Адаптационный тренинг – возможность для первокурсников успешно освоить студенческую среду

Адаптация к обучению в учреждении образования является одной из актуальных в высшей школе. Перед первокурсником в самом начале его студенческой жизни возникает необходимость освоения незнакомых способов организации учебного процесса, новых видов деятельности, задача вхождения в новый коллектив сверстников и преподавателей. Успешность и эффективность вузовского обучения во многом зависит от способности студента уже на первом курсе освоить эту неизвестную для него среду. Такую возможность дает адаптационный тренинг. Участвуя в нем, первокурсники анализируют свои возможности, знакомятся со сверстниками, получают поддержку группы, разрешают возникшие конфликты в безопасном психологическом режиме, определяются со своей новой социальной ролью.

Технология тренинга способствует социализации личности, формированию умений сотрудничать, приобретению знаний и опыта в ходе коллективной деятельности, формированию готовности принимать решение, развитию творческого потенциала, умения выбирать оптимальные пути решения возникающих проблем. Это именно тот опыт, который необходим вчерашнему школьнику для освоения социальной роли студента. Это опыт, который трудно приобрети на лекциях или семинарах, который зачастую складывается стихийно, путем проб и ошибок, и который может успешно формироваться в условиях тренинга.

Поступив в учреждение высшего образования, студент стремится получить необходимые знания и навыки, которые дадут ему возможность преуспеть в избранной профессиональной сфере. Однако профессиональный успех опирается еще и на целый ряд важнейших компетентностей, которые позволят будущему специалисту преодолевать широкий спектр профессиональных и жизненных проблем. Это умение решать сложные задачи, критическое мышление, креативность, умение управлять людьми, навыки координации и взаимодействия, эмоциональный интеллект, способность к быстрому принятию решений, умение вести переговоры, когнитивная гибкость. С формированием таких умений успешно справляются педагоги-психологи сектора социально-педагогической и психологической работы.

Студенты первого курса лечебного факультета Белорусского государственного медицинского университета уже на первых тренинговых занятиях продемонстрировали высокий уровень коммуникативных навыков, проявили внимание, заботу и поддержку в отношении с одногруппниками, эмоциональность в выражении своих чувств и неординарность в выполнении заданий. Итоговые фотографии группы стали отражением мечты о будущей профессии и главных жизненных ценностей. Каждая группа стремилась продемонстрировать свою сплоченность, проявить изобретательность, неповторимость и оригинальность, раскрыть талант и доказать, что с настоящей дружбой возможно все.

Светлана Николаевна Конон, педагог-психолог сектора социально-педагогической и психологической работы БГМУ, фото из архива сектора