Развитие коммуникативных навыков в коллективе учебной группы

Личностные качества, приобретенные студентами-медиками в процессе обучения, во многом влияют на профессиональную деятельность. Успех в профессии будет зависеть не только от полученных знаний и выработанных практических навыков, но и от того, насколько хорошо будут развиты навыки общения с людьми, насколько успешно будущие врачи научатся находить подход к определенному человеку, насколько хорошо научатся работать в коллективе, контактировать и взаимодействовать с коллегами.

Во втором полугодии для студентов 2-го курса лечебного факультета Белорусского государственного медицинского университета педагогом-психологом сектора социально-педагогической и психологической работы организуются и проводятся тренинговые занятия, направленные на развитие коммуникативных навыков и формирование социально-психологического микроклимата.

Развитие студенческой группы начинается со знакомства и проходит определенные стадии, а вершиной социальной зрелости группы считается достижение уровня сплоченного коллектива. Один из наиболее значимых критериев оценки социальной зрелости группы – высокий показатель по уровню организационного и психологического единства.

Признаками организационного единства является согласованное взаимодействие и взаимопомощь членов группы, их стремление к сотрудничеству как внутри группы, так и с другими объединениями в высшем учебном заведении. Психологическая единство – это общее настроение, тон группы, который создает эффект защищенности для каждого ее члена. Тремя сторонами психологического единства академической группы выступают интеллектуальная, эмоциональная и волевая. При этом эмоциональная сторона характеризует общую атмосферу взаимоотношений, уровень дружелюбия и взаимной толерантности к недостаткам других.

Важными являются и владение врачом собственными эмоциями, способность проявлять эмпатию, сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом. Адекватная коммуникация врача предполагает правильное понимание и соответствующее реагирование на поведение пациента. В личностном плане успешная коммуникативная компетентность обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных задач.

В процессе тренинга студенты узнают о приемах понимания и осознания своих эмоций и чувств. В помощь студентам в том числе предлагаются приемы и методы психической саморегуляции эмоциональных состояний.

Светлана Конон, педагог-психолог сектора социально-педагогической и психологической работы БГМУ, фото автора