Лахвич Федор Федорович

к.х.н., доцент
Лахвич Федор Федорович
Информация

В 1991 году окончил с отличием химический факультет БГУ.

В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию «Синтез и стереохимия производных α,β-дигидрокси и α-амино-β-гидроксиизонипекотиновых кислот на основе пиперидин-4-онов» по специальности «02.00.03 Органическая химия», имеет ученое звание доцента по специальности «Химия» (2000).

С 1993 года работал ассистентом, потом доцентом кафедры органической химии БГУ, а с 1999 по 2013 заведующим кафедрой химии БГПУ. В течение данного периода преподавал дисциплины 'Органическая химия', 'Биофизика', 'Медицинская и биологическая физика', 'Стереохимия'. В 2003-2004 проводил исследования в области химии птеридинов в университете г. Констанц (ФРГ), в 2013 году стажировался в Шяуляйском университете (Литва) по тематике визуализации преподавания химических и медико-биологических дисциплин.

С ноября 2013 года работает доцентом кафедры биоорганической химии БГМУ. Читает лекции и проводит занятия по дисциплинам «Органическая химия» и «Биоорганическая химия» на русском и английском языках. Ответственный за преподавание и функционирование электронных ресурсов по органической химии в системе «Moodle».

Является членом редколлегий международных журналов 'Journal of Baltic Science Education' и 'PEC', заместителем руководителя секции «Химия» (Президиум по профессионально-техническому, среднему специальному, высшему, послевузовскому образованию, дополнительному образованию взрослых) и членом секции «Химия» (Президиум по дошкольному, общему среднему, специальному образованию) научно-методического совета Министерства образования РБ. Неоднократно выступал с пленарными докладами на международных конференциях и симпозиумах, лекциями перед студентами и преподавателями зарубежных университетов.

Область научных интересов включает исследования в сфере химических (химия гетероциклических и карбонильных соединений; биологическая химия, стереохимия) и педагогических (философия, методология и методика преподавания химии; педагогика высшей школы) наук.

Является автором более 160 научных, методических и научно-методических публикаций, в том числе пособий для учащихся и студентов.

Наиболее значимые работы:

  • Стереохимия гидроцианирования гидроксипиперидин-4-онов / ХГС.-1993, N5.-С. 673-676 (совторы Станишевский Л.С., Хрипач Н.Б. )
  • Стереохимия гидроцианирования 3-гидрокси-4-алкилиминопиперидинов / ХГС.-1994, N9.-С. 1219-1221 (совторы Станишевский Л.С., Хрипач Н.Б. )
  • Синтез спироциклических 1,3-диоксолан-4-онов на основе a-гидроксиамидов / ХГС.-1994, N9.-С. 1216-1218 (совтор Станишевский Л.С.,)
  • Stereochemistry and products of addition of tert-butylisonttrile at the carbonyl group of 3-hydroxypiperidin-4-ones. / Chem. Het. Comp. 1997. V 33 (4), P. 448-451 (совторы LakhvichA.F.. Stanishevskii L.S.)
  • Внутримолекулярная водородная связь и структура стереоизомерных a,b-дигидроксипиперидинкарбонитрилов // ЖПС.-1998.-Т. 65, N 2. С. 287-289(совторы Станишевский Л.С., Гарбуз Н.И.)
  • Crystal and Molecular Structure of the 1;1 Molecular Complex between 1e-Benzyl-3e-Hydrxy-3a-Methyl-4a-Tosylhydrazo-6e-Phenylpiperidine-4e-Carbonitrile and Diethyl Ether // Crystallography Reports 2001. V45, P. 93-96 (совторы Lyahov A.A. Govorova A.A. Stanishevskii L.S.)
  • Изучение основных понятий стереохимии в средней школе / Хімія: прабл. выкладанння 1997.-№7.-С. 3-19.
  • Химические аспекты происхождения жизни / Хімія: прабл. вы-кладанння 2000.-Вып. 1. С. 3-24.
  • Химическое образование для студентов биологических специальностей педагогических Вузов.// Хімія: праблемы выкладання, 2001, №2 С 73-84
  • Формирование химического мышления у студентов биологических специальностей вузов в процессе преподавания органической химии. // Хімія: праблемы выкладання, 2001, №6 С. 94-102
  • Реформа химического образования в высшей школе Германии Свиридовские чтения. Вып.1. Минск: 2004. С. 206-210. (совтор Суханкина Н.В.)
  • Condensed Visualization Technology for effective Teaching Chemistry Science and Techno-logy Education in the Central and Eastern Europe: Past, Present and Perspectives. /Ed. by V.Lamanauskas and G.Vaidogas Siauliai: Leidukla Lucilijus, 2007, pp.72-79
  • Сравнительная характеристика профильного обучения в Беларуси, Литве и России Kimijas izglitiba skola –2007”, Riga 2007, pp.52-58 (совтор Гефенас В.)
  • Adequate Modeling for Better Understanding (Chemistry Paradigm). / Europe needs more scientists-the Role of ECE Science Educators Ed. by J Hallbrook and M. Rannikmae. Tartu: 2007,pp. 112-119
  • Environmentally friendly teaching of Chemistry // Trends in Chemical Curriculum. CharlesUni: Prague 2008, p 1-5 (совторы Krumina A., Bilek M.)
  • Реформы высшего образования в странах Прибалтики / Весцi БДПУ.- 2008.- Серия 1.- №1.- С.8-11 (совтор Суханкина Н.В.)
  • Технология конденсированной визуализации в процессе изучения органической химии // Свиридовские чтения: Вып. 5., 2009. С. 286-294 (совтор Травникова О.М.)
  • Частнодидактические принципы конструирования и отбора содержания курса органической химии // Хімія: прабл. выклад. 2009, №.5 С 15-20
  • Инновационная технология презентации содержания курса органической химии на начальном этапе обучения // Кіраванне ў адукацыі. – 2009, №12, С.31-38
  • Удивительный мир органической химии.1-3-е изд .Учебное пособие для учащихся // Мн.: Адукацыя і выхаванне. – 2010,2012, 2014, 160 с. (совтор Травникова О.М.)
  • Удивительный мир органической химии.1-3-е изд .Учебное пособие для учителей // Мн.: Адукацыя і выхаванне. – 2010,2012, 2014, 132 с. (совтор Травникова О.М.)
  • Химия в таблицах и схемах. 1-3-е изд. // Минск: Аверсэв, 2009, 2011, 2013. 132 С. (совтор Травникова О.М.)
  • Science Education: Search for Harmony And Beauty // JBSE 2010; 9(2): P.84-86
  • Students’ attitude to the role of Science and Technology in Modern Society Scientific //Papers University of Latvia. 2011., V. 778, P. 87-93 (совторы Gedrovits J, Bilek M, Tolentino-Neto L.)
  • Visualisation-assisted teaching: can virtual give rise to real knowledge? // PEC 2012; 42(42): P.5-7
  • Уроки химии в 7—11 классах : учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения Аверсэв, 2015, 325 с. (совторы Аршанский Е.Я., Т. А. Колевич и др.)
  • Контрольно-измерительные материалы. Химия. Контрольные и проверочные работы. Тестовые задания. VII – XI классы. 1-5-е изд. – Минск: Аверсэв, 2012,2013,1014,2015,2016 271 с. (совторы Аршанский Е.Я., Т. А. Колевич и др.)
  • Pure and Applied, Moral and Pragmatic: The Proper Way To Improve Science Education. // JBSE2013; 12(5):544-54
  • Science paradigm and publishing adequacy: what we would like to read in scientific journals. // PEC2013; 57 (57): 5-7
  • Science and Communication: How to Transfer Knowledge? JBSE2014; 13(5):592-595.
  • Students interest in science topics as an indicator of their attitudes to science: an international comparison (Interés por los temas de ciencias naturales como indicador de la actitud científica de los estudiantes) / Journal of Science Education. 2014. ‑ V. 15, p. 8-13, (совторы Gedrovits J., Bilek M., de Tolentino-Neto L.)
  • Электрохимическое и электрофоретическое детектирование гибридизации на комплексах ДНК/углеродные нанотрубки: SNP-генотипирование. / Вестник Фонда фундаментальных исследований– 2014.- Т. 3 (14). – С. 63-88 (совторы Егоров, А.С., Егорова В.П. и др.)
  • Органическая химия. Практикум в 2 частях. Часть 1. Мн.: БГМУ 2016. 131 с. (соавторы: Л.Э. Зайтуллаева, Ринейская О.Н., Фандо Г.П.)
  • Органическая химия. Практикум в 2 частях. Часть 2. Мн.: БГМУ 2016. 171 с. (соавторы: Ринейская О.Н., Фандо Г.П.)
  • Органическая химия: практикум для студентов заочного отделения фармацевтического факультета. 2-е изд., переработанное. Мн.:БГМУ2016. 116с. (соавторы: РинейскаяО.Н., Фандо Г.П.)
  • Modelling in Science and Education: The Way to Get the Better Results in Real through the Use of an Idealized Understanding. JBSE2017; 16(2):136-139.