Международная научная лингвистическая лаборатория в действии

Международная научная лингвистическая лаборатория в действии

С целью повышения качества обучения русскому языку иностранных слушателей подготовительного отделения (студентов), их мотивации в векторе профессионально ориентированного обучения впервые внедрена стратегия организации и проведения международных онлайн-занятий по русскому языку как иностранному в медицинских вузах Беларуси и России.

Начиная с 9 января 2025 года проведена серия таких практических занятий со слушателями подготовительного отделения Белгосмедуниверситета (группу готовила старший преподаватель Людмила Александровна Меренкова, международные онлайн-занятия вела доцент Елена Ивановна Гринкевич) и Саратовского государственного медицинского университета (две группы, подготовленные преподавателем кафедры русского и латинского языков Дианой Владленовной Буйновой и старшим преподавателем Алескеровой Сурмой Галиб кызы под руководством заведующего кафедрой русского и латинского языков, профессора Ларисы Петровны Прокофьевой). Иностранные обучающиеся российского вуза, граждане Сирии, подключались к занятиям каждый из дома. Чтобы активизировать, оптимизировать, интенсифицировать процесс познания, слушатели иностранного подготовительного отделения были включены в коллективные формы работы, в обмен мнениями (обстановку активного взаимодействия и максимального вовлечения в процесс обучения), что является одним из векторов инновационного обучения. Наши иностранные слушатели через 1,5–2 месяца занятий по русскому языку смогли успешно выйти в коммуникацию с преподавателями из России, с другими обучающимися из Сирии и продемонстрировать высокий уровень практических навыков коммуникативной компетенции для определенного уровня владения русским языком. На занятиях использовалась одна из наиболее распространенных сегодня моделей обучения – интерактивная. Поставленные цели были успешно достигнуты, а именно:

доведение требуемых речевых навыков иностранных обучающихся по русскому языку до автоматизма;

формирование коммуникативной прагматической компетенции;

реализация академической онлайн-мобильности студентов для погружения в языковую среду и практики общения на русском языке.

Данная стратегия является одной из составляющих концепции «Сетевой университет» и реализуется благодаря работе Международной научной лингвистической лаборатории, которая представляет собой научно-учебный центр в международном формате. Организаторами лаборатории выступают с белорусской стороны БГМУ (Минск) и ГрГМУ (Гродно), с российской стороны – КГМУ (Курск) и СГМУ (Саратов). Инициаторами проекта стали коллеги из Курского государственного медицинского университета и лично заведующий кафедрой русского языка и педагогики, доцент Ирина Анатольевна Ковынева.

ling_2.jpgling_3.jpg

Идея создания такой лаборатории зародилась еще в 2016 году, когда в БГМУ прошел I-й Международный телемост с вузами России и Ирана по вопросам преподавания русского языка как иностранного. Затем на базе нашего университета при поддержке Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь и Департамента по внешнеэкономическим связям города Москвы состоялись серии телемостов с вузами России, Индии, КНР, были проведены совместные международные научно-практические конференции, а также впервые в Беларуси создано первое международное учебное пособие по русскому языку для англоговорящих студентов специальностей «лечебное дело» и «стоматология» с коллегами из Курского государственного медицинского университета. Официально о начале работы Международной научной лингвистической лаборатории организаторами было заявлено в 2024 году на Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию кафедры белорусского и русского языков БГМУ.

Задач у лаборатории много, но одними из основных являются:

актуализация знаний слушателей на этапе довузовской подготовки для поступления в вуз;

обучение иностранных и отечественных студентов языку специальности, а также организация общей языковой подготовки для иностранных студентов;

интенсификация учебного процесса в русле концепции «Бережливое производство», что означает оптимизацию всех ресурсов с целью повышения конкурентоспособности выпускников медицинского университета при условии объединения и применения лучших мировых практик, а также использования собственных научно-методических разработок.

Таким образом, современные подходы и технологии, используемые при языковой подготовке кафедрой белорусского и русского языков, создают уникальное образовательное пространство, которое способствует развитию не только языковых компетенций отечественных и иностранных студентов, но и успешной интеграции в медицинскую среду.

Татьяна Мельникова, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой белорусского и русского языков БГМУ, Елена Занкович, кандидат филологических наук, доцент, ответственный за науку на кафедре, фото из личных архивов авторов