Деловой этикет в практике врача

Этикет (étiquette) – это французское слово, означающее манеру, способ вести себя в обществе, руководство к тому, как выглядеть добродетельным и соответствующим ситуации. Соблюдение правил этикета формирует «костюм» человека. Именно на него обращают внимание в первые минуты знакомства, поэтому он просто необходим. При этом не стоит забывать о том, что «провожают» человека по «уму», то есть составляют представление о его внутренних качествах, о его личных этических достоинствах. Этикет является одной из внешних форм регулирования поведения человека в обществе.

Деловой этикет – важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека. Знание делового этикета – необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

Об основных принципах делового этикета, о правилах делового общения и поведения было рассказано во время воспитательного часа с группой 1419 лечебного факультета ассистентом кафедры эпидемиологии БГМУ Натальей Львовной Котляр.

Казалось бы, какие могут быть особые правила представления? Все мы каждый день общаемся, знакомимся с людьми, и вопрос, как себя представить, на первый взгляд не вызывает трудностей. Но деловой человек знает о том, что от соблюдения правил представления часто зависит успех мероприятия. Официальная среда предполагает общение с людьми разных социальных статусов и различной национальной принадлежности.

Приветствие – важная часть межличностного общения. Именно с него начинается контакт. Приветствие значимо, и внимание к нему поможет вам многое «прочитать» о человеке, о его отношении к вам, о настроении в данный момент. Особенно важно это знать в деловом общении. В зависимости от того, как поприветствовал вас собеседник, можно сделать предположения о целях предстоящего разговора, о его важности и даже о результатах. И, возможно, на основании данных предположений разговор лучше отложить либо выстроить соответствующую стратегию общения.

У многих людей, недавно включившихся в деловую жизнь, вопрос обращения к коллегам, партнерам, руководству становится целой проблемой. Общение с коллегами и партнерами требует вежливости и уважительного отношения. Поэтому в большинстве случаев в официальной обстановке используется местоимение «вы». Например, при обращении к малознакомым людям, к старшим по возрасту или к лицам, занимающим более высокую социальную ступень.

Обращение на «ты» допустимо только при взаимном согласии или может быть обусловлено неформальными отношениями. В других же случаях, независимо от пола, возраста, социального положения и личного отношения к человеку, в деловой среде необходимо обращаться на «вы».

Живой интерес вызвал вопрос истории этикета. Так, Указ Петра I «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющим» и сегодня в некоторых своих положениях является актуальным.

С течением времени, под воздействием различных факторов, требования этикета меняются. И то, какие именно правила нам следует соблюдать, зависит от времени, в котором мы живем. Сегодня деловой человек должен следовать нормам делового этикета. Однако требования этикета не носят абсолютного характера, не нужно слепо исполнять правила делового этикета. Необходимыми в деловом общении их делают внутренний смысл и содержание, которые нужно понять.

Базируясь на многовековой мудрости, определяющей представления о духовных ценностях, деловой этикет является важнейшей составляющей деловых отношений. Манеры отражают внутреннюю культуру человека, его истинное отношение к морали, его понимание моральных требований и даже его интеллект.

За тысячелетия медицинской практики многие нормы деонтологии стали своего рода ритуалами, наподобие правил хорошего тона, глубинный смысл которых человек не всегда понимает, но старается их соблюдать. Эти правила образуют медицинский этикет – свод «хороших манер», которым почти не задумываясь, следует каждый уважающий себя врач. Об этических нормах поведения врача в своей презентации рассказал студент группы Кирилл Снытко.

Этика и этикет тесно связаны между собой. Хотя требования этикета порой кажутся формальными, можно обнаружить их глубокую этическую основу. Например, неприлично ходить в яркой одежде и с вызывающим макияжем в больнице, среди людей, которым плохо. Сведения о болезни, а также о личной жизни больного, ставшие известны медицинским работникам, являются медицинской тайной и ни в коем случае не могут быть переданы посторонним лицам без согласия больного.

Врачам нередко приходится принимать решения, связанные с жизнью, здоровьем, достоинством и правами людей. Поэтому этика – принципы нравственности и основанные на них правила поведения – занимает в медицине особое место.

Однако жизнь сложна, и нередко она ставит перед врачом и обществом проблемы, для решения которых нет готовых ответов, и деонтология помочь не в силах. Тогда единственный выход – напрямую обратиться к собственному этическому чувству, самому думать и решать, как поступить правильно.

Наталья Котляр, ассистент кафедры эпидемиологии БГМУ, фото из открытых источников