Cиндром дефицита внимания и гиперактивности. Что делать с егозой

5% детей в Беларуси страдают гиперкинетическим расстройством поведения (синдромом дефицита внимания и гиперактивности). Республиканский научно-практический семинар «Эмоциональные и поведенческие расстройства детского и подросткового возраста. Психофармакотерапия, психотерапия, психологическая коррекция», прошедший в Минском городском клиническом детском психоневрологическом диспансере (ГКДПД), был посвящен новейшим способам диагностики и лечения заболевания.


Светлана МОРОЗ, зам. главврача Минского  ГКДПД

На учете в нашем диспансере — 8 000 детей и подростков. Из них только 3% страдают такими тяжелыми психическими патологиями, как шизофрения, психозы, детский аутизм. Около 15% — пациенты с умственной отсталостью и 82% — имеют поведенческие, эмоциональные, невротические расстройства. Поэтому особое значение имеет внедрение инновационных схем лечения для данной группы диагнозов. Например, шкала Vanderbiltиспользуется для определения форм синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Уже год применяется нейропсихологическая коррекция. Три наших специалиста прошли обучение этой методике на кафедре детской психиатрии и медицинской психологии Российской медакадемии последипломного образования.
 
Татьяна ЕМЕЛЬЯНЦЕВА, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, канд. мед. наук:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности определяется функциональной незрелостью мозга и недостаточным уровнем дефомина. Дефицит внимания проявляется в том, что малыш постоянно отвлекается, неспособен фокусироваться на чем-то одном, несобран, «витает в облаках». Если же он вертится, не может усидеть на месте, будто к нему приделан моторчик, многоречив, перебивает говорящего, требует немедленного ответа, нетерпелив, — речь идет о гиперактивности. В 30–40% случаев к 10–12 годам симптомы СДВГ проходят.

Существует 3 разновидности синдрома дефицита внимания :
  • с превалирующим дефицитом внимания,
  • с преимущественной гиперактивностью
  • смешанная — наиболее распространенная (67%).
При тяжелых формах необходимо медикаментозное лечение, без него справиться с заболеванием крайне трудно. Единственной альтернативой становится надомное обучение. Но оно негативно сказывается на адаптации ребенка в обществе, провоцирует риск социальной психопатии. Решить эту проблему могли бы специальные интегрированные классы по 10–12 человек, где к каждому ученику — индивидуальный подход. Сейчас этот вопрос рассматривается.

СДВГ сопутствуют иные психические, поведенческие отклонения. Наиболее часты компульсивные действия (дети грызут ногти, вертят что-нибудь в руках, качаются на стуле — таким образом они включают свое внимание). У 20–30% наблюдаются невротические симптомы или их сочетание: тики, заикание, энурез, энкопрез (каломазание).

Заболевание невозможно ликвидировать, развивая лишь внимание. Эффективна система мотивации и поощрения. Нужно все время заинтересовывать маленького сорванца: вознаграждать за успехи (например, за хорошие оценки в школе). Нельзя применять физическое наказание. Если он провинился (подрался с одноклассником, не слушался учителя), можно лишить его любимой игрушки, похода в кино, компьютера. В этом случае действует правило «пяти поощрений и одного наказания» (5 раз похвалить, 1 — наказать).
 
В мировой психиатрической практике среди причин, вызывающих cиндром дефицита внимания и гиперактивности, на первое место ставятся семейные факторы, на второе — низкий вес при рождении (связанный или нет с недоношенностью), на третье — употребление мамой во время беременности алкоголя, табака, перинатальные патологии.

Специалисты нашей кафедры провели клиническое эпидемиологическое исследование 302 детей 3–14 лет. Семейные факторы присутствовали в 70% случаев, т. е. на детское развитие влияли эмоциональные проблемы родителей (нетерпимость, депрессия и др.).
 
У 40% детей с СДВГ есть клинические симптомы депрессии, у 17% — суицидальные мысли, которые они высказывают вслух. Это вызвано негативным или несправедливым к ним отношением со стороны учителей или родителей. Дети начинают думать, что их не любят.

Два года в диспансере ведется психообразовательная работа с папами и мамами. На групповых занятиях мы выявляем факт неграмотного, непоследовательного или противоречивого воспитания (гипер- или гипоопеки и т. п.), помогаем взрослым выработать адекватное восприятие своего ребенка, научиться принимать его таким, какой он есть. Ключевыми являются 3 постулата: любовь, терпение и контроль. Записаться на консультацию можно по тел. (8–017) 315–08–29.

Полтора года назад впервые на постсоветском пространстве мы начали применять методику скрининговой диагностики — шкалы Vanderbilt. По ним определяют форму СДВГ (а значит, прогноз), степень тяжести, сопутствующие поведенческие и невротические расстройства, что дает возможность составить индивидуальный план помощи каждому пациенту. Это анкета из 55 вопросов, на каждый из которых предлагается по 4 варианта ответа (заполняют родители или учитель). Например: Поступает ли ребенок наперекор другим? Покидает свое место в классе, не может усидеть? Варианты: никогда, иногда, часто, очень часто. Им соответствует определенное количество баллов (от 0 до 3). В итоге подсчитывается сумма баллов и дается расшифровка. Чем цифра меньше, тем слабее выражен синдром и благоприятнее прогноз. Эти шкалы помогают также отслеживать динамику и эффективность лечения.


Анна БЕЛЯЕВА, студентка Института журналистики БГУ
Фото автора
Медицинский вестник, 3 декабря 2009