Плох тот врач, который не пишет докторскую?


Ректор БГМУ Павел БЕСПАЛЬЧУК в детстве ходил в кружок “Юный медик”В Белорусском государственном медицинском университете студенты не пишут курсовые работы, а преподаватели не заставляют студенческую братию участвовать в научных конференциях и семинарах. При этом наблюдается парадокс: будущие врачи традиционно “захватывают” лидирующие места на республиканских конкурсах научных работ не только по числу лауреатов, обладателей первой категории, но и по количеству работ среди всех вузов страны. Как учащимся БГМУ удается держаться на гребне науки так высоко, выясняла корреспондент “НГ”.

Инициатива приветствуется

В холле БГМУ шумно. Очередная пара подошла к концу, и студенты высыпали из аудиторий.

— Ты помнишь кариометрические показания адренокортикоцитов в раннем постнатальном онтогенезе при действии солей свинца, — услышала я обрывок фразы, поднимаясь по ступенькам. 

Да... студентов-медиков я понимаю точно так же, как и студентов-китайцев, когда они разговаривают на родном языке. И откуда только такие заковыристые слова берутся, язык сломать можно. А как выучить такую фразочку да еще понять — это для многих остается за гранью фантастики.  Но только не для студентов-медиков. Науку медицины они познают всю свою жизнь.

— Специфика медицинского образования заключается в одной истине: чтобы быть хорошим врачом, надо постоянно учиться. На протяжении всей жизни, — философски замечает проректор по научной работе профессор Сергей Кабак.

— Врач постоянно должен развиваться, расти, расширять свой кругозор. Современная медицина развивается бурно. Открытия происходят одно за другим. Наши студенты это понимают. Чтобы в будущем стать профессионалами своего дела, они уже сейчас много работают.

Но ведь профессионалами мечтают стать не только врачи. У юристов, учителей, инженеров, архитекторов похожие желания... Почему тогда именно БГМУ отличился своей научностью? Есть ли в этом какой-то секрет?

— Какие здесь тайны? У нас, наверное, студенты такие — мотивированные, — разводят руками преподаватели.

— В нашем университете нет даже курсовых работ, только экзамены и зачеты. Когда студенты других вузов готовятся представлять на конкурсах и конференциях свои курсовые, наши студенты начинают научную работу с чистого листа. Вообще, все доклады, исследования, публикации они пишут в свободное от учебы время и только по собственной инициативе.

Бонус за ответ

Практически при каждой кафедре БГМУ созданы научные студенческие кружки. Между прочим, вся нынешняя администрация университета прошла путь студента-кружковца. Оказывается, сам ректор БГМУ Павел Беспальчук еще школьником ходил в кружок “Юный медик”, а потом во время учебы был активным членом нескольких студенческих кружков.

На занятиях в таких “клубах” преподаватели учат студентов... читать и писать. Да-да, не удивляйтесь. Ведь прочитать и написать научную статью — это особое искусство. Изложение материала в научной публикации подчинено определенной логике, и эту логику надо уметь как “расшифровывать”, так и создавать. И студенты создают, представляя свои “произведения” на семинарах, заседаниях кружка, научных конференциях не только в Беларуси, но и за ее пределами.

Ежегодно в апреле на протяжении уже более 50 лет в университете проводится Международная научная конференция студентов и молодых ученых по актуальным проблемам современной медицины. В последние годы на мероприятие заявляют более 800 научных докладов. Какие только темы не затрагиваются будущими светилами медицины! Как вам название доклада студента-второкурсника: “Полиморфизм гена, кодирующего тимидинкиназу ВПГ2, и мутации, приводящие к ацикловир-резистентности”? Мне потребовалось три попытки, чтобы с чувством, с толком, с расстановкой  прочесть название темы.

Лучшие студенческие работы участвуют в республиканском конкурсе научных работ студентов. В 2007 году от БГМУ было подано наибольшее количество работ среди всех высших учебных заведений Беларуси — 280. Пять студентов стали лауреатами конкурса, 95 заслужили почетное звание обладателей первой категории. На конкурс 2008 года от университета заявлено 303 научные студенческие работы. Также стоит добавить, что за эти два года студенты Белорусского государственного медицинского университета подготовили более 400 публикаций.

— Ну должны же все-таки быть у ваших студентов  и другие мотивации к такому научному рвению, кроме как желание стать превосходнейшими специалистами? —  не отстаю от проректора по научной работе.

— Во-первых, есть указ Президента о порядке перевода студентов с платной формы обучения на бюджетную. Для того чтобы платник стал учиться бесплатно, ему нужно отлично успевать, участвовать в общественной жизни и заниматься научно-исследовательской работой, — принимается перечислять “мотивы” Сергей Львович.

— Во-вторых, все студенты, занявшие призовые места, поощряются денежными вознаграждениями. В-третьих, в университете действует отлаженная рейтинговая система. За каждое достижение студента, будь то участие в конференции или публикация научной статьи, ему даются бонусы — баллы. Рейтинговая “копилка” потом учитывается при определении порядка распределения. У лучших студентов появляется возможность выбрать в качестве своего места работы научные медицинские центры, крупные клиники либо остаться преподавать в университете. Отлично успевающие студенты, активно занимающиеся научной работой, по рекомендации советов факультетов могут поступать в аспирантуру без обязательной отработки двух лет по распределению. Но я не думаю, что это главные мотивы. Еще раз повторю: студенты БГМУ в первую очередь хотят стать хорошими ВРАЧАМИ.

Таисия Хралович
Советская Белоруссия, 4 ноября 2008