского района. Во время оккупации в их доме располагались немцы, а рядом в бане жила вся его семья. Голод, страх, безнадёжность – вот постоянные спутники тех дней. Деревню Дражня фашисты сожгли в ноябре 1943 года, убив при этом 27 мирных жителей, в том числе и отца моего дедушки Ивана. После того, как немцы сожгли деревню, до февраля 1944 года, семья скиталась по лесам. Однажды они были обнаружены немцами и попали в Озаричский концентрационный лагерь. Дедушка рассказывал о колючей проволоке, пулемётных вышках, отсутствии еды, холоде и болезнях. И ещё о том, как умер его младший брат Лёня, а после и мама Анна… Однажды утром они увидели необычных людей в маскхалатах с автоматами наперевес говорящих по-русски! Лагерь освободили, тем самым сохранив жизни многим и многим людям.


Время неумолимо движется вперед. Жизнь продолжается. Историю не вернуть и не переписать, погибших не воскресить. Я часто думаю, какой могла бы быть жизнь в нашей стране, не случись тогда той страшной, кровавой катастрофы? Сколько искалеченных судеб, нерождённых детей, ненаписанных стихов, непостроенных домов… Сегодня мы стараемся по крупицам восстановить хронологию тех далёких дней, найти письма, фотографии, воспоминания своих родных и близких. Лично для себя я поняла одно – каждый человек, перенёсший страдания и лишения той войны, каждый солдат, защищавший свою Родину, каждый труженик тыла заслуживают великого уважения и вечной памяти. Каждый из них сделал свой шаг к Великой Победе. А солдаты 1941-1945 годов, отдавшие свои жизни за мирное небо своей страны, воистину обрели бессмертие. Все они без исключения герои.
Мы должны помнить и знать свою историю и сделать так, чтобы больше на нашей земле не повторились те ужасы и беды, которые пришлось перенести нашим близким и всему белорусскому народу, ведь наша страна и наш народ заслуживают спокойствия, мира, счастья и благополучия.
Материал подготовлен Еленой Алексеевой, Андреем Алексеевым, Сергеем Алексеевым, фото из архива кафедры и архива семьи Алексеевых