Памяти святителя Луки, исповедника, архиепископа Симферопольского

Памяти святителя Луки, исповедника, архиепископа Симферопольского

В последний учебный день семестра, 11 июня, на кафедре эпидемиологии Белорусского государственного медицинского университета прошла необычная информационно-просветительская акция, посвященная 60-летию со дня смерти святителя Луки, идейным вдохновителем которой стал профессор кафедры, доктор медицинских наук, профессор Григорий Николаевич Чистенко.

Вопросам нравственности и духовного воспитания будущих врачей Григорий Николаевич всегда уделяет особое внимание, считает это важной составляющей образовательного и воспитательного процесса. Присутствовавшие на мероприятии студенты 3-го курса медико-профилактического факультета (группы 3303 и 3304) и преподаватели кафедры эпидемиологии на одном дыхании слушали интереснейший рассказ профессора об этом удивительном человеке, в натуре которого слились воедино преданность медицинской профессии и любовь к науке, служение Богу и забота о людях, ум и честь, умение противостоять трудностям и быть милосердым к ближнему, что необычайно важно как для студентов, так и для опытных врачей. Ведь такие жизненные истории надолго оставляют свой след в душе и служат источником вдохновения в жизни и профессии.

…Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился 27 апреля 1877 года в городе Керчи в семье провизора. Религиозного воспитания он не получил, но унаследовал религиозность от отца. В Киеве, куда семья переехала впоследствии, Валентин окончил гимназию и рисовальную школу. Будущий архиепископ с детства увлекался живописью и собирался поступать в Петербургскую академию художеств. Однако чуть позже он решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей», избрал вместо живописи медицину и поступил на медицинский факультет Киевского университета.

Учился прекрасно, был старостой группы, особенно преуспевал в изучении анатомии: «Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии… Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии». Он блестяще окончил обучение
(1903 год) и после выпускных экзаменов, ко всеобщему удивлению, заявил о намерении стать земским врачом: «Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь земским, мужицким врачом».

По окончании университета в составе медицинского отряда Красного Креста участвовал в Русско-японской войне. Работал в эвакуационном госпитале в Чите, заведовал хирургическим отделением, все проведенные им операции были успешными. Там встретил сестру милосердия Анну Ланскую, ставшую его женой и матерью четырех детей. Вскоре после свадьбы семья переехала сначала в Ардатов Симбирской губернии, затем в село Любаж Фатежского уезда Курской губернии, где Валентин Феликсович много трудился земским врачом по 14–16 часов в сутки, сочетая универсальную врачебную работу с организационно-профилактическими работами в земстве. Он много оперирует и ведет научные исследования.

В 1915 году выходит первая книга Валентина Войно-Ясенецкого «Регионарная анестезия», посвященная вопросам местного обезболивания при оперативном лечении больных. В 1916 году за этот труд он был удостоен ученой степени доктора медицинских наук и премии Варшавского университета.

В 1917 году, когда в больших городах гремели раскаты революции, Валентин Войно-Ясенецкий назначен главным врачом Ташкентской городской больницы, он поселился с семьей в этом городе. В 1919 году в возрасте 38 лет скончалась от туберкулеза его супруга. Доктор Валентин очень тяжело переживал утрату близкого человека и с головой ушел в работу в больнице и в университете, где он вел курс анатомии и хирургии.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий часто принимал участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями многих положений научного атеизма. По окончании одного из таких диспутов, на котором он аргументированно и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в сторону и сказал: «Доктор, вам надо быть священником». Хотя Валентин никогда и не помышлял о священстве, он тотчас принял предложение иерарха. В ближайшее воскресенье был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея.

Валентин Войно-Ясенецкий сочетал работу врача и профессора со служением в церкви. Службы и проповеди он проводил только по воскресеньям, а на занятия со студентами в будние дни приходил в рясе. Ему принадлежат слова: «Широкая образованность и глубокое приобщение к науке… не только не уводят от Бога, а напротив приводят к Нему всех тех ученых, которым свойственны глубокие вопросы духа…».

В 1923 году, когда из-за спровоцированного обновленческого раскола в лоне церкви возникли раздоры и епископ Ташкентский вынужден был скрыться, управление епархией он возложил на отца Валентина и еще одного протопресвитера. В это время проездом в Ташкенте находился ссыльный епископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский), который одобрил избрание отца Валентина в епископат и через очень короткое время постриг Валентина в монахи с именем Лука, отправив в небольшой городок недалеко от Самарканда. Через полторы недели после возвращения в Ташкент он был арестован органами безопасности, обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на три года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.

По пути в ссылку условия были ужасающими, но, несмотря на это, врач проводил хирургические операции, спасая от верной смерти страждущих, которых ему приходилось встречать на этом пути. В ссылке он также работал в больнице и сделал много сложных операций. В 1926 году был освобожден и вернулся в Ташкент.

Около трех лет Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий спокойно продолжал свою деятельность. В 1930 году его коллега по медицинскому факультету профессор Михайловский, потеряв рассудок после смерти сына, решил оживить его с помощью переливания крови, а затем покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы, а также учитывая психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение захоронить его по церковному обряду. Местные власти воспользовались этой ситуацией и обвинили епископа в пособничестве убийству профессора. Епископ Лука был арестован, его подвергали непрерывным допросам, после которых уводили в карцер, что подорвало здоровье. Вскоре он был осужден на трехлетнюю ссылку. Снова путь в ужасающих условиях, после которого работа в больнице в Котласе и Архангельске с 1931 по 1933 год. Затем епископа перевели в Москву для новых допросов. Там же ему сделали предложение по продолжению научных исследований с условием, что он отречется от сана. Святитель Лука ответил твердым отказом.

В 1933 году после освобождения от ссылки он вернулся в Ташкент, где устроился на работу в небольшой больнице. В 1934 году опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы.

В 1937 году против святителя Луки было выдвинуто очередное обвинение. На этот раз его вместе с архиепископом Ташкентским и другими священниками обвиняли в создании контрреволюционной церковной организации. Святитель был подвергнут допросу «конвейером»: в течение 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. В 1940 году он в третий раз был отправлен в ссылку, в Сибирь. В результате многочисленных прошений ему разрешили работать хирургом и продолжить в Томске научные исследования. Когда началась Великая Отечественная война, епископ Лука, находясь в ссылке, отправил телеграмму Михаилу Калинину: «Являюсь специалистом по гнойной хирургии, могу оказывать помощь воинам… По окончании войны готов вернуться в ссылку». Ответ пришел незамедлительно: «Перевести в Красноярск, назначить консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя № 1515».

Митрополит Сергий возвел епископа Луку в сан архиепископа. В этом сане он принял участие в Соборе 1943 года и стал членом постоянного Синода.

Во время войны религиозные преследования несколько ослабли, и святитель Лука приступил к обширной программе возрождения религиозной жизни, с удвоенной энергией отдавшись проповедничеству. В 1944 году вместе красноярским госпиталем святитель Лука переезжает в Тамбов. Там он управляет епархией и работает над публикацией различных медицинских и богословских трудов, в частности – апологии христианства против научного атеизма, озаглавленной «Дух, душа и тело». В этой работе святитель защищает принципы христианской антропологии при помощи твердых научных аргументов.

В феврале 1945 года за большой вклад в архипастырскую деятельность святитель Лука награждается правом ношения креста на клобуке. За патриотизм ему была вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В 1946 году архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

В 1946 году архиепископ Лука переводится в Крымскую епархию и назначается архиепископом Симферопольским. Там он до конца своих дней будет лечить души и тела страждущих. По состоянию здоровья святитель Лука был вынужден прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам советами. В 1956 году он полностью ослеп, но продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией.

Земная жизнь святителя Луки закончилась 11 июня 1961 года в День всех святых.

Постановлением Синода Украинской православной церкви от
22 ноября 1995 года святитель Лука был причислен к лику местночтимых святых. На Архиерейском соборе Русской православной церкви в 2000 году святитель Лука причислен к лику святых для общецерковного почитания.

Мощи архиепископа Симферопольского Луки (Войно-Ясенецкого) почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферопольской и Крымской епархии.

Григорий Чистенко, профессор кафедры эпидемиологии, доктор медицинских наук, профессор, Ирина Вальчук, заведующий кафедрой эпидемиологии, кандидат медицинских наук, доцент, иллюстрации предоставлены авторами