Косой взгляд ребенка

Многие ошибочно полагают, что косоглазие — не болезнь, а косметический недостаток. На самом деле оно сопровождается серьезным расстройством зрительных функций, в некоторой степени может влиять на интеллектуальное и физическое развитие ребенка, в дальнейшем — для взрослого — ограничить выбор профессии.

Валентина ИВАНОВА, доцент кафедры глазных болезней БГМУ, канд. мед. наук:
 
— Сначала у новорожденного глаза блуждают независимо друг от друга; обычно со 2–3-й недели сильное освещение побуждает малыша удерживать их относительно непо-движно и смотреть на источник света. К концу 1-го месяца оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза — и световой объект воспринимается высокоценным центральным участком сетчатки, в результате чего формируется центральная фиксация, которая сначала совершается мимолетно и только на одном глазу, но постепенно становится устойчивой и двусторонней.

К 3-му месяцу формируется основной механизм бинокулярного зрения — бификсация, и движения глаз становятся согласованными (если этого не происходит, необходимо показать малыша офтальмологу). До 1–2 лет бинокулярное зрение нестойкое: ребенок не всегда способен правильно и быстро определить пространственное соотношение между предметами, их объемность (например, вышитые цветы могут восприниматься как настоящие).
 
У человека каждый глаз смотрит самостоятельно, но мы видим не 2 одинаковых предмета, а 1, поскольку в коре головного мозга изображения сливаются в единый зрительный образ. Такое зрение называется бинокулярным и развивается с раннего возраста.
 
Для формирования бинокулярного зрения необходимы:

одинаковая острота зрения в обоих глазах или острота зрения в худшем — не менее 0,3;

одинаковая рефракция (дальнозоркость либо близорукость) в обоих глазах;

одинаковая величина изображения на сетчатке;

симметричное положение глазных яблок;

согласованная работа глазо-двигательных мышц и нервной системы.

У здоровых детей при рассматривании дальних объектов глазные яблоки расположены параллельно друг другу, а при взгляде на близкие предметы оба глаза отклоняются от средней линии под одинаковым углом (конвергенция). При косоглазии один глаз отклоняется от общей точки фиксации, что нарушает бинокулярное зрение.
 
«Недружественные» формы
 
Косоглазие бывает постоянным или периодическим, сходящимся или расходящимся, вертикальным кверху или книзу (косит один глаз или оба попеременно). Если оно возникло в первые годы жизни, когда бинокулярное зрение недостаточно сформировалось, прогноз особенно неблагоприятен.

При обследовании врач определяет остроту зрения и подвижность глаз (вправо, влево, вверх, вниз). Как правило, острота зрения в косящем глазу понижена, однако при попеременном косоглазии может быть одинаково высокой на обоих глазах.

Свободная подвижность глаз указывает на содружественное косоглазие; значительное ограничение движений или полная неподвижность глаза — признак паралитического косоглазия, которое возникает при повреждении глазодвигательных мышц, нервов, головного мозга и обычно требует хирургического вмешательства. Лечение таких больных проводят невролог совместно с офтальмологом.

Самая распространенная форма косоглазия — врожденная. В ее основе — неправильное строение или прикрепление глазодвигательных мышц. Для патологии характерны рассогласованность или самопроизвольные движения глаз, недоразвитие конвергенции. Признаком врожденного косоглазия считается содружественная форма, проявляющаяся на 1-м году жизни, однако не все родители своевременно замечают периодические малые углы косоглазия. Нередко врожденные нарушения проявляются видимым отклонением глаза не сразу, а в возрасте 2–3 лет — по мере возрастания зрительной нагрузки. В связи с наличием мышечных изменений и больших углов отклонения основной вид коррекции врожденного косоглазия — оперативное вмешательство в раннем возрасте.

На 2-м месте среди причин косоглазия — нежелание носить очки. Без них дети с дальнозоркостью вынуждены бессознательно напрягать аккомодационные мышцы внутри глаза, что вызывает сильное напряжение внутренних прямых мышц и приводит к постепенному отклонению одного глаза кнутри (сходящееся косоглазие, которое сначала проявляется при приближении игрушек к лицу, затем — постоянно).

Близорукость, наоборот, не требует аккомодации при рассматривании предметов, поскольку глаза установлены на близкое расстояние, однако снижение или отсутствие аккомодации ослабляет импульс к конвергенции — и глаз начинает отклоняться кнаружи (расходящееся косоглазие).

Косоглазие может развиваться вследствие пониженной остроты зрения, обусловленной бельмом роговицы, катарактой, а также воспалительными, дистрофическими, посттравматическими и другими изменениями на глазном дне. В подобных случаях исчезает косоглазие только после излечения основной патологии.

Причиной косоглазия может быть сильная разница в остроте зрения на правом и левом глазах — в кору головного мозга поступают 2 различных по четкости изображения, что делает невозможным их слияние и нарушает бинокулярное зрение.
 
Правильная посадка для школьника и… очков
 
Для профилактики нарушений бинокулярного зрения нельзя подвешивать игрушки на близком расстоянии от глаз малыша. Необходимо с раннего возраста закалять, приобщать ребенка к физической культуре.

Важно правильно организовать рабочее место школьника, контролировать посадку ребенка за столом (тетрадь во время письма расположена на расстоянии 33–35 см от глаз), через каждые 15–20 мин. зрительной работы устраивать перерыв на 5–10 мин.

Ребенку следует постоянно носить рекомендованные врачом очки, при этом оправа должна сидеть правильно, взгляд — направлен не поверх очков, а через центры стекол. Очки меняют раз в год.
 
Чтение «за решеткой»
 
При отсутствии косоглазия изображение предметов попадает на центральный участок в обоих глазах; при патологии — на периферию сетчатки в косящем глазу, поэтому оно нечеткое. В ответ — ЦНС подавляет функцию косящего глаза, что приводит к снижению остроты зрения в нем. Для улучшения последней необходимо выключить из зрения лучший глаз путем наложения на него повязки — окклюдора (при резком снижении остроты зрения офтальмолог назначает засветы сетчатки с последующей тренировкой на приборах). Методика данного вида лечения строго индивидуальна, определяется офтальмологом.

Кроме того, ребенок должен носить очки и выполнять специальные упражнения: при близорукости больше заниматься с крупными предметами, при дальнозоркости — с мелкими, например, складывать мозаику, нанизывать бисер, перерисовывать через копировальную бумагу.

Обычно острота зрения начинает повышаться уже после 2–3 недель ношения повязки, у 95% детей достигает нормы через 4–6 месяцев. Иногда под влиянием окклюдора и ношения очков исправляется косоглазие (аккомодационное).

Но однократного повышения остроты зрения недостаточно. Для закрепления полученного эффекта офтальмолог назначает упражнения на тренажерах, которые могут использоваться в домашних условиях, — корректоре-локализаторе, амблиостимуляторе. Полезны упражнения на аппаратах для глазодвигательных мышц (мускул-тренере, конвергенц-тренере) либо перемещение предмета перед глазами ребенка.

Для развития бинокулярного зрения используют зеркальный стереоскоп, синоптофор.

На заключительном этапе лечения косоглазия проводят стереоскопические упражнения — чтение с решеткой у школьников, разделитель полей зрения у дошкольников.

Если ношение очков и упражнения на аппаратах не устраняют косоглазие, рекомендовано оперативное лечение. После однократного хирургического вмешательства косоглазие устраняется в 75–85% случаев. Повторная операция требуется, поскольку форсированные вмешательства в настоящее время не производятся, нельзя оперировать больше чем на 2 мышцах. Однако даже своевременная комплексная терапия приводит к излечению косоглазия только в 85% случаев.

Медицинский вестник, 10 июля 2008