Уникальная дистанция… в оптимальной форме

С наступлением второй волны пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 мы стали свидетелями небывалой консолидации медиков, мобилизации физических и моральных сил каждого из нас. Стоит признать, что лишь благодаря координации и сплоченности, рассудительности и мужеству здравоохранения ситуация и по сию минуту, хоть и вселяет в сердце тревогу, остается контролируемой. Многое изменилось и еще большее было вынуждено измениться, многим приходится жертвовать и со многим необходимо примириться. И здесь вспоминаются строки песни: «Но, если бы ты не вернулся назад, кто бы пошел вперед?». Как нельзя лучше они очерчивают чувства каждого студента БГМУ, ведь мы также часть сообщества медиков.

По-разному в студенческой среде было принято введение дистанционного обучения (одни с облегчением приняли образ самоизоляции, дабы оградить ближних от малопонятной болезни, иные были раздосадованы исключением из занятий столь важной практической составляющей), однако всеми овладело, в некотором роде, поскольку впервые образование в нашей Alma mater, включая экзаменационную аттестацию, стало обеспечивается в подобной форме. Недюжинный организаторский талант и способность к импровизации потребовались преподавателям, сотрудникам, администрации университета для реализации многообразного и насыщенного учебного процесса во Глобальной сети, столько труда и сил было вложено в переработку и насыщение учебно-методических комплексов дополнительной информацией! Именно им мы обязаны оперативному и плавному переходу в дистанционный формат этой осенью, едва лишь стало ясно: эпидемиологическая обстановка вновь ожидаемо усугубляется. Всем нам, однако, пришлось непросто, ведь явный дефицит личного живого общения и работы с пациентами потребовал нашего умения трудиться самостоятельно. Можно нескончаемо долго описывать непростые и компромиссные моменты, трудности и нюансы нынешнего положения, но мы бы хотели сегодня заострить внимание на ряде внезапных, можно сказать, неочевидных преимуществ, что присущи обучению online.

 

На связи со всем миром

Ни для кого не секрет, что роль видеоконференций, онлайн-консилиумов, вебинаров и других способов взаимообогащения опытом среди современных врачей стала более чем значимой. Теперь уже со студенческой скамьи практические занятия в форме видеовстреч тренируют навык участия в подобных мероприятиях, прививают специфический этикет и приучают извлекать ценные для себя сведения. Очевидно, в грядущем актуальность этих умений лишь возрастет.

 

Отделяя зерна от плевел

Пытливый ум, насыщенный, казалось бы, до предела, всегда лишь пополняется знаниями и рождает сотни вопросов, требующих учебы, учебы и еще раз учебы. Что говорить о студенте медицинского вуза, для которого ценность познания связана с ценностью человеческой жизни и здоровья! Именно поэтому даже необъятные просторы электронного учебно-методического комплекса со временем начинают быть тесными для вдумчивого и прилежного студента, он всегда ищет большего. А внушительный объем самостоятельной работы дополнительно стимулирует нас искать и находить, сравнивать и анализировать сотни источников, формируя культуру поиска валидной и качественной информации на заслуживающих доверия ресурсах.

Labore et scientia

Несмотря на все нарастающий темп жизни, дистанционное обучение позволяет студенту сэкономить значительное количество времени на переезды между кафедрами, тем самым давая возможность сосредоточиться на том, что можно смело назвать союзом собственной карьеры и светлого, здорового будущего человечества. Речь, конечно, о научно-исследовательской работе студентов. Стоит помнить, что камень точит не сама вода, а ее течение, пусть поначалу самое малое. И нам стоит уже сегодня задуматься о том, кто внедрит новые методы лечения и профилактики, кто модернизирует старые, кто, кстати говоря, детально изучит SARS-Cov-2, подарит миру надежную защиту от него и двинется дальше. Мы будем недалеки от истины, если скажем: «Кто, если не мы!».

 

Тесты как modus operandi

Трудно придумать лучший случай, чтобы отточить навыки выполнения тестовых заданий, которые становятся, хотим мы того или нет, новым универсальным решением в контроле образовательного процесса, новым «золотым стандартом» оценки квалификации специалиста. Любые тесты, пусть даже столь многогранные и искусные, как тесты наших преподавателей, несовершенны и обладают неискоренимой спецификой. С ними нужно уметь работать для достижения результата и уметь полученный же опыт применить на практике. Благо, каждое занятие теперь снабжено не только контролирующим тестом, но и входящим тестом, призванным пробудить знания из смежных дисциплин, важные для усвоения темы, а также тестом обучающим, который поможет подготовиться к, собственно, контрольному прохождению.

 

Дома и стены помогают

Экзаменационная сессия в БГМУ – суровое и бескомпромиссное испытание, во время которого студент отчаянно борется, но не с экзаменатором, как иногда кажется, а с собственным невежеством, с тьмой незнания и все, начиная от преподавателя, заканчивая родными и товарищами, готовы помочь студенту в этой битве. Все, кроме собственной нервной системы, ведь неизбежно приходят и волнение, и откровенный страх, и стыд, и мнимое бессилие, и гнетущая обстановка аудитории, которая таковой лишь кажется. Этой зимой все будет иначе: студент будет сдавать экзамен, не выходя из дома, используя все те же, знакомые по практическим занятиям, средства коммуникации. По собственному опыту заявляю: знакомая обстановка во время экзамена может как воодушевить и успокоить, так и излишне умиротворить, исходя из чего важно, как говорится, принимать лишь то, что тебя закаляет.

Разведка боем

Многие из нас давно углубились в практическую медицину куда дальше практических занятий и работают в качестве младшего и среднего медицинского персонала в клиниках столицы. С приходом же пандемии нам предоставилась возможность оказаться на самом острие борьбы: работать в «красных зонах», посильным вкладом помогая врачам сформулировать и отточить тактику ведения пациентов с COVID-19. Правильно распределенное время в условиях дистанционного обучения позволяет нам дольше и продуктивнее работать и черпать бесценный клинический опыт, истинная ценность которого, конечно, определится в будущем. И, поверьте, она будет немалой…

 

Время отдышаться

Медицинское образование – изнуряющий путь, который осилит лишь идущий, но, чтобы идти, иногда необходимо ненадолго остановиться. Верно? Атмосфера буднично тяжелой учебы дает студенту ту меру, которой справедливо сможет он оценить редкую минуту отдыха и не растратить ее. Пусть интенсивность интеллектуальной деятельности ни на секунду не угасала, но очевидно, что физическая нагрузка в период самоизоляции явно ниже той планки, что обыкновенно задает наш родной университет. Следует мудро отнестись к подобной паузе, чтобы всерьез начать следовать здоровому образу жизни, ведь всегда стоит начинать с себя. Более того, никто не отменял роли достаточной физической нагрузки, здорового сна и рационального питания в повышении неспецифической резистентности организма инфекциям, а нам, будущим педиатрам, важно добраться до конца этой уникальной дистанции в оптимальной форме.

Алексей Белаш, студент 2515 группы 5-го курса педиатрического факультета, фото предоставлено педиатрическим факультетом БГМУ