Немецкие уроки гигиены и национальный опыт 

  
В декабре БГМУ посетила делегация Международного форума гигиены. Его президент профессор Гюнтер Ринов, а также доцент Холгер Кречмар и доктор Хайнрих Шеффлер прочли студентам лекции по предупреждению внутрибольничных инфекций, санитарному контролю в учреждениях общественного питания и пищевой промышленности Германии и других стран Европы, по методикам дезинфекции в пищевой промышленности и сельском хозяйстве. Вместе с преподавателями гости обсудили проблемные вопросы подготовки кадров для санитарно-гигиенической службы.
17 лет взаимодействия

— Международный форум гигиены — одна из 70 организаций в 20 странах мира, с которыми налажен обмен опытом, — отметил проректор по международным связям БГМУ Василий Руденок. — Сотрудничеству с немецкими гигиенистами уже 17 лет…

Коллегам из Германии белорусский вуз интересен в первую очередь тем, что он единственный в стране готовит санитарных врачей. 50 лет здесь функционирует медико-профилактический факультет (до 1991 года — санитарно-гигиенический) — наследие советской системы здравоохранения. В странах Запада гигиенических факультетов нет. В Германии, например, разработка нормирующих документов, повышение квалификации кадров и прочее возложено на общественные организации, включая Международный форум гигиены, которые объединяют ученых и практиков в области гигиены и эпидемиологии, руководителей клиник и производителей.

— В рамках сотрудничества немецкие специалисты регулярно приезжали с лекциями и мастер-классами, — рассказал Иосиф Романовский, профессор кафедры биоорганической химии, бывший декан санитарно-гигиенического факультета, стоявший у истоков взаимодействия. — Нам помогали оборудованием; в частности, подарили хроматограф высокого давления стоимостью 60 тысяч евро, обеспечивали реактивами. По приглашению коллег сотрудники БГМУ побывали в клиниках Германии и почерпнули много полезного в организации санитарно-эпидемических мероприятий.

Одно из наиболее интересных направлений — методы обеззараживания воды в бассейнах и водопроводах. Актуальная для этой страны проблема: в воде часто встречается легионелла, один из возбудителей атипичной пневмонии, дающей большую летальность. С конца 1990-х в Германии не используют токсичный хлор — его заменили на угольные фильтры, ультрафиолет, ионы серебра, хлорноватистую кислоту. Хайнрих Шеффлер, к слову, разработал специальную установку по обеззараживанию воды с использованием гипохлоритов…

Белорусы заимствовали у коллег некоторые регламенты по качеству воды, пищевых продуктов, предупреждению токсикоинфекций. Немецкий опыт централизованного приготовления пищи для стационарных больных был успешно применен при создании комбината «Витамин», который сегодня обеспечивает питанием пациентов столичных клиник.

Об экономии средств и малозначимых темах в программах

И в Беларуси, и в Германии обсуждается пересмотр образовательных программ по подготовке врачей профилактического направления.+

В Германии, чтобы стать таким специалистом, надо учиться 12 лет. После 4-годичной базовой подготовки, одинаковой для любого будущего врача, еще 4 — специализация (лечебное дело, педиатрия, гигиена, эпидемиология и т. д.), 4 — резидентура (аналог нашей интернатуры). Столь длительное обучение требует больших затрат. На них государство идет (высшее образование в Германии бесплатное) ради выпуска квалифицированных кадров, которые надежно обеспечат санитарно-гигиеническое благополучие.

Считается, если врач мало учился в университете, то будет путем проб и ошибок восполнять пробелы во время практической деятельности. Неправильные решения по контролю качества продуктов, воды, в других сферах санитарии и гигиены могут обернуться непоправимыми последствиями для здоровья людей и экономическими убытками.

Несколько лет назад в Германии почти 4 тысячи заразились, а около 50 человек погибли от кишечной инфекции. Источник долго не могли найти; под подозрением были огурцы из Испании, мясо из Германии и Франции. Опасная бактерия оказалась в проросших бобовых из Египта. В числе причин назвали и недостатки в программах обучения специалистов по теме энтерогеморрагического эшерихиоза…

Сроки подготовки гигиенистов пересматривают в Германии уже более 5 лет, а решение до сих пор не принято.

В ГДР, как и в СССР, были санитарно-гигиенические факультеты, но с объединением Германии страна перешла на унифицированный для Евросоюза стандарт. Гюнтер Ринов признает, что прежняя система имела свои плюсы. Один из них в том, что специальная подготовка велась с первых лет обучения. Немецкие коллеги подумывают начинать ее раньше — с 2-го или 3-го курса. Таким образом можно сократить общий срок подготовки до 10 лет. Меньше учиться, по мнению гостей, никак нельзя: потеряется качество.

Проанализировав белорусские программы, изучив структуру санэпидслужбы и результаты ее работы, гости отметили, что им нравится наша централизованная служба санэпиднадзора. В Германии дают о себе знать издержки федеративного устройства, при котором в каждой земле действует свое законодательство, включая регламенты в области санитарии и гигиены. Любая система имеет преимущества и недостатки, однако сформировать единый национальный подход при таком разнообразии сложно.

— Сокращение курса обучения гигиенистов возможно только за счет уменьшения теоретических и клинических дисциплин. Специальные предметы должны остаться в прежнем объеме, — считает декан медико-профилактического факультета БГМУ Юрий Горбич. — Выпускник, недополучив значительную часть знаний, будет иметь представление, что делать в определенной ситуации, но не почему. На практике ему придется устанавливать ограничительные и запретительные меры — окажется ли он способным внятно объяснить производителю или руководителю учреждения, чем они обоснованы?

Можно усомниться и в том, разовьются ли профессиональное мышление, умение адаптировать и модифицировать общие алгоритмы действий к конкретной ситуации. 

Гигиенисты и эпидемиологи много занимаются профилактикой заболеваний, а она базируется на детальном знании особенностей человека. Сложно предотвращать распространение лихорадки Эбола, если не имеешь понятия о ее клинике и патогенезе. Да и мышление у гигиенистов и эпидемиологов направлено на группы, коллективы, популяцию, а не на конкретного больного.

Мир стремительно развивается; сложно определить, на какой план выйдут завтра кажущиеся сегодня второстепенными отдельные вопросы по санитарии и гигиене. Впрочем, внутренние резервы по качеству преподавания медуниверситет не исчерпал. А райкинские «чего, когда, кому и скока» всегда актуальны.

Елена Клещенок
Медицинский вестник, 24 декабря 2014