«Современные вызовы для медицинского образования и их решения»
Так называлась Международная научно-практическая конференция, посвященная 86-летию Курского государственного медицинского университета, с которым сотрудничает Белорусский государственный медицинский университет. В работе 12 симпозиумов было задействовано большое количество экспертов, ученых, преподавателей-практиков из ведущих медицинских вузов России, Армении, Беларуси, Казахстана, Приднестровья, Узбекистана, Украины.
От имени ректора КГМУ с приветственным словом к участникам конференции обратился проректор по образовательной деятельности и общим вопросам профессор П.В. Калуцкий. Павел Вячеславович отметил важность мероприятий такого масштаба в условиях новых вызовов времени для медицинского образования, вектором развития которого становится полипрофессиональное сотрудничество, глобализация, интеграция образовательного процесса, цифровая трансформация образовательных программ, гибридное и дистанционное обучение.
Участникам конференции были представлены пленарные доклады:
«Современные проблемы образования и возможные пути их решения в медицинской сфере» (В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкий, Н.Б. Дрёмова, А.И. Овод; КГМУ, Россия, г. Курск);
«Организация дистанционного обучения на кафедрах теоретического профиля» (В.В. Харченко, Т.А. Ишунина; КГМУ, Россия, г. Курск);
«Международная интеграция современного образовательного процесса: высшая школа в условиях цифровой трансформации» (Т.Н. Мельникова, Е.И. Гринкевич, И.А. Ковынева, Н.Э. Петрова; БГМУ, Беларусь, г. Минск; КГМУ, Россия, г. Курск).
Выступая на пленарном заседании, заведующий кафедрой русского языка и культуры речи КГМУ И.А. Ковынева и заведующий кафедрой белорусского и русского языков БГМУ Т.Н. Мельникова обобщили результаты совместной работы в рамках договора о международном сотрудничестве, действующего между нашими учреждениями образования с 2014 года;
озвучили условия организации и работы над проектами;
продемонстрировали инновационные учебные материалы для работы в иностранной аудитории по русскому языку.
Результаты совместного исследования русистов БГМУ и КГМУ были представлены следующими тезисами:
1) цифровая трансформация образовательного процесса высшей школы – объективная реальность нашей действительности;
2) высшая школа в современных условиях эффективно использует электронно-образовательные платформы, что позволяет оптимизировать преподавание в онлайн-режиме;
3) цифровизация высшего образования имеет плюсы (электронные образовательные технологии спасают систему образования в данный момент от коллапса, который неминуемо последовал бы в условиях пандемии, а также предоставляет палитру опций для демонстрации учебно-методических материалов) и минусы (вынужденно оказавшись в процессе онлайн-преподавания, стало понятно, что для подготовки высококвалифицированных медицинских кадров данный вид обучения неприемлем; принудительный формат обучения погрузил иностранного студента, помимо адаптации к условиям проживания в новой стране, ее культуре, языку, системе образования, еще и в адаптацию к новому формату обучения. Молодой человек оказался за бортом социализации; преподаватель также вошел в плоскость эмоционального стресса, когда мозг работает на пределе при одновременном получении сразу нескольких команд, фиксируется мощнейшая нагрузка на зрение, отсутствует нормальный визуальный контакт со студентами);
4) овладение русским языком как иностранным является специфической деятельностью, для которой нужны специальные учебно-методические материалы. Вопрос создания профессионально ориентированных УММ всегда стоит остро, поэтому при выпуске такой продукции важно найти правильное соотношение между традиционными и новаторскими тенденциями.
Работа симпозиумов представила широкий тематический спектр для докладов и обсуждения следующих актуальных научных направлений:
* глобальные вызовы, стоящие перед образованием XXI века;
* инновации в образовательном процессе медицинского вуза;
* цифровизация высшего образования: вызовы времени;
* повышение уровня цифровых компетенций профессорско-преподавательского состава;
* дополнительное профессиональное образование медицинских и фармацевтических работников: вызовы современности;
* персонализированная медицина как основа современной медицины;
* выпускник системы высшего образования как кадровый потенциал региона;
* медицинское образование – сфера равных возможностей для реализации потенциала субъектов образовательного пространства;
* образовательная среда вуза как социокультурное пространство;
* цифровая трансформация образовательного процесса высшей школы;
* пути совершенствования системы среднего медицинского образования.
В ходе заседаний симпозиумов было заслушано 115 докладчиков и представлено 10 стендовых докладов. Каждое выступление сопровождалось вопросами слушателей и дискуссией по наиболее животрепещущим вопросам.
Елена Гринкевич, доцент кафедры белорусского и русского языков БГМУ