«Высшая школа: проблемы и перспективы» – междисциплинарная научно-методическая конференция с представительством БГМУ

XV Междисциплинарная научно-методическая конференция «Высшая школа: проблемы и перспективы» состоялась 18 ноября на базе ГУО «Республиканский институт высшей школы». Приветствовал ее участников ректор Республиканского института высшей школы Юрий Павлович Бондарь, который выступил на актуальную тему «О концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования».

Вступление человечества в новую эпоху требует новых знаний, перестройки всей системы образования. Новая реальность требует новой объединяющей идеи глобального масштаба, которая и должна быть положена в фундамент образования. Духовность, нравственно-гуманистические ценности, которые в течение веков вырабатываются в обществе, должны быть фундаментом и сутью общественно-государственного обустройства. Ценности как предельные высшие смыслы человеческой жизни выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны бытия, носят общечеловеческий и общенациональный характер. Однако фиксируется расхождение между официально провозглашенными ценностями и идеалами с реальностью. В современном обществе имеет место притупление нравственных чувств у молодежи, особенно в студенческой среде, и как следствие этого – одиночество, пессимизм, нечеткие жизненные ориентиры, этические установки.

Исходя из Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, где национальным богатством является человек, в центре внимания государственной политики – гармоничное развитие личности (физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное), накопление умений, компетенций, индивидуальных способностей, бережного отношения к природе и самому человеку.

Приоритетным направлением развития современного высшего медицинского образования является подготовка будущего врача, ответственного за результаты своей профессиональной деятельности, направленной на сохранение жизни и здоровья пациента, улучшение качества его жизни. Несмотря на особую человекоориентированность, профессия врача, тем не менее, испытывает на себе большое влияние цифровизации и инновационных технологий, порой отодвигающих на второй план этическую составляющую. По мере внедрения новейших технологий в практику современной медицины и здравоохранение, развития медицинских биотехнологий усиливается значение сформированности у врачей ответственности за жизнь и здоровье пациентов.

В сложившихся условиях особая роль в современном белорусском обществе принадлежит высшему профессиональному образованию, поскольку серьезные изменения в разных сферах государства требуют основательной профессиональной ориентации специалистов, развития профессиональных компетенций. Важнейшим направлением развития профессиональной подготовки в данных условиях является определение ценностных ориентаций, моделирование ценностной системы образования и аксиологической сферы специалиста.

Вопросам нормативно-правового обеспечения системы высшего образования уделил особое внимание начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Беларуси Сергей Антонович Касперович.

Сотрудничеству в области инновационного обучения и преподавательской практики в рамках европейского пространства высшего образования посвятила выступление проректор по учебной работе МГЛУ, член национальной группы экспертов по реформированию высшего образования Елена Витальевна Бетеня.

На конференции были затронуты насущные темы в условиях пандемии: «Совершенствование образовательного процесса в учреждениях высшего образования с использованием информационно-коммуникационных технологий» (Евгений Николаевич Шнейдеров, проректор по учебной работе БГУИР), «Развитие универсальных компетентностей в системе высшего образования» (Денис Витальевич Николаев, специалист по образованию Всемирного банка), «Секторальная рамка квалификаций в сфере образования как основа модернизации содержания образовательных программ высшего образования» (Елена Леонидовна Касьяник, проректор по учебной работе Республиканского института профессионального образования») и другие.

Не остались в стороне и сотрудники Белорусского государственного медицинского университета: ими были подготовлены актуальные темы по направлению «Высшее образование в поисках качества»:

  • Татьяна Александровна Совостюк «Роль биоэтических ценностей и принципов в формировании профессиональной культуры студента медицинского вуза»;
  • Людмила Валентиновна Кухаренко, Михаил Всеволодович Гольцев «Использование смешанного обучения в учебном процессе на теоретической кафедре университета как элемент повышения качества высшего медицинского образования»;
  • Ольга Николаевна Белая, Ирина Александровна Гузелевич «Профессионально-ориентированное содержание физики в медицинском вузе».

Завершил пленарное заседание конференции главный научный сотрудник Научного центра ГУО «Республиканский институт высшей школы», профессор Виктор Анатольевич Гайсёнок, выступивший с докладом «Патриотическое воспитание молодежи Республики Беларусь: современное состояние и перспективы развития».

Татьяна Совостюк, заместитель декана стоматологического факультета БГМУ, иллюстрации предоставлены автором