Федор Петрович Гааз – «святой доктор».

Федор Петрович Гааз

26 февраля состоялась встреча доктора фармацевтических наук, профессора Елены Георгиевны Эльяшевич со студентами лечебного факультета. Е.Г. Эльяшевич рассказала молодым людям об удивительном докторе – Федоре Петровиче Гаазе.

Великолепный врач и гениальный ученый Фридрих Йозеф (именовавшийся в России Федором Петровичем) Гааз родился 24 августа 1780 г. в Германии, в г. Бад-Мюнстерайфель на Рейне. В 17 лет будущий ученый досрочно закончил этот университет, а в 20 – получил медицинское образование. В 1805–1806 гг. доктор Ф.-Й. Гааз специализировался по офтальмологии в Вене. После успешного лечения глаз от трахомы русского посланника при Венском дворе князя Н. В. Репнина молодой врач получил приглашение переехать в Россию.

Поселившись в Москве, доктор Гааз сразу же приобрел обширную практику, получил место терапевта в трех московских больницах: Павловской, Екатерининской и Преображенской. Доктор проводил лечение с превосходными результатами и, как правило, бескорыстно.

Кроме лечения больных Федор Петрович занимался научными исследованиями: изучал воздействие на организм минеральных вод. Благодаря его исследованиям с 1820-х по 1850-е годы началось создание курортов на Кавказских источниках.

Во время Отечественной войны 1812–1814 гг. Федор Петрович служил в качестве хирурга в Русской армии М. И. Кутузова, участвовал в европейском походе. Он лечил раны бойцов под Смоленском и при Бородино.

Поначалу Федор Петрович лечил людей богатых и состоятельных, что позволило ему быстро достичь материального благополучия – иметь прекрасный большой дом в Москве, богатую картинную галерею, имение в подмосковных Тишках, суконную фабрику и иную недвижимость. Однако на шестом десятке доктор Гааз стал бесплатно лечить всех, обращавшихся к нему бедных больных, а также продолжал безвозмездно оказывать врачебную помощь в приютах, богоугодных заведениях и консультировать врачей, работавших в различных лечебных учреждениях.

В 1825 г. доктору Гаазу удалось пресечь эпидемию тифа в губернском тюремном замке (ныне Бутырская тюрьма) и он получил должность штадт-физика (главного врача) Медицинской конторы, а также стал главным врачом Москвы.

Возглавляя медицинское ведомство столицы, доктор Гааз впервые в России разработал основные положения о работе городской неотложной медицинской помощи. Он предлагал при освидетельствовании душевно больных изучить признаки болезни, провести опрос родных и т. д., что затем следовало использовать при определении диагноза. В течение года навел чистоту во всех больницах, починил аптечные склады. Многие преобразования доктор Гааз осуществлял за счет собственных средств.

В 1828 г. Федор Петрович был избран членом Комитета попечительства о тюрьмах. Он всеми силами пытался отстоять больных, старых, убогих, подчас невиновных, и помочь им. Доктор Гааз был убежден, что между преступлением, несчастьем и болезнью есть тесная связь и их трудно разграничить. Поэтому необходимо справедливое, без напрасной жестокости отношение к виновному, деятельное сострадание к несчастному и лечение больного. Это было его кредо, и он не изменял ему никогда.

В то время в тюрьмах одновременно с уголовными преступниками находились и те, кто совершил мелкие нарушения, а также оказавшиеся, к примеру, без паспортов. Местопребывание в тюрьмах было ужасным. Даже в столице полутемные тюремные помещения были сырые, холодные, невыразимо грязные, переполненные арестантами. Мужчины содержались вместе с женщинами, дети и неисправные должники – вместе с закоренелыми злодеями. Все они были полуголодными, полунагими, лишенными почти всякой врачебной помощи. Господствовало отчаяние и озлобление, усмиряемое через меры обуздания: надевались колодки, ошейники со спицами, практиковалось приковывание к тяжелым железным «стульям» и др.

 Отныне все свои силы, время, деньги Федор Петрович тратил на облегчение участи заключенных и ссыльных: боролся за то, чтобы видеть достоинство человека даже в каторжниках, не топтать их человеческую сущность. Он выступал против ношения арестантами кандалов и причинения им телесных наказаний.

Доктора Гааза знала и любила вся Москва. Если извозчику говорили: «Вези в Полицейскую больницу!», то он уточнял: «В Гаазовскую? Понятно». В этой больнице, оказав больным медицинскую помощь страждущим, их не выставляли на улицу, а пристраивали на службу или в богадельню, в отдельных случаях оплачивали дорогу домой.

Милосердие было смыслом жизни Федора Петровича. Прожив в России 47 лет (1806–1853 гг.) он от всего сердца, часто не щадя себя, помогал арестантам, нищим, бродягам, униженным и оскорбленным, просящим и несчастным и т. д.

Было бы излишним говорить о том, как больные относились к своему «доброму доктору». Сохранились документы, свидетельствующие об их любви к нему. В одном из свидетельств современников утверждается, что «врачуя тело, Гааз умел врачевать и упавший или озлобленный дух, возродив веру и возможность добра на земле». «Спешите делать добро», – эти слова Федор Петрович написал в своей книге «Призыв к женщинам», опубликованной посмертно.

Когда ему исполнилось семьдесят три года, он внезапно заболел карбункулом – гнойно-некротическим воспалением кожи. По свидетельству друзей, доктор Гааз не жаловался на свою болезнь, а продолжал заботиться о бедных, больных, заключенных, оставаясь добродушным и приветливым.

Смерть наступила 16 августа 1853 г. Хоронить доктора Гааза пришлось на казенный счет, потому что, как оказалось, все его имущество состояло из нескольких рублей, поношенной одежды, старой мебели и подзорной трубы, сквозь которую он любил наблюдать за звездами. Его последние слова были: «Спешите делать добро».

В последний путь «святого доктора» провожали со скорбью и слезами 20 тысяч человек (из 170 тысяч всего населения Москвы). Гроб несли на руках до Введенского (бывшего Немецкого) кладбища, находящегося на Введенских горах.

В честь доктора названо Федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение «Областная больница имени доктора Ф. П. Гааза», подчиняющаяся Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) в России по Санкт-Петербургской области. При ФСИН утверждена медаль имени доктора Гааза, которой награждают врачей, работающих в колониях и тюрьмах. Имеется памятник в селе Тишково Пушкинского района Московской области (село Тишки принадлежало Гаазу с 1812 по 1831 г.). В Перми находится детский онкогематологический центр, который носит имя Ф. П. Гааза. 26 ноября 1987 г. в Одессе был создан Фонд социальной помощи имени доктора Ф. П. Гааза. В честь Гааза названы улицы в городах Москва, Ессентуки и Железноводск. С 1989 г. немецкая школа в Москве носит имя Гааза. В честь доктора поставлена Мемориальная доска на здании школы в Кёльне. Имя Федора Петровича Гааза носит гимназия № 58 города Гомеля.

У Федора Петровича Гааза не было ни жены, ни детей, но у него были многочисленные воспитанники – наследники его дел, ученики его порядочности и человеколюбия.

Мы, врачи XXI века, также стремимся учиться у «святого доктора» любить людей, помогать им, лечить бескорыстно, думать о них, по возможности общаться с ними, держать все время в поле своего зрения их здоровье и благополучие, то есть «спешить делать добро».